Авторы: Королькова Ольга Валерьевна, Ольга Валерьевна Королькова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Академическая гимназия № 56 им. М.Б. Пильдес" г. Санкт-Петербурга
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу об инклюзии в образовании
К вопросу об инклюзии в образовании
О.В. Королькова, учитель-логопед,
ГБОУ «Академическая гимназия № 56 им. М.Б. Пильдес» г. Санкт-Петербурга
О. В. Иванова, учитель-логопед,
ГБОУ «Академическая гимназия № 56 им. М.Б. Пильдес» г. Санкт-Петербурга
Статья создана на основе материалов обучающих курсов в рамках Государственной
программы
«Доступная
среда».
Данная
программа
предусматривает
в
частности,
возможности реабилитации детей с ОВЗ (инвалидов), получение ими образования в обычных
образовательных учреждениях.
Сама идея инклюзивного (включённого) образования строится на следующих принципах:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное
образование
может
осуществляться
только
в
контексте
реальных
взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
все обучающиеся скорее достигнут прогресса в том, что они могут делать, а не в том,
что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В
настоящее
время
различаются
понятия
«ребёнок-инвалид»
и
«ребёнок
с
ОВЗ»
(ограниченными возможностями здоровья). Инвалидом «является лицо, которое имеет
нарушение
здоровья
со
стойким
расстройством
функций
организма,
обусловленное
заболеваниями,
последствиями
травм
или
дефектами,
приводящее
к
ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» (ФЗ РФ № 181-
ФЗ от 24.11.1995).
Инвалидность
устанавливается
в
нормативном
порядке
в
бюро
медико-социальной
экспертизы. Для ребенка, имеющего статус «ребенок-инвалид» определяется перечень
реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей к бытовой,
общественной,
в
последующем
профессиональной
деятельности
в
соответствии
со
структурой его потребностей, кругом интересов и уровнем притязаний. Это отражается в
индивидуальной программе реабилитации (ИПР), которая обязательна для исполнения
соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а
также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4
августа 2008 года № 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации
инвалида,
индивидуальной
программы
реабилитации
ребенка-инвалида,
выдаваемых
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их
разработки и реализации» в содержание программы помимо обязательных медицинских,
реабилитационных мероприятий вносится запись о создании специальных условий обучения
в
учреждениях
образования,
применении
специального
оборудования,
проведении
коррекционно-развивающих мероприятий.
Несколько иначе обстоит вопрос создания специальных условий для детей с ограниченными
возможностями здоровья. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья может
быть физическое лицо, имеющее недостатки и физическом и/или психическом развитии,
которые
подтверждены
психолого-медико-педагогической
комиссией
и
препятствуют
получению образования без создания специальных условий (ФЗ № 273 ст.3 п.8).
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую
техническую
помощь,
проведение
групповых
и
индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья.
В Законе установлены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и
стимулирования - обучающимся предоставляются академические права на условия для
обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том
числе
получение
социально-педагогической
и
психологической
помощи,
бесплатной
психолого-медико-педагогической
коррекции
(ст.
34);
обучение
по
индивидуальному
учебному
плану,
в
пределах
осваиваемой
образовательной
программы
в
порядке,
установленном
локальными
нормативными
актами
образовательной
организации;
предлагаются различные формы получения образования – надомная, семейная, смешанная, с
применением дистанционных, электронных средств. Задача администрации и сотрудников
школы – договориться с родителями об одной общей цели на определенный,
«понятный» период времени – например, на один год. В беседе с родителями необходимо
расставить приоритеты в развитии ребенка, исходя из его возможностей – в соответствии с
ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи
обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о
сотрудничестве, а затем принимая участие в разработке индивидуального образовательного
плана для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за
качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.
Таким образом, обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может
осуществляться либо по адаптированной образовательной программе, разработанной для
каждого ребенка с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательном классе, либо в условиях
образовательной организации (класса) для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших,
слепых,
слабовидящих,
с
тяжелыми
нарушениями
речи,
с
нарушениями
опорно-
двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с
расстройствами
аутистического
спектра,
со
сложными
дефектами,
осуществляющей
образовательную
деятельность
по
адаптированной
основной
общеобразовательной
программ, т.е. образовательной программой, адаптированной для обучения определенной
категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (до 01.09.2013г. - образовательные
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (Статья
79, п.5. ФЗ № 273 от 29.12.2012г.).
Таблица:
Степень
включённости
в
образовательный
процесс
учащегося
с
ОВЗ
(инвалидностью)
№
Формы включения
Степень
включения
1
Обучение в классе общеобразовательной школы, посещение
группы продленного дня, школьных кружков и секций в рамках
дополнительного образования без ограничений.
Полная
2
Обучение в классе по индивидуальному учебному плану
Полная
3
Надомная форма обучения (индивидуальное обучение) с гибким
режимом пребывания на фронтальных уроках (не менее 30%
учебного времени, с учетом рекомендаций ПМПк), участие
ребенка во внеурочной деятельности.
Частичная
интеграция
4
Обучение в коррекционном классе на базе общеобразовательной
организации, участие в совместных школьных мероприятиях в
системе дополнительного образования.
Частичная
интеграция
5
Надомная
форма
обучения
–
посещение
школы
для
индивидуальных занятий с педагогами, участие во внеурочной
деятельности с учетом психических и (или) психофизических
возможностей ребенка.
«Точечная»
интеграция
6
Надомная форма обучения – индивидуально на дому, участие во
внеурочной
деятельности
с
учетом
психических
и
(или)
психофизических возможностей ребенка
«Точечная»
интеграция
Отметим, что в рамках психолого-педагогического сопровождения учащегося с ОВЗ
необходимо, говорить о нескольких основных субъектах инклюзивной практики.
Естественно, основным субъектом является ребенок с ограниченными возможностями
здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической
комиссии, нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке
адаптированной образовательной программы во всех ее компонентах.
Следующим по значимости субъектом (скорее, субъектами) инклюзивного образовательного
пространства являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное
пространство, которое после появления ребенка с ОВЗ, нуждающегося в организации
специальных условий образования, приобретает свойство «инклюзивного». Эти дети также
будут нуждаться в определенном психолого-педагогическом сопровождении, хотя и несколько
иного плана. Важно понимать, что дети, окружающие нашего включаемого ребенка, не
являются по отношению к нему однородным «коллективным субъектом». Некоторые из них с
различной степенью негативности относятся к ребенку с ОВЗ, другие – нейтральны – он для
них «как бы, не существует». Третьи, возможно, испытывают позитивные чувства и
положительно относятся. В этой неоднородной ситуации предельно важно обеспечить как
оценку межличностных отношений в детском коллективе, так и разработать ряд психолого-
педагогических мероприятий, позволяющих минимизировать негативные отношения и
использовать позитивные отношения для создания не просто толерантной образовательной
среды, но эффективного включения создаваемых позитивных отношений в структуру
комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Субъектами инклюзивного образовательного пространства также являются родители и
включаемого ребенка, и других детей класса. Совершенно очевидно, что в данном случае
родителей нельзя рассматривать как однородный субъект сопровождения. Для каждой
категории
родителей
должны
быть
разработаны
отдельные
технологии
оценки
и
сопровождения специалистами школьного консилиума, в первую очередь, психологом ПМПк
(психолого-медико-педагогического консилиума).
Также коллективным субъектом инклюзивной практики, нуждающимся в психолого-
педагогическом сопровождении, являются непосредственные участники инклюзивного
образования – педагогический коллектив общеобразовательного учреждения. Педагогов
следует
рассматривать
как
особых
субъектов
сопровождения,
поскольку
они
сами
непосредственно включены в инклюзивное образование как специалисты, но, в то же время, в
силу специфики своей профессиональной подготовки нуждаются в помощи и поддержке со
стороны специалистов школьного консилиума, обладающих специальными знаниями и
умениями в отношении различных категорий детей с ОВЗ.
Важно понимать, что организация особых образовательных условий возможна при наличии у
ребенка, поступающего в образовательную организацию, статуса «ребенок-инвалид» и
рекомендаций ИПР (индивидуальной программы реабилитации) и/или статуса «ребенок с
ОВЗ» и рекомендаций врачебной комиссии и ПМПК. При отсутствии данных рекомендаций
первым шагом администрации и специалистов будет выявление ребенка с ОВЗ и проведение
работы с родителями такого обучающегося с целью направления его на ПМПК. При условии
несогласия родителей на прохождение ПМПК и психолого-педагогическое сопровождение,
такому ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.
В статье использованы материалы лекций Фединой А.К., Фальковской Л. П, Самсоновой Е.
В., Семаго М. М., Дмитриевой Т. П., Яковлевой Н.Н по программе повышения квалификации
для
специалистов
сопровождения,
реализуемой
в
рамках
обучающих
мероприятий
Государственной программы «Доступная среда».