Авторы: Главатских Елена Анатольевна, Баранова Елена Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №111" г.Перми
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи для средней груп
Тема: "Времена года.Весна"
Занятие на тему «Времена года. Весна» проводится для детей среднего
дошкольного возраста. В ходе занятия происходит знакомство детей со
временем года «Весна», с признаками весны (явления живой и неживой
природы), формируется умение составлять мини-рассказ. Развивающие игры
и упражнения, используемые на занятии, направлены на развитие общей и
мелкой моторики, психофизического и эмоционального настроя
воспитанников.
МАДОУ «Детский сад №111» г.Перми.
Аннотация к конспекту: «Времена года. Весна».
Авторы: Баранова Елена Александровна
Главатских Елена Анатольевна
Цель: развитие связной речи по теме «Весна».
Мы подготовили конспект занятиядля обобщения и систематизации знаний
детей о весне. Занятие было подготовлено таким образом, чтобы
перекликались все пять образовательных областей: речевое развитие и
познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное
развитие и физическое. В ходе занятия дети были увлечены. Они отгадывали
загадки, вспоминали признаки весны. Подбирали прилагательные к
заданному слову. Составляли предложения с опорой на картинку, с помощью
металлофона изображали капель. Закрепили понятия «перелетные»птицы. С
поставленными задачами ребята справились. Единственное, дети не всегда
слышат друг друга, могут повторить то, что уже назвали. Но мы учимся и в
следующем году, и эта задача будет выполнена!
Задачи:
- учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки;
- уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких
животных, о весенних изменениях в живой и неживой природе; ;
-воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней,
- воспитывать умение слушать друг друга;
Оборудование: магнитофон, аудиозапись «Весенняя песенка», музыкальная
картина « Шум ручья».
Демонстрационный материал: конверт с письмом, лучики солнца, карточки
с изображением характерных признаков весны, перелётных птиц, диких
животных;
Раздаточный материал:медали «Солнышко»
Методы, используемые на занятии: наглядные, словесные, игровые,
практические.
Предварительная работа:Наблюдения на прогулке за явлениями живой и
неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей, работа
дворника);
- опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца,
таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно следственной
связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;
- рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с
журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные
птицы, дикие животные, репродукции художников;
- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений
(мнемотехника), отгадывание загадок, прослушивание музыкальных
произведений, примет, звуки природы, беседы;
- разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры;
Ход занятия:
I. Вводная часть
1. Приветствие детей
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй утро, здравствуй день.
Нам здороваться не лень!
Воспитатель: Скажите, какое сейчас время года? (весна)
А какое время года было до весны? (зима)
Сегодня 16 апреля – второй месяц весны. А кто мне назовёт признаки весны,
откуда мы знаем, что сейчас именно весна, а не какое то другое время года.
2.Сюрпризный момент
Весной оживает вся природа. К нам в группу тоже пришлавесна и принесла
письмо. (Обращаем внимание детей на большой конверт)
Воспитатель: Хотите узнать, что там? Давайте откроем и прочитаем!
III. Основная часть
1.Чтение письма
“Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они
дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца – Зима, 3 месяца – Весна,
3 месяца – Лето и 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая
главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным
покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Забеспокоились Лето и
Осень. А Весна сказала: “Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет
победить холод”. Что же это за чудо?
Воспитатель: Ребята вы хотите узнать? Чтобы узнать, отгадайте загадку.
2. Загадка
Воспитатель: Светит, сверкает, всех согревает.
(Дети: солнце)
Воспитатель: Конечно. Действительно, солнце. Расскажем, какое у нас
солнышко.
3. Игра «Солнышко весной» (подбор прилагательных)
( солнце яркое, теплое, жёлтое, ласковое, радостное, круглое веселое,
румяное, лучистое). Ребенок, который называет прилагательное, берет лучик
солнца. Далее дети прицепляют лучики к солнцу.
Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало
ярче и теплее. Наступила весна. Пригрело солнышко.
Хотите узнать, что случилось дальше?
Воспитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте
лежат подсказки и они нам помогут самим продолжить сказку. Как вы
думаете,мы справимся с этой работой?
Дети: Да
Тогда заглянем в конверт и достанем карточку.
Так что же произошло когда появилось весеннее солнце?
4 . Воспитатель: А это что? ( Достаёт картинку с изображением сосулек)
Составление предложений о сосульках.
Воспитатель: Что происходит с сосульками весной?
Дети ( Сосульки тают и звенит капель).
Воспитатель: (подходя к металлофону) Солнце светит, сосулька начинает
таять (играет на металлофоне длинные звуки). Солнце все теплее и сосулька
начинает таять все быстрее. (Играет на металлофоне короткие звуки).
5. Составление предложения о ручьях.
(Достает из конверта рисунок и с изображением ручейка).
Зажурчали ручьи.
Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать, как весной журчат ручьи (дети
закрывают глаза и звучит аудиозапись ручья.)
Воспитатель: А у нас на пути ручей. Ребята, вы сможете перепрыгнуть через
него?
6. Игра «Перепрыгни через ручей»
(Перепрыгнуть через ручей, назвав признак весны).
Воспитатель: Молодцы все справились с заданием.
Воспитатель: Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.
(Достаёт из конверта картинку подснежника).
Воспитатель: Посмотрим, что же произошло дальше.
Ответы детей - Растаял снег и на проталинах распустились подснежники.
Подснежники – еще одно чудо весны. Почему они так называются?
Дети: (Потому что они самые первые появляются из-под снега.)
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.
Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.
Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими цветочками.
Влево – вправо повернись и в ребяток превратись. (садятся на стульчики)
Воспитатель: Как красиво. Многие люди хотят, что бы такая красота была у
них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать?
Воспитатель: Почему нельзя рвать подснежники?
(Ребёнок читает стихотворение)
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты!
Воспитатель: Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.8. Составление
предложения о набухании почек на деревьях.
( Достается карточка, с изображением ветки с почками).
Воспитатель: Что же происходит с деревьями и кустарникам весной
Ответы детей.
- На деревьях и кустарниках набухли почки.
Воспитатель: А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе.
(Подходим к веткам берёзы, черёмухи, сирени, поставленных в вазу )
Только у нас почки набухли почему-то гораздо быстрее. Почему, как вы
думаете? (Ответы детей: потому что в группе теплее, чем на улице).
Воспитатель: Правильно, поэтому зимой все деревья и кустарники спят, а с
наступлением весны начинают просыпаться.
Воспитатель: Что же еще происходит весной?
9. Составление предложения о перелётных птицах.
(Достается картинки с изображением перелётных птиц).
(Ответы детей). С юга возвращаются перелетные птицы.
10. Составление рассказа о птице.
Воспитатель: Возьмите по одной картинке. Расскажите, какая у вас птица
(например: это птица ласточка, она перелётная).
(Дети называют перелётных птиц).
Воспитатель: А что же в это время происходит в лесу у зверей?
(Дети: у зверей весной появляются детеныши)
Воспитатель: У зверей появляются детеныши. Давайте вспомним, как
называются детеныши диких животных.
12. Игра в кругу «Мамы и малыши»
Воспитатель: Я кидаю мяч, называя зверя, вы называете его детёныша.
Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.
Воспитатель: А как меняется весной одежда людей?
(Ответы детей.Люди надевают облегчённую одежду).
Воспитатель: Вот какой замечательный рассказ у нас получился.
III. Закрепление материала.
Составление рассказа по опорным картинкам.
Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее. Растаял снег и на
проталинах распустились подснежники. Стали таять сосульки и зазвенела
капель. Зажурчали ручьи. На деревьях и кустарниках набухли почки.
Прилетели перелетные птицы. У зверей появляются детеныши. Люди надели
облегченную одежду.
Воспитатель: Весна - это волшебное время года, особенное. Весной все
просыпается, все расцветает, обновляется.
А вы, ребята, любите весну? Кто расскажет стихи о весне?
IV. Итог занятия
О каком времени года мы говорили на занятии?
Что вам понравилось на занятии?
Какое задание для вас было трудным?
Мне понравилось как вы занималась и в награду «Весна» прислала вам
медальки «Солнышко».
Пусть у вас всегда будет хорошее настроение. Всем спасибо.