Автор: Никишова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Бутовская СОШ 1
Населённый пункт: МО,Ленинский район,ЖК Бутово Парк 27
Наименование материала: Статья
Тема: Помогите ребенку научится дружить
Помогите ребенку научиться дружить
Автор: Никишова Татьяна Ивановна
МБОУ Бутовская СОШ №1
МО, Ленинский район, Бутово Парк 27
Дружеские отношения – это особые для ребенка отношения, отличные от всех других. Возникнув, они
расширяют его возможности, обогащают чувства и переживания. Дружба невозможна без действий,
поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью.
Следовательно, в дружбе постоянно идет процесс нравственного совершенствования. Дружеские
отношения возникают в процессе общения, а общение – основной фактор развития ребенка. Не каждый
родитель догадывается, что ребенка нужно учить дружить. Они не задают себе вопрос, зачем нужны
товарищи своему ребенку. Они даже не сомневаются в том, что дружба- это нечто необходимое, само
разумеющееся. А ведь в становлении этого самого представления наших детей о дружбе мы должны
принимать самое активное участие.
Следует помнить, что ребенок, как губка, впитывает модели родительских взаимоотношений. Поэтому, я
считаю, что родители на собственном примере должны показать, что у них тоже есть верные друзья. Так
ребенок больше поймет, кто такой друг, что такое дружба. Необходимо почаще рассказывать истории из
своей жизни, когда вам очень помогали друзья в трудную минуту, и как вы выручали друзей. Объясняйте
ребенку, что без друзей трудно прожить в одиночку, и жизнь без них скучно и однообразна. Беседуя с
ребенком о дружбе, можно вспомнить пословицы и обсудить их вместе: «Скажи мне кто твой друг и я
скажу, кто ты», «Друга ищи, а нашел – береги», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Читайте детям
сказки, рассказы, стихи о дружбе, друзьях, о дружеских отношениях между детьми, просматривайте
мультфильмы, обсуждайте прочитанное и увиденное.
Нужно научить выбирать друзей, беречь их, ценить, понимать, помогать им; не конфликтовать, уметь
договариваться, не быть жадным. Развивайте отзывчивость, сочувствие, великодушие.
Родителям необходимо внимательно относиться к детской дружбе. Дружба взаимообогащает детей,
расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость или
огорчение.
Необходимо внушать детям, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, нужно не завидовать, а
радоваться. В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать ее. Чуткость, внимательность должны
проявляться в любых мелочах. Нужно учить детей обращаться друг к другу. Прислушиваться друг к другу.
Конечно, готовых инструкций о том, как завести друзей, не существует. Однако, вы можете помочь своему
ребенку.
Я могу предложить вам несколько советов, которые рекомендуют психологи, и которые, между прочим,
подходят и взрослым, испытывающим трудности в общении.
- «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется» - напоминайте ребенку слова этой
известной песенки. Объясните ему, что знакомиться нужно с улыбкой, а если подойти с хмурым видом, то
вряд ли кто-то захочет общаться.
- Приучите ребенка смотреть в глаза собеседнику- по мнению психологов люди с «бегающим» взглядом не
вызывают у окружающих доверия.
- Делиться своим имуществом - еще один шаг на встречу другим. Не принуждайте сына или дочь делиться и
тем более не выхватывайте из рук игрушку, выговаривая: «Как можно быть жадным!». Всегда щедро
хвалите за уступчивость и доброту - тогда во взрослой жизни у него не будет проблем с общением, ведь он
с детства приучится искать компромисс.
- Воздерживайтесь от нелестных отзывов о друзьях ребенка, по крайней мере, в его присутствии. Ведь если
он выбрал друга сам, значит, он к нему привязан.
- Разрешайте ребенку приглашать к себе домой друзей - уютная домашняя обстановка способствует
развитию дружеских отношений.
- Научите сына или дочь мириться. Объясните, что в случае проступка человек обязательно должен
извиниться или попросить прощения.
- Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Например, если его обижают сверстники, нет
смысла призывать его не расстраиваться: он все равно расстроится. Достаточно сказать, что вы понимаете
его чувства. Можете привести пару примеров из собственной биографии. Допустим, вспомните, что вас
дразнили в детстве «Колобок» или «Пышкой», но вы старались не обращать внимания. Объясните чаду, что
обидчики, выдумывая разные прозвища, рассчитывают как раз на то, что человек разозлится и выйдет из
себя. Если же, не взирая на колкости и ехидство, он будет сохранять спокойствие, дразнящие быстро
потеряют к нему интерес.
- Если у вас стеснительный ребенок или почти не проявляющий интерес к общению с другими детьми -
обязательно периодически выделяйте некоторое время и общайтесь с ним на тему знакомства и дружбы.
Рассказывайте ему о своих друзьях в детстве, как вы познакомились и что делали вместе, показывайте
ему мультики про дружбу, читайте сказки о ней и обсуждайте их вместе - это поможет ребенку понять и
разобраться что такое дружба гораздо лучше, чем наставления и нравоучения. Рассказывайте не только
хорошие моменты своего опыта дружбы. Но и сложные и печальные, чтобы ребенок знал как бывает в
жизни.
- Периодически устраивайте общие игры с другими детьми: приглашайте их е себе домой. Играйте на
улице. Ходите вместе на прогулки. В театр или зоопарк. Друг к другу в гости, на праздники и дни рождения.
Часто, подобные детские отношения перерастают со временем в долгую и крепкую дружбу. Научите
ребенка делать друзьям приятные сюрпризы и подарки. Как на праздники, так и просто так.
В книге «Азбука нравственного воспитания» под редакцией Каирова И.А. есть несколько правил
товарищества:
- Помогай товарищу, если умеешь делать что- то- научи его.
- Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь.
- Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.
- Старайся выручить товарища.
- Поделись с ним интересными книжками, игрушками - всем. Чмо могло бы помочь ему.
- Останови друга, если он делает что- то плохое.
- Хорошо дружить - значит говорить друг другу правду.
Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок был порядочным и отзывчивым, надёжным другом и умел
откликаться на чужую беду. Поэтому уважаемые родители помогите своему ребёнку найти и сохранить
дружбу. Дружба становится прекрасным средством для социализации ребёнка. Помогите вашему ребенку
понять, что дружить и иметь верного друга, а также самому быть верным надежным другом - это
ЗДОРОВО!
Список литературы:
1. «Азбука нравственного воспитания» М.А. Завацкая и др.; под ред. И.А.Каирова и В.С. Ханчина, М,
ПЕДАГОГИКА.
2. Л.В. Абрамова и И.Ф. Слепцова. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, М, 2022.
3. Л.И. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2001.
4. В.С. Мухина. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве. Психологический журнал,
переиздание. 2001 -№ 5.