Авторы: Романенкова Нелли Валерьевна, Шабалина Валентина Анатольевна Должности: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: Исследовательско-творческий проект
Тема: "Капризка и все- все- все..."
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11»
«Капризка и все-все-все...»
Проект
Разработали:
Воспитатели высшей категории
Романенкова Нелли Валерьевна
Шабалина Валентина Анатольевна
Березники 2015
Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,
если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь -
в годы отрочества душа подростка будет пустой,
на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.
В.А. Сухомлинский
21 век начался с привлечения внимания к чтению во всемирном
масштабе. Так ООН объявила 2003-2012 гг. десятилетием грамотности
(UN Literace Decade).
В России чтение произведений литературы рассматривается
сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения
интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной
активности российского общества.
В 2007 году началась активная реализация национальной
программы поддержки и развития чтения в Российской федерации,
цель которой - развитие у подрастающего поколения интереса к
чтению, а также возвращение детей и молодежи в ранг активных
читателей.
2015 год объявлен Годом литературы в России.
"Цель самого проведения Года литературы - напомнить об
исключительной ее - литературы - значимости и ее особой миссии...
Рассчитываю, что Год литературы ... поможет вернуть в нашу
жизнь, жизнь молодежи понимание хорошей литературы и, конечно,
самого слова, всех удивительных возможностей нашего родного языка,
который, по праву входит в число самых выразительных и образных
языков мира".
Президент России В.В.Путин
Общеизвестно воспитательное, познавательное и эстетическое
значение художественной литературы в развитии личности ребенка. На
важность приобщения к книге, красоте художественного слова
указывают многие педагоги, психологи, лингвисты, такие как Д.К.
Ушинский, Л.С. Выгодский и др., в связи с чем приобщение
подрастающего поколения к литературе занимает важное место в
современной отечественной педагогике и является одним из
приоритетных направлений современного образования.
Между тем, исследователи отмечают проявление следующих
негативных тенденций в области детской художественной литературы и
детского чтения: снижение интереса к книге, замедленное вхождение
детей в книжную культуру и замещение ее культурой визуальной,
сокращение доли чтения в структуре свободного времени
подрастающего поколения. И все это благодаря активному внедрению в
жизнь современного ребенка компьютерно-информационных
технологий.
Становится очевидным, что на современном этапе вопросы
воспитания у детей интереса к художественной литературе требуют
повышенного внимания со стороны педагогов дошкольных
образовательных учреждений, поскольку процесс формирования
читателя в ребенке начинается в дошкольном детстве.
Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного
возраста к чтению литературы обуславливает поиск эффективных
способов организации деятельности по данному направлению.
Педагогическую работу по приобщению к книге необходимо
осуществлять с учетом современных подходов к организации
деятельности дошкольников, позволяющих на практике применить
принципы сотрудничества и соразвития. Одним из актуальных
способов взаимодействия ребенка и взрослого является метод
проектирования.
Все вышесказанное послужило поводом для создания проекта
"Капризка и все-все-все...",
позволившего познакомить наших
воспитанников и их родителей с чрезвычайно богатой и
многокрасочной картиной «литературой Прикамья».
Данный проект является подпроектом открытого проекта
"Маленькие читатели пермских писателей", реализуемого в рамках года
литературы в Российской федерации. Учредитель проекта МАОУ ДПО
ЦАМО «Центр аналитики и методологии образования» г.Березники,
МАДОУ «Детский сад № 75». Наше дошкольное учреждение
принимает активное участие в реализации этого проекта.
«Люби и знай свой край родной»
- кому неизвестен этот завет
жизни?! Полюбить же свой край можно лишь тогда, когда знаешь его
тайны и богатства, открываешь в нем неведомое. Чтоб любить свой
край надо его изучать. Изучать можно по – разному. Так и делают
разные ученые. А мы попробовали посмотреть на родное Прикамье
глазами пермских детских писателей. Узнали, какие интересные и, в то
же время, разные писатели и поэты жили и живут сейчас на нашей
пермской земле. Каждый из них по своему выражает свою любовь к
нашей малой Родине. Важно, чтобы эта любовь нашла отклик в душе
взрослого и душе ребенка.
Цель проекта:
знакомство с творчеством детских пермских
писателей.
Задачи:
1.
Способствовать формированию интереса к творчеству детских
пермских писателей.
2.
Воспитывать умение слушать и понимать литературные
произведения разных жанров, эмоционально откликаться на
воображаемые события.
3.
Закрепить правила культурного обращения с книгой,
коллективного чтения книг, поведения в библиотеке и книжном
уголке.
4.
Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам
литературных произведений, инсценировках и драматизациях,
выразительном чтении стихов, рисовании и других видах
деятельности.
5.
Способствовать возрождению традиции семейного чтения.
Проект реализовывался в три этапа.
Первый этап - подготовительный (03.08.15 - 15.08.15)
Второй этап - основной (август - сентябрь)
Третий этап - заключительный (октябрь - ноябрь)
На первом
подготовительном этапе
проекта была создана
проблемная группа, в состав которой вошли
учителя-логопеды,
воспитатели старшей общеобразовательной группы, воспитатели
старшей группы для детей с нарушениями речи, воспитатели
подготовительной к школе группы для детей с нарушениями речи, а
также музыкальный руководитель ДОУ, заведующий филиалом № 5
центральной детско-юношеской библиотеки.
Перед педагогами стояла задача - подобрать, изучить и
проанализировать литературу, интернет-ресурсы по теме проекта.
Выяснить предпочтения детей в свободной деятельности, а также
наличие интереса к книге, чтению и слушанию детской
художественной литературы, а также знания дошкольников и их
родителей о произведениях детских пермских писателей. Полученная
информация позволила сделать вывод о том, что интерес к книге и
чтению художественной литературы недостаточно сформирован, а
знания о творчестве пермских детских писателей отсутствуют.
С детьми был проведен опрос. "Что ты любишь делать больше
всего: рисовать, лепить, играть на компьютере, читать или играть с
другими детьми? Каких детских пермских писателей ты знаешь? Какие
их произведения ты читал, слышал?"
С родителями было проведено анкетирование «Домашнее
чтение».
На основании полученных данных была разработана система
работы по приобщению детей к художественной литературе и
знакомству их и родителей с творчеством пермских писателей.
Второй - основной этап проекта - Реализация системы работы.
Совместная деятельность сближает педагогов, детей и родителей,
учит взаимопониманию, доверию, делает настоящими партнерами. В
связи с чем, работа по реализации проекта проходила по следующим
направлениям: взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями
воспитанников, взаимодействие с педагогами, взаимодействие с
социумом.
Работа с детьми является неотъемлемой частью деятельности
педагога. Поставленные задачи реализовывались в разнообразных
видах деятельности: организованной образовательной деятельности;
совместной деятельности педагогов и детей; самостоятельной
деятельности детей;
Взаимодействие с детьми:
Взаимодействие с детьми начали с опроса, позволившего
выяснить предпочтения детей в свободной деятельности, а также
наличие интереса к книге, чтению и слушанию детской
художественной литературы. Кроме того, выяснили, знают ли
дошкольники детских пермских писателей.
Полученная информация позволила сделать вывод о том, что
интерес к книге и чтению художественной литературы недостаточно
сформирован, а знания о творчестве пермских детских писателей
отсутствуют.
2. Просмотр мультимедийных презентаций о творчестве пермских
писателей.
Познакомить детей с отдельными фактами биографий пермских
писателей, способствовать развитию интереса к их литературному
наследию позволило использование ИКТ-технологий. Дети
просмотрели мультимедийные презентации о творчестве Воробьева
В.И., Давыдычева Л.И., Кузьмина Л.И., Пермяка Е.А. и др. авторов,
сопровождавшиеся познавательными беседами.
3. Посещение библиотеки
Взаимодействие с социумом - важный момент в системе работы
по приобщению детей к художественной литературе.
С творчеством пермских писателей, экранизацией их
произведений, детей познакомила Наталья Николаевна - заведующая
филиалом № 5 городской центральной детско-юношеской библиотеки.
Встреча традиционно закончилась викториной по произведениям
пермских писателей с обязательным награждением победителей и
просмотром мультфильма по произведению В.И. Воробьева
"Капризка".
4. Традиция "Книжное дерево".
Чтобы заинтересовать ребенка книгой, и, в частности,
произведениями пермских писателей. Чтобы чтение вошло в привычку,
от которой получаешь удовольствие, узнаешь что-то новое, педагоги
групп ввели
традицию - "Книжное дерево".
На "книжном дереве"
вырастают яблочки, (листочки), которые приносят родители из дома,
прочитав ребенку очередную книгу пермского писателя. На яблоке
(листочке) пишут автора, название книги. Ребенок высказывает свое
суждение о книге.
5. Оформление "Книжкиного дома".
Для решения поставленных задач и эффективной педагогической
деятельности в группе необходимо создать обогащенную предметно-
пространственную среду, в связи с чем, в группах ДОУ были созданы
книжные уголки.
В оформлении книжного уголка в группах дети приняли
непосредственное участие. Каждый ребенок имел возможность
предложить идею его создания, высказать пожелания. В итоге в
"Книжном доме" на разных полочках поселились книги пермских
писателей и их портреты, а также любимые книги детей, любимые
книги родителей наших воспитанников и новинки детской
художественной литературы.
6. Чтение художественной литературы
Непосредственное знакомство с произведениями пермских
писателей осуществлялось в рамках специально организованной
образовательной и свободной деятельности. Так в течение всего
времени реализации проекта детям были прочитаны следующие
произведения:
Л.И.Давыдычев: « Как медведь кашу ел»; «Мой знакомый воробей»; «О
мышке с золотым хвостиком, о мышке с серебряным хвостиком и о
мышке, у которой хвостика совсем не было». Цикл рассказов: «Вася –
ребенок», «Вася – поросенок», «Все ребята – поросята», «Вася – пес
Атос».
«Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова,
второклассника и второгодника». «Лелишна из третьего подъезда».
В.И. Воробьев: «Самого сильного в траве не видать»;
«Как Дед Мороз
парад принимал»; «О том, как лежебока Неохоткин работягой стал»;
«Капризка».
Е.А. Пермяк: «Для чего руки нужны», «Как Маша стала большой».
Рассказы: «Смородинка», «Торопливый ножик», «Про нос и язык»,
«Первая рыбка».
Е.Ф.Трутнева:
Стихи: «Мама», «Ходит-бродит осень», «Первая
пороша», «Морозный ветер», «Белкин дом», «Сказки», «Зеленый
листик».
И.П.Христолюбова: Повести-сказки: «Топало», «Топало и
инопланетянин».
А.С. Зеленин:
Сборник рассказов для семейного чтения «Самая
страшная тайна, или забавные и поучительные истории для детей,
родителей и работников детских садов; «Для чего нужна школа»,
«Сказка про то, как Рыжик-гриб хитрил, а лису не обманул».
Л.П. Ильиных: Сборник стихов для детей «Детские стихи».
Э.В. Матвеев: Сказка о финансах для самых маленьких «Дима и
Совёнок».
7. Игры, задания и упражнения в книжном уголке: "Отгадай загадку",
"Не зевай - быстро отвечай", "Вопросы-ловушки".
8. Творческие задания и игры: " Придумай символы для всех героев
сказки, рассказа", "Придумай рекламу твоей любимой книги",
"Расскажи рассказ (сказку) от лица героя" и т.д.
Знания о произведениях пермских писателей, героях этих
произведений, закрепляли посредством игровых методов и приемов.
8. Литературная гостиная "В гостях у детских пермских писателей".
Обобщить и систематизировать знания о творчестве пермских
писателей В.И. Воробьеве, Л.И.Давыдычеве, А.С.Зеленине,
Л.П.Ильиных дети смогли в литературной гостиной.
6. Художественно-творческая деятельность.
После прочтения каждого произведения дети выступали в роли
художников-иллюстраторов, что позволило создать в группах
иллюстрированные книги по произведениям пермских писателей.
Также, дети приняли участие в краевом конкурсе детского
творчества «Со сказками не расставайтесь»,
где были представлены
рисунки, поделки по произведениям пермских писателей.
7. Акция "Книжкина больница".
Формированию устойчивого навыка бережного отношения к
книге, как источнику знаний, детям старшей и подготовительной к
школе групп для детей с нарушениями речи позволило участие в акции
"Книжкина больница". Дети отремонтировали "заболевшие" книги для
ребят из средней группы и торжественно вручили их своим младшим
товарищам, рассказав, как нужно обращаться с книгами.
Взаимодействие с родителями
1. Анкетирование родителей «Домашнее чтение».
Результаты анкетирования позволили построить предстоящую
работу по ознакомлению с творчеством пермских писателей.
2. Памятки: «Семья и книга», "Почему детям необходимо читать".
3. Консультация "Как организовать домашнее чтение".
4. Просмотр мультимедийных презентаций о творчестве пермских
писателей в домашних условиях.
5.Список произведений пермских писателей для чтения старшим
дошкольникам.
6. Акция "Книга на память".
Пополнить и разнообразить художественную литературу в
книжных уголках в группах позволило проведение акции "Книга на
память". Родители приобрели новые красочно проиллюстрированные
книги и подарили их своим детям и воспитателям. Каждая подаренная
книга имеет памятные слова, многие из которых родители подбирали
вместе с детьми. Тем ценнее стали эти подарки для нас, воспитателей.
Взаимодействие с педагогами
1. Консультация "Творчество пермских детских писателей - детям".
2. Рекомендации для педагогов ДОУ "Оформление книжного уголка в
группе".
Взаимодействие с социумом
1. Посещение филиала № 5 городской центральной детско-юношеской
библиотеки. Тематические встречи.
Заключительный этап
На заключительном этапе реализации проекта, проходившем
29.10.2015, дети приняли участие в городском фестивале-конкурсе
"ПроЧтение", где продемонстрировали литературный опыт и закрепили
стилистические и жанровые особенности сказок, рассказов и стихов
пермских писателей.
Выступление маленьких артистов высоко оценили члены жюри и
пригласили на заключительный этап фестиваля-конкурса, который
пройдет 24.11.2015 г. на базе МАДОУ "Детский сад № 75". Дети
покажут постановку сказки "Как Маша стала большой", автор
Е.А.Пермяк.
Ожидаемый результат.
1.
Повышение интереса детей и их родителей к творчеству детских
пермских писателей и детской художественной литературе
вобщем.
2.
Возрождение традиции домашнего чтения.
3.
Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по
приобщению детей к художественной литературе.
4.
Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания
грамотного читателя.
Трансляция проекта
Проект "Капризка и все-все-все..." представлен на
педагогическом совете ДОУ "Современные подходы по приобщению
дошкольников к детской художественной литературе".
Перспектива проекта
Данный проект можно использовать в качестве методического
пособия для педагогов ДОУ и города.
Литература
1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.
Программа и методические рекомендации. 2-е изд., испр. и доп. - М.:
Мозаика-Синтез, 2006.
2. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с
семьей. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
3. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Художественная литература в
развитии творческих способностей старших дошкольников. - М.:
Издательство "Скрипторий 2003", 2006.
4. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду.
Образовательная оюласть "Чтение художественной литературы". - М.:
Издательство "Скрипторий 2003", 2011.
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой:
Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2008.