Напоминание

"Времена года.Весна"

Авторы: Главатских Елена Анатольевна, Баранова Елена Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №111" г.Перми
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи для средней груп
Тема: "Времена года.Весна"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Занятие на тему «Времена года. Весна» проводится для детей среднего

дошкольного возраста. В ходе занятия происходит знакомство детей со

временем года «Весна», с признаками весны (явления живой и неживой

природы), формируется умение составлять мини-рассказ. Развивающие игры

и упражнения, используемые на занятии, направлены на развитие общей и

мелкой моторики, психофизического и эмоционального настроя

воспитанников.

МАДОУ «Детский сад №111» г.Перми.

Аннотация к конспекту: «Времена года. Весна».

Авторы: Баранова Елена Александровна

Главатских Елена Анатольевна

Цель: развитие связной речи по теме «Весна».

Мы подготовили конспект занятиядля обобщения и систематизации знаний

детей о весне. Занятие было подготовлено таким образом, чтобы

перекликались все пять образовательных областей: речевое развитие и

познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное

развитие и физическое. В ходе занятия дети были увлечены. Они отгадывали

загадки, вспоминали признаки весны. Подбирали прилагательные к

заданному слову. Составляли предложения с опорой на картинку, с помощью

металлофона изображали капель. Закрепили понятия «перелетные»птицы. С

поставленными задачами ребята справились. Единственное, дети не всегда

слышат друг друга, могут повторить то, что уже назвали. Но мы учимся и в

следующем году, и эта задача будет выполнена!

Задачи:

- учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки;

- уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких

животных, о весенних изменениях в живой и неживой природе; ;

-воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней,

- воспитывать умение слушать друг друга;

Оборудование: магнитофон, аудиозапись «Весенняя песенка», музыкальная

картина « Шум ручья».

Демонстрационный материал: конверт с письмом, лучики солнца, карточки

с изображением характерных признаков весны, перелётных птиц, диких

животных;

Раздаточный материал:медали «Солнышко»

Методы, используемые на занятии: наглядные, словесные, игровые,

практические.

Предварительная работа:Наблюдения на прогулке за явлениями живой и

неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей, работа

дворника);

- опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца,

таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно следственной

связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;

- рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с

журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные

птицы, дикие животные, репродукции художников;

- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений

(мнемотехника), отгадывание загадок, прослушивание музыкальных

произведений, примет, звуки природы, беседы;

- разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры;

Ход занятия:

I. Вводная часть

1. Приветствие детей

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй утро, здравствуй день.

Нам здороваться не лень!

Воспитатель: Скажите, какое сейчас время года? (весна)

А какое время года было до весны? (зима)

Сегодня 16 апреля – второй месяц весны. А кто мне назовёт признаки весны,

откуда мы знаем, что сейчас именно весна, а не какое то другое время года.

2.Сюрпризный момент

Весной оживает вся природа. К нам в группу тоже пришлавесна и принесла

письмо. (Обращаем внимание детей на большой конверт)

Воспитатель: Хотите узнать, что там? Давайте откроем и прочитаем!

III. Основная часть

1.Чтение письма

“Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они

дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца – Зима, 3 месяца – Весна,

3 месяца – Лето и 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая

главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным

покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Забеспокоились Лето и

Осень. А Весна сказала: “Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет

победить холод”. Что же это за чудо?

Воспитатель: Ребята вы хотите узнать? Чтобы узнать, отгадайте загадку.

2. Загадка

Воспитатель: Светит, сверкает, всех согревает.

(Дети: солнце)

Воспитатель: Конечно. Действительно, солнце. Расскажем, какое у нас

солнышко.

3. Игра «Солнышко весной» (подбор прилагательных)

( солнце яркое, теплое, жёлтое, ласковое, радостное, круглое веселое,

румяное, лучистое). Ребенок, который называет прилагательное, берет лучик

солнца. Далее дети прицепляют лучики к солнцу.

Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало

ярче и теплее. Наступила весна. Пригрело солнышко.

Хотите узнать, что случилось дальше?

Воспитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте

лежат подсказки и они нам помогут самим продолжить сказку. Как вы

думаете,мы справимся с этой работой?

Дети: Да

Тогда заглянем в конверт и достанем карточку.

Так что же произошло когда появилось весеннее солнце?

4 . Воспитатель: А это что? ( Достаёт картинку с изображением сосулек)

Составление предложений о сосульках.

Воспитатель: Что происходит с сосульками весной?

Дети ( Сосульки тают и звенит капель).

Воспитатель: (подходя к металлофону) Солнце светит, сосулька начинает

таять (играет на металлофоне длинные звуки). Солнце все теплее и сосулька

начинает таять все быстрее. (Играет на металлофоне короткие звуки).

5. Составление предложения о ручьях.

(Достает из конверта рисунок и с изображением ручейка).

Зажурчали ручьи.

Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать, как весной журчат ручьи (дети

закрывают глаза и звучит аудиозапись ручья.)

Воспитатель: А у нас на пути ручей. Ребята, вы сможете перепрыгнуть через

него?

6. Игра «Перепрыгни через ручей»

(Перепрыгнуть через ручей, назвав признак весны).

Воспитатель: Молодцы все справились с заданием.

Воспитатель: Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.

(Достаёт из конверта картинку подснежника).

Воспитатель: Посмотрим, что же произошло дальше.

Ответы детей - Растаял снег и на проталинах распустились подснежники.

Подснежники – еще одно чудо весны. Почему они так называются?

Дети: (Потому что они самые первые появляются из-под снега.)

Вот подснежники проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели.

И на солнце поглядели.

Встают и протирают глаза.

Улыбаются и потягиваются.

Умываются.

Кружатся.

Наклоняются и приседают.

Поднимают голову вверх.

Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими цветочками.

Влево – вправо повернись и в ребяток превратись. (садятся на стульчики)

Воспитатель: Как красиво. Многие люди хотят, что бы такая красота была у

них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать?

Воспитатель: Почему нельзя рвать подснежники?

(Ребёнок читает стихотворение)

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты!

Воспитатель: Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.8. Составление

предложения о набухании почек на деревьях.

( Достается карточка, с изображением ветки с почками).

Воспитатель: Что же происходит с деревьями и кустарникам весной

Ответы детей.

- На деревьях и кустарниках набухли почки.

Воспитатель: А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе.

(Подходим к веткам берёзы, черёмухи, сирени, поставленных в вазу )

Только у нас почки набухли почему-то гораздо быстрее. Почему, как вы

думаете? (Ответы детей: потому что в группе теплее, чем на улице).

Воспитатель: Правильно, поэтому зимой все деревья и кустарники спят, а с

наступлением весны начинают просыпаться.

Воспитатель: Что же еще происходит весной?

9. Составление предложения о перелётных птицах.

(Достается картинки с изображением перелётных птиц).

(Ответы детей). С юга возвращаются перелетные птицы.

10. Составление рассказа о птице.

Воспитатель: Возьмите по одной картинке. Расскажите, какая у вас птица

(например: это птица ласточка, она перелётная).

(Дети называют перелётных птиц).

Воспитатель: А что же в это время происходит в лесу у зверей?

(Дети: у зверей весной появляются детеныши)

Воспитатель: У зверей появляются детеныши. Давайте вспомним, как

называются детеныши диких животных.

12. Игра в кругу «Мамы и малыши»

Воспитатель: Я кидаю мяч, называя зверя, вы называете его детёныша.

Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.

Воспитатель: А как меняется весной одежда людей?

(Ответы детей.Люди надевают облегчённую одежду).

Воспитатель: Вот какой замечательный рассказ у нас получился.

III. Закрепление материала.

Составление рассказа по опорным картинкам.

Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее. Растаял снег и на

проталинах распустились подснежники. Стали таять сосульки и зазвенела

капель. Зажурчали ручьи. На деревьях и кустарниках набухли почки.

Прилетели перелетные птицы. У зверей появляются детеныши. Люди надели

облегченную одежду.

Воспитатель: Весна - это волшебное время года, особенное. Весной все

просыпается, все расцветает, обновляется.

А вы, ребята, любите весну? Кто расскажет стихи о весне?

IV. Итог занятия

О каком времени года мы говорили на занятии?

Что вам понравилось на занятии?

Какое задание для вас было трудным?

Мне понравилось как вы занималась и в награду «Весна» прислала вам

медальки «Солнышко».

Пусть у вас всегда будет хорошее настроение. Всем спасибо.