Напоминание

К вопросу об инклюзии в образовании

Авторы: Королькова Ольга Валерьевна, Ольга Валерьевна Королькова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Академическая гимназия № 56 им. М.Б. Пильдес" г. Санкт-Петербурга
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу об инклюзии в образовании







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

К вопросу об инклюзии в образовании

О.В. Королькова, учитель-логопед,

ГБОУ «Академическая гимназия № 56 им. М.Б. Пильдес» г. Санкт-Петербурга

О. В. Иванова, учитель-логопед,

ГБОУ «Академическая гимназия № 56 им. М.Б. Пильдес» г. Санкт-Петербурга

Статья создана на основе материалов обучающих курсов в рамках Государственной

программы

«Доступная

среда».

Данная

программа

предусматривает

в

частности,

возможности реабилитации детей с ОВЗ (инвалидов), получение ими образования в обычных

образовательных учреждениях.

Сама идея инклюзивного (включённого) образования строится на следующих принципах:

ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

каждый человек способен чувствовать и думать;

каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

все люди нуждаются друг в друге;

подлинное

образование

может

осуществляться

только

в

контексте

реальных

взаимоотношений;

все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

все обучающиеся скорее достигнут прогресса в том, что они могут делать, а не в том,

что не могут;

разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В

настоящее

время

различаются

понятия

«ребёнок-инвалид»

и

«ребёнок

с

ОВЗ»

(ограниченными возможностями здоровья). Инвалидом «является лицо, которое имеет

нарушение

здоровья

со

стойким

расстройством

функций

организма,

обусловленное

заболеваниями,

последствиями

травм

или

дефектами,

приводящее

к

ограничению

жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» (ФЗ РФ № 181-

ФЗ от 24.11.1995).

Инвалидность

устанавливается

в

нормативном

порядке

в

бюро

медико-социальной

экспертизы. Для ребенка, имеющего статус «ребенок-инвалид» определяется перечень

реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей к бытовой,

общественной,

в

последующем

профессиональной

деятельности

в

соответствии

со

структурой его потребностей, кругом интересов и уровнем притязаний. Это отражается в

индивидуальной программе реабилитации (ИПР), которая обязательна для исполнения

соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а

также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4

августа 2008 года № 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации

инвалида,

индивидуальной

программы

реабилитации

ребенка-инвалида,

выдаваемых

федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их

разработки и реализации» в содержание программы помимо обязательных медицинских,

реабилитационных мероприятий вносится запись о создании специальных условий обучения

в

учреждениях

образования,

применении

специального

оборудования,

проведении

коррекционно-развивающих мероприятий.

Несколько иначе обстоит вопрос создания специальных условий для детей с ограниченными

возможностями здоровья. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья может

быть физическое лицо, имеющее недостатки и физическом и/или психическом развитии,

которые

подтверждены

психолого-медико-педагогической

комиссией

и

препятствуют

получению образования без создания специальных условий (ФЗ № 273 ст.3 п.8).

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными

возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,

включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов

обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических

материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального

пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся

необходимую

техническую

помощь,

проведение

групповых

и

индивидуальных

коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих

образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено

освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями

здоровья.

В Законе установлены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и

стимулирования - обучающимся предоставляются академические права на условия для

обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том

числе

получение

социально-педагогической

и

психологической

помощи,

бесплатной

психолого-медико-педагогической

коррекции

(ст.

34);

обучение

по

индивидуальному

учебному

плану,

в

пределах

осваиваемой

образовательной

программы

в

порядке,

установленном

локальными

нормативными

актами

образовательной

организации;

предлагаются различные формы получения образования – надомная, семейная, смешанная, с

применением дистанционных, электронных средств. Задача администрации и сотрудников

школы – договориться с родителями об одной общей цели на определенный,

«понятный» период времени – например, на один год. В беседе с родителями необходимо

расставить приоритеты в развитии ребенка, исходя из его возможностей – в соответствии с

ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи

обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о

сотрудничестве, а затем принимая участие в разработке индивидуального образовательного

плана для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за

качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

Таким образом, обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может

осуществляться либо по адаптированной образовательной программе, разработанной для

каждого ребенка с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательном классе, либо в условиях

образовательной организации (класса) для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших,

слепых,

слабовидящих,

с

тяжелыми

нарушениями

речи,

с

нарушениями

опорно-

двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с

расстройствами

аутистического

спектра,

со

сложными

дефектами,

осуществляющей

образовательную

деятельность

по

адаптированной

основной

общеобразовательной

программ, т.е. образовательной программой, адаптированной для обучения определенной

категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (до 01.09.2013г. - образовательные

программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (Статья

79, п.5. ФЗ № 273 от 29.12.2012г.).

Таблица:

Степень

включённости

в

образовательный

процесс

учащегося

с

ОВЗ

(инвалидностью)

Формы включения

Степень

включения

1

Обучение в классе общеобразовательной школы, посещение

группы продленного дня, школьных кружков и секций в рамках

дополнительного образования без ограничений.

Полная

2

Обучение в классе по индивидуальному учебному плану

Полная

3

Надомная форма обучения (индивидуальное обучение) с гибким

режимом пребывания на фронтальных уроках (не менее 30%

учебного времени, с учетом рекомендаций ПМПк), участие

ребенка во внеурочной деятельности.

Частичная

интеграция

4

Обучение в коррекционном классе на базе общеобразовательной

организации, участие в совместных школьных мероприятиях в

системе дополнительного образования.

Частичная

интеграция

5

Надомная

форма

обучения

посещение

школы

для

индивидуальных занятий с педагогами, участие во внеурочной

деятельности с учетом психических и (или) психофизических

возможностей ребенка.

«Точечная»

интеграция

6

Надомная форма обучения – индивидуально на дому, участие во

внеурочной

деятельности

с

учетом

психических

и

(или)

психофизических возможностей ребенка

«Точечная»

интеграция

Отметим, что в рамках психолого-педагогического сопровождения учащегося с ОВЗ

необходимо, говорить о нескольких основных субъектах инклюзивной практики.

Естественно, основным субъектом является ребенок с ограниченными возможностями

здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической

комиссии, нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке

адаптированной образовательной программы во всех ее компонентах.

Следующим по значимости субъектом (скорее, субъектами) инклюзивного образовательного

пространства являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное

пространство, которое после появления ребенка с ОВЗ, нуждающегося в организации

специальных условий образования, приобретает свойство «инклюзивного». Эти дети также

будут нуждаться в определенном психолого-педагогическом сопровождении, хотя и несколько

иного плана. Важно понимать, что дети, окружающие нашего включаемого ребенка, не

являются по отношению к нему однородным «коллективным субъектом». Некоторые из них с

различной степенью негативности относятся к ребенку с ОВЗ, другие – нейтральны – он для

них «как бы, не существует». Третьи, возможно, испытывают позитивные чувства и

положительно относятся. В этой неоднородной ситуации предельно важно обеспечить как

оценку межличностных отношений в детском коллективе, так и разработать ряд психолого-

педагогических мероприятий, позволяющих минимизировать негативные отношения и

использовать позитивные отношения для создания не просто толерантной образовательной

среды, но эффективного включения создаваемых позитивных отношений в структуру

комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Субъектами инклюзивного образовательного пространства также являются родители и

включаемого ребенка, и других детей класса. Совершенно очевидно, что в данном случае

родителей нельзя рассматривать как однородный субъект сопровождения. Для каждой

категории

родителей

должны

быть

разработаны

отдельные

технологии

оценки

и

сопровождения специалистами школьного консилиума, в первую очередь, психологом ПМПк

(психолого-медико-педагогического консилиума).

Также коллективным субъектом инклюзивной практики, нуждающимся в психолого-

педагогическом сопровождении, являются непосредственные участники инклюзивного

образования – педагогический коллектив общеобразовательного учреждения. Педагогов

следует

рассматривать

как

особых

субъектов

сопровождения,

поскольку

они

сами

непосредственно включены в инклюзивное образование как специалисты, но, в то же время, в

силу специфики своей профессиональной подготовки нуждаются в помощи и поддержке со

стороны специалистов школьного консилиума, обладающих специальными знаниями и

умениями в отношении различных категорий детей с ОВЗ.

Важно понимать, что организация особых образовательных условий возможна при наличии у

ребенка, поступающего в образовательную организацию, статуса «ребенок-инвалид» и

рекомендаций ИПР (индивидуальной программы реабилитации) и/или статуса «ребенок с

ОВЗ» и рекомендаций врачебной комиссии и ПМПК. При отсутствии данных рекомендаций

первым шагом администрации и специалистов будет выявление ребенка с ОВЗ и проведение

работы с родителями такого обучающегося с целью направления его на ПМПК. При условии

несогласия родителей на прохождение ПМПК и психолого-педагогическое сопровождение,

такому ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.

В статье использованы материалы лекций Фединой А.К., Фальковской Л. П, Самсоновой Е.

В., Семаго М. М., Дмитриевой Т. П., Яковлевой Н.Н по программе повышения квалификации

для

специалистов

сопровождения,

реализуемой

в

рамках

обучающих

мероприятий

Государственной программы «Доступная среда».