Автор: Шайдаман Инна Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №45"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДОУ
Шайдаман Инна Фёдоровна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад 45»
ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДОУ
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует
освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию
способности к сопереживанию.
Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только
психические функции личности ребёнка, художественные способности,
творческий
потенциал,
но
и
общечеловеческую
способность
к
межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают
адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый
помогает ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире,
приобщает
его
к
доступным
видам
художественно-эстетической
деятельности.
Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ
переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире
ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры
можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в
которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель,
одежду и т. д. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра,
режиссёра, декоратора, музыканта, поэта. Каждый ребёнок играет свою роль
по-своему,
но
все
копируют
в
своих
играх
взрослых.
Поэтому
театрализованной деятельности нами тоже уделяется особое значение, всем
видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель
поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его
с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами
этикета, обрядами, традициями.
Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации
дошкольника
в
процессе
осмысления
им
нравственного
подтекста
литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные
условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования
диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно
происходит речевое развитие.
Дети подготовительной к школе группы интересуются театром как
видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального
искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей
(фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, зрительный зал и т.д.)
и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты и т.
д.). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр,
художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в
театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление.
Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы,
викторины. Например: «Как Байрчик в театр ходил», «Правила поведения в
зрительном зале» и др. Знакомство с различными видами театра способствует
накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их
осмысления и эстетическому восприятию.
Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети
играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где
персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения
регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети
продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра:
настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать
диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
В подготовительной группе важное место занимает не только
подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется
степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля
в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о
содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам,
анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения
детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на
отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении
музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же
атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке
способствует
лучшему
запоминанию
и
пониманию
её
содержания,
акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт
возможность вновь пережить испытанные чувства.
Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во
все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время,
самостоятельную деятельность, в работу студий и кружков, праздников,
развлечений.
Литература
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду:
игры, упражнения, сценарии / Е.А. Антипина. М.: ТЦ Сфера, 2006. 128 с. 102
2. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы / Л.П.
Бочкарева // Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, Л.И. Матусик.
М., 1983. С. 38-48.
3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д.
Маханева. М.: ТЦ Сфера, 2004. 128 с.
4. Томчикова С.Н. У истоков театра: Программа творческого
развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности / С.Н.
Томмчикова. Магнитогорск: МаГУ, 2002. 69 с.