"Аппликация – как средство развития творческих способностей младших школьников на занятиях ручным трудом"
Автор: Тотьмянина Светлана Борисовна Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "Кувинская СОШ"
Населённый пункт: Село Кува, Кудымкарский район, Пермский край
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Аппликация – как средство развития творческих способностей младших школьников на занятиях ручным трудом"
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации муниципального района
МОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»
Аппликация - как средство развития творческих
способностей младших школьников на занятиях ручным
трудом.
Тотьмянина Светлана Борисовна
Воспитатель группы продлённого дня
Вторая категория
2010
Оглавление
Введение ------------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1.Аппликация - как вид декоративно - прикладного искусства----------5
1.1.
История развития аппликации -------------------------------------------------- 5
1.2.
Виды декоративно-прикладного искусства с использованием
аппликации ------------------------------------------------------------------------- 7
Глава 2. Психолого-педагогические особенности работы с младшими
школьниками по развитию творческих способностей на занятиях ручным
трудом ---------------------------------------------------------------------------------------- 9
2.1. Условия развития творческих способностей младших школьников - 9 2.2.
Особенности работы с младшими школьниками по ознакомлению с
аппликацией на занятиях ручным трудом ------------------------------------------ 15
Глава 3. Из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся 1
класса на занятиях ручным трудом -------------------------------------------------- 19
3.1. Содержание исследовательской работы по ознакомлению учащихся 1
класса с аппликацией-------------------------------------------------------------------- 19
3.2. Результаты исследовательской работы --------------------------------------- 24
3.3. Развитие творческих способностей на занятиях в группе продлённого
дня и занятиях кружка «Умелые ручки» и «Волшебный бисер»----------------29
Заключение ------------------------------------------------------------------------------- 37
Литература--------------------------------------------------------------------------------- 38
Приложение------------------------------------------------------------------------------- 39
2
Введение
Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой народного
образования и общества в целом, является проблема активизации
творческого мышления младших школьников.
Дети, пришедшие в школу, во многом очень хорошо подготовлены. Они
с детского сада занимаются по различным программам. Ребята из
сельских школ большого выбора развивающих программ не имеют,
особенно, когда группу продленного дня посещают дети, обучающиеся
первый год. Ребята многое знают о вязании, ткачестве, вышивке, плетении,
аппликации, но они не знают что, все предметы декоративно-прикладного
искусства несут и информационное значение, особенно элементы
аппликации.
Можно ли развить ребенка, его творческие способности, воспитать
творческую личность в целом на основе ознакомления с аппликацией?
Ответом на этот вопрос является моя исследовательская работа на
тему «Аппликация – как средство развития творческих способностей
младших школьников на занятиях ручным трудом».
Цель:
выявить влияет ли ознакомление с аппликацией на развитие
творческих способностей младших школьников на занятиях ручным трудом.
Задачи:
изучить и проанализировать научно – педагогическую,
методическую и искусствоведческую литературу. Изучить психологические
особенности детей младшего школьного возраста. Разработать содержание
цикла занятий по ознакомлению детей с аппликацией. Провести данные
занятия и показать их эффективность, проанализировать полученные
результаты.
Объект исследования: творческая деятельность младших школьников на
занятиях ручным трудом.
Предмет исследования:
аппликация – как средство развития
творческих способностей младших школьников на занятиях ручным
трудом.
3
Гипотеза:
ознакомление младших школьников с аппликацией на
занятиях ручным трудом будет влиять на развитие творческих
способностей детей при условии:
- учёта психолого – педагогических особенностей детей младшего
школьного возраста;
- преемственности;
- построения изучаемого материала по принципу «от простого к
сложному»;
- использования на занятиях межпредметных связей.
Ожидаемый результат:
занятия по ознакомлению с аппликацией
положительно повлияют на познавательную и творческую деятельность
учащихся, поспособствуют формированию развития творческого начала
личности.
Методы исследования:
1.
Анализ психолого-педагогической, методической и
искусствоведческой литературы.
2.
Наблюдение за процессом познания и художественно –
творческой деятельностью.
3.
Исследовательская работа.
4.
Тестирование.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный
учебно-методический материал по ознакомлению учащихся с аппликацией
может быть использован учителями начальных классов на уроках
художественного труда с целью развития творческих способностей
учащихся.
Глава 1
Аппликация – как вид декоративно – прикладного искусства
1.1. История развития аппликации
4
По своему происхождению декоративно – прикладное искусство – один
из самых древних видов искусства. Издавна человек стремился сделать
свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и
красивыми. Основным источником вдохновения для людей служил
окружающий их удивительный мир природы.
«
Основоположниками искусства » – писал А. М. Горький – «
были
ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя ваши
глаза, наполняют музеи»
[13].
Аппликация относится к декоративно – прикладному искусству и
является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды,
предметов быта, для создания декоративного панно.
Слово
аппликация произошло от латинского
прикладывать - это вид
декоративно – прикладного искусства, при котором на основе, принятой за
фон, закрепляются детали изображения будущей композиции
[2].
Аппликация
как вид декоративно – прикладного искусства возник в глубокой
древности, примерно в
VI веке до нашей эры. А в Древней Греции
родилась легенда о том, как дочь Дибутара начертала на стене дома тень
своего возлюбленного. С тех пор чёрные плоские профильные фигуры
украшали древние греческие вазы
[13].
В России в конце
XVIII– начале IX века вырезание силуэтов стало
любимым занятием не только художников – профессионалов, но и
дворянства.
Народы с древних времён широко применяли аппликацию для
украшения своего быта. Казаки аппликацией украшали ковры, юрты;
татары – мягкие кожаные сапоги, сёдла; народы Севера на кожаную одежду
нашивали узоры из меха; русские широко использовали аппликацию на
ткани. Использовали аппликацию в своих работах и художники. Крупным
мастером силуэтных композиций считался Фёдор Петрович Толстой (1783
-1873). И сегодня встречаются художники – любители, которые без
5
размётки, из сложенного в несколько раз листа бумаги, вырезают
удивительные по красоте узоры, сюжеты со сложной композицией
[11].
1.2. Виды декоративно-прикладного искусства
Произведения декоративно – прикладного искусства различаются:
6
1.
по типу созданных изделий (мебель, кружево, ювелирные украшения,
игрушки и т. д.);
2.
по материалу (металл, дерево, стекло, фарфор, керамика и т.д.);
3.
по технике обработки материала (художественная резьба, чеканка,
художественное литьё);
По используемым материалам
аппликацию можно разбить на
следующие группы:
- из бумаги;
- из ткани, нити, верёвок, тесьмы;
- из природных материалов (листьев, цветов, семян, соломки, веточек и
других);
- из нетрадиционных материалов (гофрированного картона,
пластиковых упаковок, коробок, проволоки, бисера и других).
По видам:
- предметная аппликация изображает различные отдельные предметы,
людей или животных;
- сюжетная аппликация выполняется по сказке, песне, рассказу, стихам;
- декоративная аппликация – это выполнение орнамента, узора с
изображением стилизованных цветов, птиц, животных.
По изображению:
- плоская (все детали аппликации полностью наклеиваются на фон);
- объёмная (детали не полностью наклеиваются на фон и за счёт этого
создаётся объёмное изображение).
По способам выполнения:
- мозаика (изображение состоит из небольших кусочков разного цвета,
которые выкладывают в виде нужной композиции);
- аппликация обрыванием (детали выполняются способом обрывания
бумаги).
По цветовому решению:
- монохромные (выполняются в одном цветовом сочетании);
7
- полихромные (многоцветные).
По способам закрепления деталей на фоне:
- с помощью клея;
- пришиванием;
- сцеплением;
- на пластилин.
Анализ методической и искусствоведческой литературы позволил сделать
следующие выводы:
достаточно хорошо исследована история происхождения и развития
декоративно – прикладного искусства, в том числе и аппликации. К
настоящему времени имеется ряд публикаций, освещающих различные
стороны использования аппликации;
народное искусство рассматривается не столько как современное
художественное явление, вобравшее в себя многовековый
эстетический опыт народа, но и как средство развития творческих
способностей детей. Занятия с использованием аппликации
положительно влияют на духовное развитие и становление личности
младших школьников.
Учитывая большое значение данных материалов, я пришла к выводу о
необходимости разработки цикла занятий для развития творчества детей на
основе ознакомления с аппликацией.
Глава 2
Психолого-педагогические особенности работы с младшими
школьниками по развитию творческих способностей на
занятиях ручным трудом
8
2.1 . Условия развития творческих способностей младших школьников
О проблеме развития творческого потенциала детей младшего школьного
возраста много говорят и пишут. Уже давно учёные попытались разгадать
загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и
искусства. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии
творческого процесса
[15].
Первая стадия – длительные размышления над изучаемыми фактами и
явлениями.
Вторая стадия – короткое озарение и интуитивно принятые решения.
Во II половине нашего века исследования творческих способностей стали
расширяться. Были составлены первые диагностические задания,
выявляющие уровень развития творческих способностей. Разработаны
первые учебные программы формирования творческих способностей. В это
время были выявлены психологические составляющие творческой
деятельности и основные показатели творческих способностей. Ими
являются: беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность,
точность и смелость
[10].
Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий
переключаться с одной цели на другую, видеть, что информацию,
полученную в одном контексте, можно использовать и другом.
Оригинальность – способность удивляться, любопытство и открытость
ко всему новому.
Точность – способность совершенствовать или придавать законченный
вид своему творческому продукту.
Смелость – способность принимать решения в ситуации
неопределённости, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца,
рискуя личным успехом и репутацией.
9
Для ребёнка основной деятельностью, в которой проявляется его
творчество, есть игра
[1].
Но игра не только создает условия для такого
проявления.
Как показывают исследования психологов, она в значительной мере
способствует развитию творческих способностей ребёнка. В самой природе
детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности
мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные
замыслы, так и предложения других детей.
Как научить ребёнка мыслить творчески? Мы уже знаем, что наиболее
эффективным методом такого развития является игра, игра развивающая. Но
на что она должна быть направлена? Что она должна развивать?
Исследования психологов показывают, что продуктивно творческому
мышлению способствует овладение специальными приёмами. Эти приёмы
более подробно описывают Симановский А.И
.[15 ]
,С. Гин,
[5].
К таким приёмам относятся:
выделение противоположных свойств -
этот приём предлагает
выделение в одном и том же предмете или явлении противоположных
свойств. Умение находить противоречия – есть основа парадоксального
мышления, а оно, в свою очередь является обязательным атрибутом
творчества. Выделение противоположных свойств, их сопоставление и
объединение позволяет раскрывать новые, неожиданные стороны
предметов и явлений. Очень важно, чтобы учитель сам умел
обнаруживать эти свойства и чаще показывал и рассказывал о них
детям. Вот один из способов, как можно это делать. Выбираете предмет
и просите ребёнка, назвать какой – нибудь признак этого предмета.
Затем предлагаете ему определить, что является противоположным по
значению данному признаку и спрашиваете, может ли данным
признаком обладать выбранный предмет;
постановка вопросов -
способность человека к постановке новых
вопросов и проблем является одним из показателей развития его
10
творческих способностей. Первоначально вопросы ребёнка возникли в
общении и приобретали познавательную, исследовательскую
направленность. При этом, несмотря на чрезвычайную
любознательность младших школьников, их исследовательские
возможности в форме вопросов, ещё довольно ограничены.
Первый кризис в развитии вопросов у детей приходит на начальные годы
обучения в школе. Жёсткая ориентация младшего школьника на поиск
ответов, а не на порождение вопросов, преобладание на уроках вопросов,
адресованных к памяти, а не мышлению учеников, приводят к критической
ситуации в развитии любознательности ребёнка; дети перестают задавать
вопросы. В тоже время при благоприятных условиях любознательность
ребёнка можно не только сохранить, но и развить. Что это за благоприятные
условия? Прежде всего, когда взрослый общается с ребёнком на равных.
Поэтому не жалейте времени на разговоры с ребёнком, старайтесь, чтобы
ваши вопросы побуждали его интеллектуальные активности, в них были
элементы неизвестности и противоречия, чтобы они были направлены
больше на мышление ребёнка (на выяснение причин и взаимосвязи явлений),
и меньше на его память.
Когда вопросы задаёт ребёнок, не спешите давать поспешные ответы, а
предложите ему высказать своё предложение « А как ты думаешь? ». Научите
его задавать вопросы самому себе и пытаться самостоятельно отвечать на
них. Ни в коем случае не давайте отрицательной оценки задаваемым
вопросам, какими бы они вам не показались. Стройте диалог таким образом,
чтобы он больше стимулировал ребёнка задавать вам вопросы, а не отвечать
на вопросы, исходящие от вас;
переформулирование -
это умение выделять в предмете
нехарактерные для него (несущественные с точки зрения назначения)
свойства. Для овладения данным приёмом ребёнок должен
предварительно научиться выделять различные свойства и признаки
11
предметов и явлений, а также различать, какие из них существенные, а
какие несущественные, то есть сравнивать;
морфологический анализ - если бы в задании нужно было нарисовать
множество различных объектов (различных домиков), но при этом не
похожих на заданный объект, как это можно было бы сделать. При
анализе ответов подчеркивается, что набор частей должен быть
одинаковым (чтобы в домике можно было жить), но сами части разных
объектов (домиков) могут различаться. Учитель сообщает детям, что
есть способ, как получить разнообразные варианты объекта. Этот
способ называют морфологическим анализом.
Последовательность работы по приёму:
1.Выбрать объект (в данном случае домик).
2.Заполнить левую сторону таблицы – «части» (в данном случае стены,
крыша, окно, труба).
3.Заполнить правую часть таблицы – «варианты частей».
4.Создать новые объекты комбинацией различных вариантов.
Образец заполнения таблицы: см. /Приложение 1/.
Домик
Части объекта
Варианты частей
Таблица заполняется детьми под руководством учителя (желательно
записывать только необычные, нестандартные варианты). После заполнения
таблицы предлагается нарисовать несколько различных домиков,
произвольно комбинируя части. При подведении итогов подчеркивается, что
количество готовых вариантов при использовании морфологического анализа
может быть очень большим. При этом все они будут разнообразными и
неповторимыми.
генерирование идеи -
один из наиболее важных приёмов,
обеспечивающий творческий подход к решению самых разных
проблем. Суть его предельно простогенерировать как можно больше
12
идей. Важным также является обучение ребёнка ещё двум умениям,
которые помогают созданию оригинальных образов:
1.
умению «включать» воображаемый объект в новые связи и
отношения;
2.
умению выбирать из нескольких образов самый оригинальный;
аналогии -
приём образного сравнения (аналогии), когда какой – то
сложный процесс или явление сравнивается с более простым. Этот
приём используется при составлении загадок, поговорок, пословиц;
мозговой штурм - это метод коллективного решения, проблемы. Автор
«мозгового штурма» А.Осборг
[4]
предложил разделить процесс
выдвижения гипотез и процесс их оценки анализа. Поиск идеи ведётся
в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная
или нелепая поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко
возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций;
комбинационный анализ -
в основе этого метода лежит матрица –
сочетание двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов).
У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя
несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде
чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен
овладеть качествами, формирующимися предыдущей.
Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три
стадии развития творческого мышления: наглядно – действенное (5-11 лет),
причинное (11-12 лет), эвристическое (12-14 лет).
Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета.
Поэтому мышление ребёнка называют наглядно-действенным. Очень важным
для развития мышления являются задания на исследование образа-
представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представление на
отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие
предметы и находить сходство и различие.
13
Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребёнку соединить
детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или
явления. Так ребёнок может представлять животное, соединяя в себе части
многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни
у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность
называют фантазией. Можно назвать несколько психологических качеств,
лежащих в основе фантазирования:
- чёткое и ясное представление образов предметов;
- хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время
удерживать в сознании образное представление;
- способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать
их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
- способность комбинировать части разных объектов с новыми
свойствами.
Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки,
неопределённые образы типа чернильных пятен или каракулей, описание
необычных, новых предметов
[5].
2.2. Особенности работы с младшими школьниками по ознакомлению с
аппликацией
14
Модель взаимодействия педагога с учащимися в рамках такого
направления, как художественный труд, включает в себя поэтапное обучение.
1 этап:
«Учимся размышлять» - на занятиях художественного труда
учащиеся ищут и анализируют необходимые технологии, последовательность
изготовления изделия, делают выводы, а потом определяют необходимые
инструменты.
2 этап:
«Развиваем знания, умения, навыки» - учащиеся делают
особенный отбор нужного материала для работы, определяют
последовательность своих действий.
3 этап: «Учимся выполнять новые операции» - у учащихся путём проб
и ошибок формируются более сложные навыки по изготовлению изделий.
4 этап: «
У нас получились красивые изделия» - дети учатся давать
самооценку изделию (презентация, персональная выставка).
Занятия декоративно – прикладного искусства – это яркое, красивое
действо, где каждый ребёнок вовлечён в удивительный мир сказочной
красоты. Красота воспитывает эмоциональную отзывчивость ребёнка,
устанавливает связь с окружающим миром.
Задача учителя – проводить эти занятия с особым теплом и добротой,
чтобы повысить уровень воспитания через столетний опыт создания красоты,
в народном творчестве, чтобы от сказки, от красоты яркой, праздничной
ребёнку легко было перейти к воспитывающей красоте в окружающем мире.
Процесс приобщения учащихся к искусству осуществляется с учётом
психологических особенностей детей на разных этапах их развития:
1.
Творческая деятельность детей на занятиях в начальной школе (первый
этап художественного развития) протекает на эмоционально-
чувственной основе. В начальных классах дети входят в увлекательный
мир искусства, осваивая его целостно (здесь исключено деление на
отдельные виды искусства) и его взаимосвязи с окружающей жизнью.
Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного
развития учащихся. Они побуждают фантазию, активизируют
15
наблюдательность, внимание и воображение; развивают кисть, чувство
формы, глазомер и цветоощущение.
В первом классе дети знакомятся с разнообразными произведениями
декоративно-прикладного искусства, окружающих их в повседневной жизни,
а также сами мастерят игрушки. Дети учатся создавать пластически
выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую
композицию элементы аппликации и цветовой рисунок, осваивая
разнообразную технику обработки бумаги. Такое расширение вширь при
изучении программного материала на первом этапе обучения позволяет
сформулировать широкий круг представлений школьников о декоративно-
прикладном искусстве. При выполнении аппликационных работ необходимо
учить детей работать творчески: что-то дополнять, изменять в цвете, размере
узора-образца, придумывать новые узоры. Простые узоры по вырезанию и
размещению геометрических фигур (квадратов, треугольников, полосок,
кружков) - выполняются на первом этапе ознакомления.
Таким образом, из простых фигур можно составить много узоров,
различных по цвету и композиции. Выполняя аппликацию отдельными
деталями, дети получают навыки составления композиции. Занятия
художественного труда – это педагогически организованное общение с
детьми, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления,
совместной деятельности – это сотворчество, создающее наиболее
благоприятные условия для формирования художественной культуры
ребёнка. Общение должно осуществляться на каждом занятии. Каждый
ученик должен быть уверен, что его мнение будет услышано и даже
маленькие творческие победы не останутся незамеченными.
На занятиях в 1 классе школьники знакомятся со спецификой некоторых
видов аппликации. С изготовлением изделий способом аппликации из фигур
правильной геометрической формы. Во внеклассных занятиях следует
повторять программный материал, несколько изменив его. Первые квадраты
можно вырезать по шаблону. После заготовки квадратов, детей следует
16
познакомить с построением узоров. Из геометрических фигур выполняются
стилизованные сюжетные аппликации цветов, птиц. Усложняя аппликации,
детям предлагается дополнить композицию изображением различных
предметов (трава, солнце, облака), увеличением количества цветов бумаги,
применением фона. На подобных работах дети осваивают своеобразие
аппликаций, крупных цветовых пятен, значение обобщенных форм и
условностей в цвете.
На начальном этапе обучения детей хорошо использовать аппликацию
для развития глазомера, моторики рук, координации движений,
формирования представлений о приёмах рациональной работы,
совершенствования приёмов размётки, вырезания, работы с клеем и
ножницами. На занятиях уменьшено значение выполнения с образца.
Учащиеся проявляют творчество в чередовании элементов узора,
оформлении его в цвете. На первом этапе ознакомления осуществляется и
переход к коллективным работам.
2.
особенность: Необходимо считаться с интересами детей. Это имеет
большое значение. Отбирая наглядность, пособия и таблицы, узоры и
темы, всегда нужно учитывать интересы ребёнка, особенно проводя
внеклассные занятия.
3.
особенность: Упрощение растительных элементов (стилизованные
изображения цветов, листьев, деревьев). В процессе занятий
осущесвляется обучение основам грамотного составления аппликации
и одновременно должно происходить эстетическое воспитание и
развитие творческих способностей с помощью доброй беседы,
большой индивидуальной работы, грамотно подобранных средств:
наглядность, натуры, инструментов, материалов. Учитель должен
стремиться к тому, чтобы работы детей были не только грамотными, но
и выразительными. Бережно относясь к сохранению выразительности
работ более одарённых детей, главное усилие необходимо направлять
17
на развитие у всех учащихся умения выразительно передавать
воображение.
4.
особенность: Переход к самостоятельному выполнению работы и
оригинальному составлению, например, орнамента (узора)
осуществляется в 1 классе. Это одна из основных особенностей
планирования тем в 1классе
[9].
Фантазия ребёнка на первой стадии развития творческого мышления
очень ограничена. Ребёнок мыслит ещё очень реалистично, не может
оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее
вероятных цепочек событий.
Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе
наглядно – действенного мышления является выход за рамки привычных
мыслительных стереотипов.
Используя все особенности работы по ознакомлению с аппликацией на
занятиях художественного труда, я составила цикл занятий по ознакомлению
детей с декоративно – прикладным искусством (аппликацией).
Глава3
18
Из опыта работы по развитию творческих способностей
учащихся 1 класса на занятиях ручным трудом
3.1.Содержание исследовательской работы по ознакомлению учащихся 1
класса с аппликацией
Опытно – исследовательской базой моей работы является 1 класс. Были
взяты два класса – контрольный – 1 «а» и исследуемый – 1 «б».
В контрольном классе 12 человек (9 девочек и 3 мальчика), средний
возраст детей 7 лет. Дети пришли в школу в большей части подготовлены. В
детском саду занимались по программе «Радуга», одна ученица не посещала
детский сад.
У 32% ребят высокий уровень школьной мотивации. Они часто следуют
всем указаниям учителя, легко включаются в работу, умеют работать
самостоятельно. У 50% хороший уровень школьной мотивации. Они успешно
справляются с учебной деятельностью. У 14% положительное отношение к
школе. Они благоприятно чувствуют себя, однако чаще ходят в школу, чтобы
общаться. Познавательные мотивы развиты в меньшей степени. Низкую
школьную мотивацию имеет один ученик. У него сложно проходит
адаптационный период. Внимание у большинства устойчивое, произвольное.
Память у многих долговременная. Логическое мышление развито. Дети
общительны. Высокая активность на уроках и мероприятиях у Петровой
Анастасии, Мехоношиной Виктории, Истоминой Елены, Чакилевой
Людмилы, Надымова Романа, Тотьмяниной Ксении.
В контрольном классе уроки художественного труда ведутся по
программе «Школа 2100». Прекрасное рядом с тобой. Учебник по курсу
«Художественный труд и искусство» для 1 класса.- М. Баласс,2006
[12].
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач
предусматривались следующие основные виды занятий: выполнение
сюжетных и объёмных аппликаций, аппликаций из природного материала,
симметричное вырезывание; выполнение орнамента, мозаика.
19
В программе используются следующие методические приёмы: освоение
возможных художественных материалов; аппликация с использованием
различных материалов; аппликация с элементами дизайна; беседы об
искусстве и красоте вокруг нас; обсуждение образцов изделий и работ
учащихся; межпредметные связи; коллективное творчество; домашние
задания.
В 1 «б» классе 14 человек (6 девочек и 8 мальчиков), средний возраст
детей 7 лет. Ребята обучаются первый год. Два ученика оставлены на
повторный курс обучения. Класс сборный - 10 детей не посещали детский
сад. В классе ещё нет ребят, которые стали лидерами среди остальных. Но
есть активные дети. Это Истомин Андрей, Отинов Алексей, Родионова
Валерия, Семушев Анатолий. Ученики в классе уже сдружились, играют,
общаются все вместе, в классе очень доброжелательная атмосфера. По
психологическим признакам класс находится на среднем уровне: логическое
мышление достаточно хорошо развито у большинства; память
долговременная, эмоциональная и образная; воображение активное, а у
некоторых творческое. Речь активная и больше развита устная. Внимание
произвольное и устойчивое в силу увлекательности, занимательности или
неожиданности материала, но присутсвует отвлекаемость, дети очень
эмоциональны. Восприятие у детей преобладает зрительное.
При разработке содержания исследовательской работы я
воспользовалась методическими разработками, опубликованными в
журнале //Начальная школа//
[3].
В содержание работы входили следующие этапы:
- разработка цикла занятий по ознакомлению учащихся 1 класса с
аппликацией на уроках художественного труда и апробация их на практике;
- выявление влияния данных занятий на развитие творческих
способностей первоклассников.
В основу работы было взято тематическое планирование по предмету
«Художественный труд», Н.А.Цирулик, Т.Н.Пронякова «Умные руки».
20
Программа начальной школы: 1-4 «Ручное творчество». Учебник для 1
класса, 2001
[16].
Результатом анализа традиционной программы и тематического
планирования явилась разработка цикла занятий по ознакомлению учащихся
1 класса с аппликацией: см. /Приложение 4/.
По своей структуре, занятия не отличаются от обычных уроков и имеют
следующую структуру:
1.Сообщение темы и постановка цели (чему дети должны научиться на
данном занятии, что нового узнать, что закрепить);
2.Подготовка рабочего места (проверка готовности к выполнению
задания);
3.Подготовка к выполнению задания (анализ образца, сравнение,
сопоставление, показ приёмов работы, постановка простейшего опыта,
составление плана предстоящей работы);
4.Самостоятельная работа учащихся;
5.Анализ выполненных работ;
6.Подведение итогов занятия (чему научились, что нового узнали).
В процессе исследования ставились задачи: научить ребёнка
элементарным трудовым навыкам при выполнении аппликационных работ,
развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности.
Обучить технологическим операциям обработки бумаги, творческому
подходу к работе. Развивать чувство ритма при составлении орнамента.
Активизировать познавательную и художественно – творческую деятельность
учащихся. Развивать образное и пространственное мышление, зрительную
память, внимание, воображение. Воспитывать аккуратность, усидчивость и
терпение, чувство любви к творчеству, интерес к искусству.
Тематическое планирование и цикл занятий имели свои особенности:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- подача материала от простого к сложному;
21
- знания, полученные на занятиях первоначально, применялись на
следующих занятиях самостоятельно;
- у детей имелись первоначальные знания о различной обработке
бумаги в технике аппликации;
Методика проведённых занятий имела характерные особенности:
применялись приёмы и методы по развитию творческих способностей
учащихся, показ предметов искусства, которые вызывали огромный интерес и
эмоциональный отклик у детей.
Занятие, посвящённое изготовлению ковриков, с составлением узора
(орнамента) из цветных полосок начиналось с отгадывания загадки, затем
дети рассматривали готовые изделия с разными узорами. Сравнивали,
выделяя существенные и несущественные признаки (приём
«переформулирования»). Потом выполняли орнамент.
Следующие два занятия были посвящены составлению растительного
узора из листьев и цветов. Дети украшали вазы. На занятиях выполняли
аппликацию, применяя симметричное вырезывание. С целью активизации
воображения применялись приёмы «Постановка вопросов», с целью
закрепления проводилась беседа о значении и необходимости красоты в
нашей жизни, после чего дети учились новому приёму выполнения
аппликации.
На следующих двух занятиях выполняли коллективную аппликацию из
бросового материала (фантиков, пуговиц) «Собираем урожай». С целью
активизации знаний и мыслительной деятельности использовался метод
«мозгового штурма» по заданному алгоритму, после чего дети работали
индивидуально. Результатом занятия было, выполненное коллективное панно.
На следующем занятии с целью активизации творческого познания и
познавательной деятельности проводилась игра «Настроение и цвет» и приём
«генерирование идей» по созданию множества цветовых решений и выбором
наиболее подходящего. Дети украшали закладки для книг. В итоге занятия –
демонстрация лучших работ.
22
Последующее занятие было посвящено выполнению контурной мозаики
на тему «Сказочный домик». Прослушали отрывки из русских народных
сказок, в которых описывалось жилище сказочных героев. С целью
активизации внимания и творческого воображения необходимо было найти
названия жилищ, после чего на доске составлялась таблица по приёму
«Комбинационный анализ».
На следующем занятии знакомились с выполнением элементов объёмной
аппликации. Вначале занятия была проведена игра «На что похожа фигура».
Где применялись приёмы «Аналогии» и «Комбинационный анализ» по
сравнению навыков выполнения элементов объёмной аппликации с ранее
изученными. На основе полученных данных составлялись новые элементы.
Занятие по изготовлению открытки началось с беседы об истории
возникновения. После учащиеся составили эскиз будущего изделия,
подобрали по цвету элементы аппликации.
На следующих занятиях выполняли коллективное панно «Бабочки на
лугу». Прослеживалась связь с уроком «Окружающий мир» и
«Изобразительное искусство». Использовался приём «Морфологический
анализ». Итог и выставка работ.
На следующем занятии выполняли сюжетную аппликацию по сказке
«Колобок». Читали сказку, выбирали сюжет; составляли композицию в цвете;
показывали иллюстрации из детской книжки.
Итогом каждого занятия была выставка детских работ, где дети видели
результат своего труда.
3.2. Результаты исследовательской работы
23
Содержание результатов опытно – исследовательской работы по
ознакомлению учащихся 1 класса с аппликацией включало:
анализ результатов деятельности учащихся;
диагностирование учащихся с целью выявления уровня творческого
развития в области декоративно – прикладного искусства;
наблюдение за познавательной и художественно – творческой
деятельностью учащихся.
В начале исследования мною была проведена диагностика творческих
способностей учащихся. В основе изучения гибкости построения
графического образа лежит способность строить различные изображения на
основе одного и того же повторяющего графического контура. Данный тест
был в 1962 году предложен американским психологом Е.П.Торренсом. Тест
предназначен для детей от 5 до 9 лет
[7].
Бланк теста представляет собой стандартный лист бумаги с
нарисованными двумя рядами контурными изображениями (по 8 в каждом
ряду).
Изображения напоминают капли. Ребёнку даётся инструкция:
см./Приложение 2/.
Главный показатель творческого мышления – количество идей,
воспроизводимых ребёнком. Подсчитывая их, я обращала внимание на
количество изображенных предметов. Каждая новая тема оценивалась новым
баллом. Итоговый результат определялся по таблице: см. /Приложение 3/.
Особая сложность в том, что дети в исследуемом классе разного возраста,
с разными психологическими особенностями, на разном уровне развития
творческих способностей, поэтому данные, в таблице, представлены для двух
возрастов: 7 и 8 лет.
В конце исследования мною была проведена диагностика творческих
способностей учащихся. Методика «Дорисуй» направлена на оценивание
оригинальности и воображения. Она является модификацией известных
текстов на воображение
[7]
/Приложение 1/.
24
Оценивание происходило следующим образом: рисунки должны быть
дорисованы и названы, затем рисунки всей группы рассматривались и
одинаковые по названию и по содержанию откладывались. Те рисунки,
название и содержание которых не повторялись ни разу, считались
оригинальными. Им присваивался 1 балл. Максимальная оценка – 4 балла:
см. /Приложение 3/.
В течение
II и III четверти в исследуемых классах был проведён цикл
занятий по ознакомлению учащихся с аппликацией. За основу работы было
взято тематическое планирование уроков художественного труда в 1 классе,
по учебнику Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова «Умные руки», программа
начальной школы 1-4 «Ручное творчество»
[16].
Исследование проводилось в течение трёх месяцев: январь, февраль,
март. Итоги подведены в начале апреля.
В начале работы в классах была проведена диагностика творческих
способностей учащихся на основе изучения гибкости построения
графического образа. (Подробное описание этой диагностики приводится
выше). Были получены следующие результаты: см. /Приложение 5/.
В контрольном классе участвовало 11 человек, и низкий результат
получили 7 человек. Они нарисовали по 9 – 11 рисунков, но количество
изображённых тем всего 2 – 5. Такой показатель для этого возраста
свидетельствует о низком уровне гибкости. 8 человек показали средний
уровень развития гибкости. Они нарисовали по 10 – 15 рисунков, но
количество различных тем 6 – 7.
В исследуемом классе участвовало 13человек. Средний уровень в
возрасте 7 лет показали 2 человека. Они нарисовали по 15 – 16 рисунков, но
по 7 различным темам. Остальные ребята показали низкий уровень развития
гибкости и построения графического образа. Дети нарисовали по 1-5 тем.
Есть один рисунок, где не было изображено ни одной темы, что говорит о
низком уровне гибкости построения графического образа. Дети изобразили
лицо, солнце, зайца, машину, дом, птиц, цветы, сердечки, глаза и т.д.
25
После проведения диагностики работа была построена следующим
образом: в исследуемом классе по программе начальной школы 1-4 «Ручное
творчество», «Умные руки» было проведено 12 занятий:
1. «Разноцветный коврик» (составление орнамента из цветных полосок);
2-3. «Украсим вазу» (симметричное вырезывание, растительный узор);
4-5. «Собираем урожай» (коллективная аппликация из бросового материала);
6. «Игра «Настроение и цвет» (закладка).
7. «Сказочный домик» (мозаика);
8. «На что похожа фигура» (элементы объёмной аппликации);
9-10. «Подарок для мамы» (бумагопластика);
11. «Бабочки на лугу» (симметричное вырезывание);
12. «Сюжетная аппликация по сказке «Колобок» (оригами).
На различных этапах занятия применялись приёмы, например,
генерирование идей, комбинирование, смена альтернативы и т.д.
Применялись также и методы по развитию творческих способностей: метод
мозгового штурма, аналогии, комбинационный анализ.
Также проводились игры: «Представь себе», «Дорисуй фигурку»,
«Незавершённый рисунок», «На что похожа фигурка», «Кляксы»: см.
/Приложение 2
/[8].
В конце исследовательской работы оба класса диагностировались по
модификационной методике «Дорисуй»: см. /Приложение 1/.Получили
следующие результаты: см. /Приложение 6/.
В контрольном классе уровень творческих способностей возрос, но не
значительно, т.к. рисунки детей были однообразные, что считается
неоригинальным. 12 человек из класса набрали по 2 балла и достигли нормы.
1 ребёнок достиг низкой нормы.
В исследуемом классе участвовало 12 детей. Результаты исследования
были следующие: низкий результат набрал 1 человек – 0 баллов, низкая
норма – 1 - 1балл, норма – 6 - 2 балла, высокий результат – 4 - 4 балла.
26
Анализ результатов позволяет сделать вывод: творческие способности
учащихся достаточно сформированы. В исследуемом классе высокий
результат показали 40%учащихся, норма повысилась с 20% до 60%, также
улучшился низкий результат (был 82%, стал 19%) на 63%. В контрольном
классе результаты тоже стали выше, но не значительно: повысилась норма на
40%. Это можно увидеть на диаграмме: см. /Приложение 7/.
Наблюдение за процессом познавательныой и творческой деятельностью
учащихся показало повышенный интерес к декоративно-прикладному
искусству. Дети с увлечением рассматривают изделия декоративно-
прикладного искусства. Особенно заинтересовало детей выполнение
аппликаций к сюжетам известных сказок. Дети с особым интересом и
вниманием рассматривали иллюстрации к сказке «Колобок», а затем
выполнили коллективную аппликацию.
Знакомство с новыми видами аппликации особенно активизировали
творческую деятельность учащихся. Так, например, на занятии по
ознакомлению детей с объёмной аппликацией, дети учились складывать
фигурки в технике оригами. А затем каждый составил свою композицию, где
проявилось творчество детей.
На занятиях проводились развивающие упражнения, способствующие
развитию воображения, гибкости мышления. Не меньший интерес вызвала
работа по изготовлению эскиза к выполнению объёмной аппликации.
Анализ результатов диагностики, наблюдения за процессом
познавательной и творческой деятельностью учащихся подтверждает, что
проведение занятий по ознакомлению с аппликацией оказывает большое
влияние на творческие способности и познавательную деятельность детей.
На занятиях осуществляются межпредметные связи с уроками чтения
(сказки), изобразительного искусства (выполнение эскизов), что дало особый
толчок к развитию творческих способностей детей.
27
3.3. Развитие творческих способностей на занятиях в группе продлённого
дня и занятиях кружка «Умелые ручки» и «Волшебный бисер»
В группе продлённого дня работаю 20-й год. Работая с шестилетками,
поняла, что заинтересованность на занятиях - это главное.
28
В последние годы, исходя из выше сказанного, я работала над темой:
«Развитие творческих способностей младших школьников на
занятиях ручным трудом и в повседневной жизни».
Цель: создание условий для творческого развития младших школьников
на занятиях в группе продлённого дня.
Задачи: помочь ребенку открыть себя наиболее полно; создать
условия для творческого роста ребенка и поддержать пытливое
стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и
проявлениях.
Работая с первоклассниками, приходиться много думать, искать, творить.
Чтобы работа была эффективна, большое внимание уделяла мотивации. На
начальном этапе помогают стихи, например:
Здравствуйте, детишки –
Девчонки и мальчишки,
Умные, пригожие,
Весёлые, хорошие!
Стихи сразу привлекают внимание и настраивают на интересную встречу.
Материал, который использовала на своих занятиях – это бумага, самый
простой и доступный для детей младшего школьного возраста. На первом
этапе дети знакомились с историей происхождения бумаги, затем со
свойствами бумаги. Работу на занятиях начинали с самого простого -
бумагопластики – это один из самых простых, увлекательных и доступных
способов работы с бумагой. Система работы была построена по принципу
– «от простого к сложному». На первых занятиях дети открыли для себя
возможности бумаги – это рвать, резать, сгибать. Из обычного листа бумаги
можно сделать много удивительных вещей. С детьми прочитали стихи
С.Михалкова:
«Простой бумаги свежий лист!
Ты, бел, как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронулась рука.
Чем станешь ты...»
Самое простое, что дети учились делать – это сгибать бумагу. Как
получить из прямоугольного листа – квадрат, затем сгибать его в различных
29
направлениях. Так познакомились с техникой сгибания бумаги «оригами».
Перед детьми квадратный лист бумаги. Что они сделают из него, зависит от
их воображения. Превращение плоского листа бумаги в необычные
объёмные, действующие изделия вызывает огромный интерес детей. Этот вид
деятельности воспитывает усидчивость, терпение; развивает мышцы кистей
рук, внимание, образное и пространственное мышление.
Занятия старалась вести в игровой форме. Этим старалась вовлечь
детей в совместный процесс во время изготовления различных поделок.
Создание фигур из бумаги – увлекательный и полезный вид детского
творчества. Очень интересно проходят занятия, когда задания для творческой
работы дети получают от гостей – сказочных героев, которые приглашают
совершить путешествие в бумажную сказку. Например, задание по
изготовлению ёлочных игрушек дети получили от Снегурочки, которая спела
им свою песенку и вручила письмо от Деда Мороза. Задание было в
стихотворной форме:
«Дорогие, дети,
В гости к вам спешу.
Ёлочку зелёную
В подарок вам несу.
А игрушки для неё,
Смастерите сами».
В конце занятия тоже звучат стихи:
«Зелёной ёлочка была,
Теперь как будто ожила.
Грибочки, ромбы и шары…
Дед Мороз, огнями ёлку нам
зажёг!
В целом мире нет нарядней ёлочки
такой!
Игрушки, сделаны старательно, с
душой!»
Всегда на занятиях присутствовали « Умелые ручки». Первые детские
работы, выполненные самостоятельно, были – кораблик, птица, самолетик,
рыбка. С детьми сочинили целую сказку об « Умелых ручках»,
бумажную сказку. Где героями были различные фигуры. Сделанные из
квадратного листа бумаги. Эти фигуры служили атрибутами в игровом
30
уголке. Какой же ребёнок не любит играть? Играя, он познаёт мир, учится.
На следующих занятиях с детьми учились составлять коллективные
работы, сюжеты к различным сказкам, рассказам, беседам. Где уже более
самостоятельно дети могли проявить свои творческие способности,
выдумку, фантазию – «Сказочная страна», «Осенняя сказка», «В жаркой
Африке», «Цветочный городок», « В подводном царстве». На занятиях
учитывались свобода, активность ребёнка, творчество. Участие в жизни
социума, мышечная активность.
Смысл моей работы отражён в афоризме Ф.Рабле:
«Ребёнок не сосуд,
который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь»
[14].
Моя главная задача
– помочь каждому ученику осознать свою
значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем его мире.
Развитие творческих способностей младших школьников, воспитание
творческой личности в целом, проявляется в ходе выполнения аппликации.
Аппликация – один из самых распространённых и привычных видов работ,
выполняемых детьми в школе. При работе с аппликацией у детей
развиваются такие психические процессы как внимание, мышление,
воображение. Выполняя совместную работу, дети видели результат своего
труда, проявляли творчество. Например, когда была завершена коллективная
работа по изготовлению панно «Времена года», то эмоциям не было конца, а
главное – панно понравилось не только нам, но и родителям. Они увидели
работы детей на выставке «Вот, что мы умеем», которая была организована к
родительскому собранию. После того как дети освоили начальные шаги
в работе с бумагой, перешли к выполнению работ более сложных -
объёмные аппликации, игрушки. Это панно – открытки к 8-ому Марта,
Новому году, где от детей требовалось больше усилий, старания, творчества.
Дети, посещающие группу продлённого дня, показали свое мастерство в
общешкольной выставке – «Умелые руки не знают скуки», участвовали в
оформлении зала и ёлки к Новогоднему празднику. Выполняли подарки
мамам и бабушкам к празднику 8 Марта и Дню Матери. Работы выполняли в
31
технике «оригами» и «бумагопластика». С этой работой справились все дети,
в том числе и те, у которых вначале года ничего не получалось. Весь учебный
процесс я ориентирую на развитие воображения и мышления. Ребёнок
получает не готовое значение, а сам открывает его в процессе решения
проблем.
Таким образом, к концу учебного года дети самостоятельно проявляли
творчество, выполняя ту или иную работу: см. /Приложение 8/.
Свои занятия старалась построить так, чтобы детям было интересно.
Природный задаток ребёнка превращается в способности только в процессе
деятельности, но не всякая деятельность помогает развитию способностей, а
только та, которая вызывает положительные эмоции. Любую работу с детьми
я организую так, чтобы она вызывала положительные эмоции. Если у
ребёнка что-то не получается, я всегда вселяю надежду на будущее, я верю в
силы своих детей. Таким образом, я на практике осуществляю принцип
психологической комфортности.
Следующим этапом работы с бумагой было плетение. Это одно из самых
древних детских занятий. Занятия плетением я начала, используя именно этот
материал, так как он является наиболее доступным в работе.
На первом этапе дети познакомились с плетением из полос – шахматное
плетение. Именно оно лежит в основе многих изделий при изготовлении
различных открыток, панно. Вначале плели закладки для книг, учились
плести коврики, где дети проявили творчество, фантазию при составлении
цветового рисунка. Далее приступили к более сложным в исполнении
изделиям. Например, на одном из занятий из бумаги выполняли плетение
косичкой, собирали из неё основу для будущего панно. С каким усердием
дети выполняли эту работу, старались, чтобы оно получилось как можно
эффективнее и аккуратнее,- ведь это подарок маме, сюрприз для неё. Плели
из бумаги корзинки, пояски в технике «косое плетение».
На занятиях использовала работу с бросовым материалом – это
побуждало детей к творчеству, выдумке, самостоятельно выбирать
32
сюжеты для будущей работы. Интересные работы получились,
выполненные из различных коробок, ваты, губки, ткани, бумаги: «Смешной
человечек», подарки к 23 февраля, атрибуты для игровой деятельности.
Интересно прошло занятие по изготовлению панно «Фантастические цветы».
Дети с удовольствием придумывали сказочные цветы. Использовали в работе
пластиковые капсулы. Конструировали цветы, различных животных.
Изготовление таких игрушек развивает не только творчество и умственные
способности, но и учит детей видеть вокруг себя всё прекрасное, значит и
развивает эстетический вкус детей. Так дети участвовали в общешкольной
выставке, которая была устроена к общешкольному собранию. На своих
занятиях использовала работу с нитью. С детьми учились выполнять
рисунок при помощи нити. При этом дети прекрасно научились владеть
иглой. Достоинство такого вида работы, как изонить, в том, что она
выполняется довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и
творчество можно показать. Дети с удовольствием выполняли подарки,
панно « Золотая рыбка», «Праздничный букет».
Чтобы избежать появления скучных работ, я включала, на своих занятиях
развивающие упражнения: «Дорисуй», «Преврати пятно» и т.д.,
см./Приложение 1, Приложение 2/. Они способствуют развитию мышления,
наблюдательности, воображения и высокой познавательной активности, что
впоследствии будет способствовать художественному развитию учащихся.
В конце каждого занятия проводилась рефлексия: см. /Приложение 10/.
Например, дети собирали цветочки в корзинку (красные, зелёные, синие
цветочки). Большинство цветочков в корзинке - красные. Или солнышко, если
было легко, а солнышко с тучкой, если затруднялись. На доске было больше
солнышек. Дети рисовали лица - весёлое и грустное. В конце занятия дети
рисовали весёлое личико. Это ещё раз говорит о том, что у детей
формируется интерес к занятиям.
Развитие творческих способностей детей проявляется не только на
занятиях ручным трудом, но и на других занятиях (беседы, чтение книг,
33
рисование). В результате этого на уроках письма, чтения, математики дети
стали более усидчивы, внимательны. Работа с нитью, иглой
способствовала на уроках письма становлению красивого, ровного
почерка у детей, а на уроках чтения у детей повысилась техника чтения.
Таким образом, дети охотно остаются в группе. Всегда интересуются
о том, чем они будут заниматься в группе, не только сегодня, но и на
следующем занятии. Из этого следует, что детям интересно в группе.
С детьми провела анкету. Были опрошены 16 детей 1-го класса. Детям
предлагались вопросы:
1.
Нравится ли тебе в группе продлённого дня, если да, то почему?
2.
Какие занятия тебе больше всего нравятся?
3.
Хотелось бы тебе посещать группу и во 2 классе?
Ответы были такие: «
Да, мне нравиться оставаться в группе, там
интересно. Нравятся занятия, где мы рисуем, делаем поделки, играем
,
гуляем». На третий вопрос анкеты большинство детей ответили «
да».
Результаты анкеты можно увидеть на диаграмме /Приложение 7/.
Отзывы родителей первоклассников, которые посещают мои занятия:
«Моему сыну нравиться в группе. Он с интересом рассказывает
дома, чем
сегодня занимались. Юля придёт из школы, сразу достаёт свои поделки и с
интересом начинает их показывать. Даже в выходной день она бы идёт в
школу. Саша рассказывает дома: «Мы завтра после уроков пойдём на горку,
а на занятии будем делать фигурки животных из бумаги. Ты, мама разбуди
меня пораньше»
Отзывы учителей:
« В группе у Светланы Борисовны всегда добрая,
рабочая атмосфера, доброжелательное отношение к детям. Этому
помогает хорошо продуманная система работы
» (учитель начальных
классов Отинова Т.А.).
34
«Светлана Борисовна старается построить свои занятия так, чтобы
заинтересовать детей. Детям интересно на занятиях » (учитель начальных
классов Истомина Т.М.).
«Светлана Борисовна, это творческий человек, всегда что-нибудь
придумает, много сама мастерит и детей учит этому. На занятиях дети
много мастерят из бумаги и других материалов. У неё большой запас
выдумки и творчества» (учитель начальных классов Тебенькова М.В.).
Во внеклассной работе, которую я веду, особое внимание уделяю
развитию творческого мышления. Я веду кружок « Умелые ручки» и
«Волшебный бисер». Кружки посещают учащиеся 2 – 4 классов. Занятия
проводились по 1 часу в неделю. Программа составлена на основе
действующей программы по трудовому обучению.
Цель: приобщение детей к творчеству.
Задачи: развитие способностей учащихся, фантазии, творчества и
активного мышления; воспитание чувства прекрасного, чувства
коллективизма.
Занятия в кружке раскрепощают творческие возможности ребёнка и
помогают его психологической адаптации в детском коллективе. В результате
занятий дети становятся активнее, общительнее.
Занятия в кружке носили проблемный характер. Например, детям
демонстрируются два и несколько изделий, которые отличаются по цвету и
по способу отделки и способу изготовления. Детям предлагаю сделать свою
поделку не похожую на образец.
Главная цель таких занятий: создать атмосферу, побуждающую учащихся
к самостоятельной творческой деятельности. Знакомясь с изделиями
народных промыслов, дети не только их разглядывают, но и сами пытаются
создать красоту, которая их покорила. Вот и расцветают на одних изделиях
яркие цветы, а на других скачут весёлые лягушки. Не только девочки, но и
мальчики с увлечением работают с бумагой или рисуют нитью. На занятиях
кружка «Умелые ручки» - работали с бумагой, выполняли сложные
35
объемные аппликации - панно «Букет роз», « Наше село», «Бабочки на
лугу» и другие. Много работ выполнили в технике «изонить». При
выполнении работ дети проявили свою выдумку, фантазию, творчество.
Работы получились интересные у всех детей. Результатом работы кружка
стала выставка работ к неделе искусства, которая проходила в школе. Дети,
занимающиеся в кружке, участвовали в районной выставке.
На кружке «Волшебный бисер» выполняли работы из бисера. Работа в
этой технике требует усидчивости, терпения, трудолюбия. Дети учатся
планировать свою работу, распределять время. Работу по бисероплетению
начали с самого простого: плетение основных видов цепочек. На основе
простых цепочек дети плели украшения – колье, бусы. Причём с увлечением
плетут как девочки, так и мальчики. Плели игрушки – насекомых. Начали
работу по изготовлению цветов и составлению букетов.
Таким образом, работа с бисером вырабатывает умение видеть
прекрасное, стараться самому создать что-то красивое, необыкновенное.
Дети постепенно учатся работать по рисунку – схеме. Детям нравится
искусство, они с большим интересом ходят на занятия кружка. С детьми
провела анкетирование. Предложила детям ответить на вопрос:
Насколько нравится тебе участвовать в работе кружка?
Ответы детей: «
Интересно», « Нравится», « Занимаюсь с
удовольствием».
Результаты можно увидеть на диаграмме: см./Приложение 8/. Даже те,
кто раньше не проявлял никакого интереса к работе, теперь тоже пришли на
занятия. Результатом работы кружка - стали выставки работ к неделе
искусства, которые ежегодно проходят в школе. Также была проведена
диагностика положительного отношения к занятиям в кружке. Дети должны
были продолжить предложение:
Я считаю, что занятия в кружке для меня…
Результаты работы в
кружке: см./Приложение 9/.
36
Таким образом, исследовательская работа показала, что занятия ручным
трудом выступают как активное средство в целенаправленном процессе
творческого развития младших школьников. Оказывают положительное
влияние на познавательную и творческую деятельность детей. Это
убедительно доказали результаты проведённого диагностирования,
наблюдение за учебным процессом и анализ работ детей. Наблюдение за
процессом познавательной и творческой деятельностью учащихся показало,
что у детей большой интерес к выполнению работ в технике аппликации.
Выполнение аппликации приносит большую пользу детям. Развивает у них
глазомер, вырабатывает усидчивость, трудолюбие, побуждает детей к
творчеству. Даёт возможность проявить свою индивидуальность,
самостоятельность, а главное - они увлечены работой, им интересно.
Произведения устного народного творчества, предметы декоративно-
прикладного искусства вызвало эмоциональный отклик у детей, у них
появляется желание сделать что-то самим. Творческая инициатива не
покидала учеников не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Заключение
В ходе исследовательской работы были достигнуты поставленные цели
и реализованы поставленные задачи.
37
Подтверждено выдвинутое предположение о том, что использование
аппликации на занятиях развивает творческие способности младших
школьников.
Анализ результатов исследовательской работы показал, что занятия
ручным трудом оказывают положительное влияние на познавательную и
творческую деятельность учащихся. Способствуют формированию развития
творческого начала личности, воображения, расширению кругозора младших
школьников, развитию их способностей.
В результате проделанной работы, наблюдения за учебным процессом и
итогов теоритического исследования можно сделать вывод: уровень развития
творческих способностей и мотивация детей повышаются, благодаря
включению в занятия ручным трудом различных видов аппликаций.
Литература
1. Барашникова М.И. Учись играя. М. 1997.
2. Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента. Москва.
Просвещение. 1982.
38
3. Бушуева Л. С. Методы активизации творческого мышления младших
школьников// Начальная школа// №3-2008.
4. Выгодский Л.С. Психология искусства. М. Просвещение.1987.
5. Гин С. Мир фантазии. М. Издательство Вита-Пресс.2001.
6. Догучаева Н.Н. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-
Петербург.1997.
7. Дягилева Ж.В. Диагностика способностей учащихся.//Профессиональное
образование//.№6-2005.
8. Ефремова Н.В.Упражнения для развития творческих способностей//.
Начальная школа// №6-2008.
9. Ильинская И.П. Художественный труд в начальных классах. Методическое
пособие. Белгород. 2000.
10. КомароваО.В. Диагностика способностей учащихся//Профессиональное
образование//№1-2004.
11. Курдистани А. Художественное вырезывание. М.1970.
12. Куревина О. А., Лутцева Е.А. Прекрасное рядом с тобой. Учебник для 1
класса. М. Баласс. 2006.
13. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, Чудеса из ткани
своими руками. Ярославль. Академия развития. 1998.
14. Осенников М.Ф., Разумовский В.А. Краткий словарь по эстетике. М.1964.
15. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Пособие для
родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития. 1997.
16. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Учебник для 1 класса.
Самара. Издательский дом. «Федоров». 2001.
39
Варианты частей
1.Стены
2.Крыша
3.Окно
4.Труба
Квадрат
Прямоугольник
Ромб
Треугольник
Круг
Овал
Полукруг
Тест ( оценивание оригинальности и воображения )
«Дорисуй»
Закончи рисунки, чтобы получились целые образы, которые затем следует
назвать:
Приложение 2
Тест «Преврати пятно в картинку»
Тест (оценивание творческих способностей)
«Используя, нарисованные изображения, постарайся придумать и
изобразить, как можно больше различных предметов и вещей. Можно
дорисовывать фигуре любые детали, объединять фигуры в один рисунок»
Приложение 3
Оценка способности к гибкому построению графических образов.
Уровень
развития
способности
Возраст
7 лет
8 лет
Высокий
8 и более
9 и более
Средний
6 - 7
6 - 8
Низкий
1 - 5
1 - 5
Оценка оригинальности рисунка.
Уровень
развития
способности
Баллы
Высокий результат
3 – 4 балла
Норма
2 балла
Низкая норма
1 балл
Низкий результат
0 баллов
Приложение 4
Тематическое планирование занятий художественного труда по ознакомлению с разными видами аппликации учащихся 1 класса.
№
п./п.
Тема
Кол-во
часов
Цели и задачи
Содержание
Методическое
обеспечение
Дидактический материал
1.
2-3.
4-5.
6.
7.
8.
«Разноцветный коврик».
Составление орнамента
из цветных полосок.
.«Украсим вазу».
Растительный узор,
симметричное
вырезывание.
«Собираем урожай».
Коллективная
аппликация из
бросового материала.
Закладка для книги.
Игра «Настроение и
цвет»
«Сказочный домик».
Мозаика.
«На что похожа
1.
2.
2.
1.
1.
Научить ритмично,
располагать элементы.
Развивать воображение детей.
Воспитывать интерес к
искусству.
Научить новому приёму
вырезывания (симметрия);
закрепить навыки по
составлению узора; развивать
способность к творчеству.
Закрепить навыки работы,
используя бросовый материал;
развивать воображение,
интерес к коллективной
деятельности, воспитывать
интерес к творческой
деятельности.
Научить детей правильно
подбирать цветовые
сочетания; располагать
элементы на изделии;
развивать чувство цвета;
Научить выполнять
контурную мозаику;
комбинировать элементы;
закрепить навыки работы с
бумагой, развивать творческие
способности.
Познакомить с «оригами»;
Загадки, приём
«переформулирование»,
сравнение радуги с
ковриком, изготовление
коврика, выставка работ.
Беседа о значении красоты
в нашей жизни; приём
«постановка вопросов»;
изготовление вазы,
украшение, игра «В музее».
Метод «мозгового
штурма», сравнение
предметов; создание
различных упрощённых
форм; алгоритм,
индивидуальная работа,
изготовление панно.
Игра, работа по созданию
колорита, «генерирование
идей», создание множества
вариантов цветовых
решений; демонстрация
лучших работ; придумывают
название выставки.
Сказки, составление
таблицы «комбинированный
анализ», «постановка
вопросов», выполнение
мозаики,
Игра «На что похожа
Демонстрация
образцов, Составление
эскиза коврика.
Демонстрация изделий
керамики, показ
образцов, изготовление
вазы и составление узора.
Загадки, стихи,
рассматривание
образцов; составление
композиции; выполнение
аппликации.
Дидактическая игра.
Чтение сказок, показ
способов выполнения
мозаики, рассматривание
иллюстраций.
Дидактическая игра,
Коврики, изображение
радуги, образцы.
Вазы, схемы с алгоритмом
работы, образец выполнения
узора.
Иллюстрации овощей и
фруктов; плакат с
изображением контуров
корзины.
Иллюстрации.
Изделия, выполненные
9-10.
11.
12.
фигура?». Элементы
объёмной аппликации.
«Подарок для мамы».
Бумагопластика.
«Бабочки на лугу».
Симметричное
вырезывание.
Сюжетная аппликация
по сказке «Колобок».
Оригами.
1.
2.
1.
1.
научить выполнять элементы;
воспитывать усидчивость,
старание.
Научить плести из полосок
бумаги основу для изделия;
выполнять цветы в технике
бумагопластика; развивать
воображение; воспитывать
творчество, старание.
Научить составлять
композицию; закрепить
навыки работы с бумагой;
развивать воображение;
воспитывать интерес к
коллективной работе.
Закрепить навыки работы с
бумагой; развивать
воображение, интерес к
коллективной деятельности.
Воспитывать усидчивость,
старание.
фигура», приёмы
«аналогии»,
«комбинационный анализ»,
выставка.
Беседа о праздниках;
стихи, загадки, эскиз.
«Постановка вопросов»;
плетение основы;
изготовление цветов;
составление композиции.
Беседа, загадка, приём
«морфологический анализ»;
« постановка вопросов»,
составление композиции;
выполнение коллективной
работы.
Сказка, «постановка
вопросов»; сравнение, выбор
сюжета, выполнение
аппликации, работа в парах.
Результат занятия -
аппликационный фильм.
беседа об истории
«оригами», показ
последовательности
изготовления элементов.
Чтение стихов, загадок,
показ выполнения
элементов, изготовление
аппликации.
Загадка, беседа о
красоте и разнообразии
бабочек; рассматривают
иллюстрации;
составление таблицы.
Сначала выполняют фон
на общем листе, затем
вырезают бабочек,
украшают их и
располагают на фоне.
Чтение сказки,
рассматривание
иллюстраций. Каждая
пара выбирает сюжет.
Выполнение аппликации.
В конце показывают
фильм.
«оригами».
Стихи, загадки,
иллюстрации цветов.
Загадки, иллюстрации,
лист ватмана.
Сказка «Колобок»,
иллюстрации, схемы-
алгоритмы.
итог
12.
Результаты творческих способностей учащихся 1 класса.
(октябрь 2009г.)
Класс
Результат
1 «а»
12человек
Участвовало
11 человек
Количество
тем
Количество
рисунков
1 «б»
14 человек
Участвовало
13 человек
Количество
тем
Количество
рисунков
Низкий
7,47%
2 - 5
9 - 11
9,82%
1 - 5
9 - 11
Средний
8,53%
6 - 7
10 - 15
2,8%
7
15 - 16
Высокий
0%
0
0
0%
0
0
Результаты творческих способностей учащихся 1 класса.
(апрель 2010
год)
Класс
Результат
1 «а»
12человек
Участвовало
12человек
Количество
баллов
1 «б»
14 человек
Участвовало
12 человек
Количество
баллов
Низкий
результат
0,0%
0
1,10%
0
Низкая норма
1,6%
1
1,10%
1
Норма
11,93%
2
6,5%
2
Высокий
результат
0,0%
0
4,3%
3-4
Приложение 7
Результаты сформированности творческих способностей учащихся
1 «б» класс
Результаты анкеты
Приложение 8
Динамика успешности на занятиях (результаты анкеты)
Результаты анкеты
Приложение 9
Динамика положительного отношения к занятиям в кружке
Результаты учащихся 2-4 классов, занимающихся в кружке «Умелые
ручки» и «Волшебный бисер»
(участие в выставках)
Название мероприятия
уровень
Количество
человек
1.«Вот, что мы умеем»
2. «Умелые руки не знают скуки»
3. «Детское творчество»
В школе, к
родительскому
собранию
К неделе
искусства
В районе
15
15
6