Автор: Гарипова Ксения Николаевна
Должность: воспитатель, инструктор по физической культуре доу
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Чебурашка"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, Усть-Майский район, посёлок Эльдикан
Наименование материала: Авторская разработка кружковой работы.
Тема: План-программа " Мультстудия "Калейдоскоп"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию воспитанников №1 «Чебурашка»
План-программа кружка Мультистудии
«Калейдоскоп»
на 2023 – 2024 учебный год
в соответствии с ФОП ДО и ФГОС
(возраст 5-7 лет)
Руководитель:
Гарипова К.Н
П. Эльдикан, 2023 год
Введение
1
План-программа Мультистудии «Калейдоскоп» предназначена для детей
старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет). Дети, погружаясь в мир фантазии и
сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими руками оживляют свои
самые неожиданные и необычные сюжеты. Вкладывая в своего персонажа
частичку собственной души, ребенок выявляет скрытое от него и окружающих,
учится планировать свои действия, воспитывает себя и с помощью педагога
обучается, получает новые знания.
Пояснительная записка
В настоящее время у многих детей наблюдаются проблемы с социализацией.
Дети зачастую не знают, как общаться со сверстниками и взрослыми, как вести
себя в ситуациях общения. Это приводит к нарушению поведения детей, их
непослушанию, частыми становятся замечания и наказания за плохое поведение.
По мнению социального психолога Андреевой Г.М., социализация представляет
сложный процесс накопления социального опыта индивидом, путем вхождения
в социальную среду, а также процесс воспроизводства системы социальных
связей, за счет активной деятельности и активного включения в социальную
среду. В дошкольном детстве, на ранней стадии социализации, главным
институтом социализации является семья и все более распространенные детские
дошкольные учреждения. Именно в дошкольном учреждении ребенок
дошкольник приобретает первые социальный опыт.
Согласно концепции, Э. Берна, в дошкольном детстве происходит закладка
сценариев будущей жизни, взрослый оказывает непосредственное влияние на
формирование этих сценариев своим позитивным или негативным
реагированием на ситуации. Безусловно это нужно учитывать при работе с
детьми, особенно преследуя цель - социализации.
Согласно ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие, является одним
из направлений реализации образовательной программы, которое направлено на
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со
взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе.
В рамках кружковой деятельности социально-коммуникативное развитие
дошкольника осуществляется нестандартным педагогическим методом -
методом активной мультипликации.
2
План-программа Мультистудии «Калейдоскоп» ориентируется на детей,
посещающих старшие группы детского сада и направлена на социально-
коммуникативное развитие детей.
Цели
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами
активной мультипликации;
Формирование у дошкольников мотивации к деятельности;
Активизация творческих способностей воспитанников;
Формирование представлений об анимации и мультипликации.
Задачи
Социализация ребенка;
воспитание усидчивости, целеустремленности;
Развитие вербальной и невербальной коммуникации;
Развитие наглядно-образного и логического мышления;
Развитие памяти, восприятия, устойчивости внимания;
Развитие воображения;
Развитие творческих способностей;
Развитие монологической и диалогической речи;
Развитие навыков общения;
Обучение навыкам мультипликации.
Отличительные особенности
Творческое самовыражение - дети проявляют себя в творческой
деятельности, при этом обучаясь и воспитываясь.
Самостоятельность - дети сами разрабатывают сюжет, сами выбирают
материалы, сами изготавливают персонажей и декорации, самостоятельно
снимают мультфильм; педагог при этом - направляющее звено.
Равенство - дети с педагогом общаются на равных, отсутствуют любые
коммуникативные барьеры.
Свобода - план занятий всегда ориентировочный, примерный, в ходе
занятия он может меняться, постоянными являются только темы, в рамках
которых осуществляется творческая деятельность.
Использование современных мультимедийных и технических средств для
реализации деятельности - компьютер, фотоаппарат, штатив.
Условия реализации
Программа кружка реализуется с детьми 5 - 6 лет, с учетом их
индивидуально-психологических особенностей:
3
Показатели
Индивидуально-психологические особенности
Ведущая потребность
Потребность в общении.
Ведущая функция
Воображение, словесно-логическое мышление.
Игровая деятельность
Длительные игровые объединения, умение
согласовывать свое поведение в соответствии с ролью.
Отношения со
взрослыми
Внеситуативно-личностные: взрослый - источник
эмоциональной поддержки.
Отношения со
сверстниками
Внеситуативно-деловые: собеседник, партнер по
деятельности.
Эмоции
Развитие высших чувств; формирование самооценки
посредством оценки окружающих; ребенок начинает
осознавать свои переживания.
Способ познания
Самостоятельная деятельность, познавательное общение
со сверстниками, взрослыми.
Объект познания
Причинно-следственные связи между предметами и
явлениями.
Восприятие
Знания о предметах и их свойствах расширяются
(восприятие времени, пространства), организуются в
систему и используются в различных видах
деятельности.
Внимание
Интенсивное развитие произвольного внимания,
удерживает внимание 30 минут, объем внимания 10-12
предметов.
Память
Интенсивное развитие долговременной памяти, объем
памяти 6-8 предметов из 10; 4-5 действий.
Мышление
Элементы логического мышления развиваются на
основе наглядно-образного; развитие элементов
абстрактного мышления.
Воображение
Переходит во внутреннюю деятельность, появляется
собственное словесное творчество (считалки, дразнилки,
стихи).
Условия успешности
Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо
деле.
Оснащение:
свободное пространство помещений, оборудованный анимационным
станком;
анимационный станок - фотоаппарат, штатив, лампы, компьютер;
материал для изготовления персонажей и декораций (пластилин, цветная
бумага, ткань, бросовый материал, краски, карандаши и т.д.)
4
Режим занятий
Возрастна
я группа
Продолжительност
ь занятия
Периодичност
ь в неделю
Количеств
о
в месяц
Количеств
о
в год
5-7 лет
30 минут
1 раз
4
36
Занятия проводятся в игровой форме.
Место проведения:
Библиотечный класс
Прогнозируемые результаты
1. У детей формируются социально-коммуникативные навыки посредством
активной мультипликации; воспитывается усидчивость, целеустремленность,
желание довести начатое дело до конечного результата - получить творческий
продукт свих стараний.
2. Повышается мотивационная активность дошкольников.
3. Личностное развитие детей становится гармоничным и проходит
своевременно, согласно возрастным рамкам развития.
4. У дошкольников развиваются высшие психические функции (память,
внимание, мышление, воображение, восприятие), формируется их
устойчивость.
5. Развиваются навыки общения и коммуникации (вербальной и невербальной);
6. Активно развивается монологическая и диалогическая речь.
7. Ребенок проходит успешную социализацию и адаптацию к школе.
8. Дети приобретают навыки мультипликации и анимации.
9.
Перспективно - тематический план
Всего программой предусмотрено 36 занятий. 4 из них являются
вводными, на которых дети знакомятся с мультипликацией, ее особенностями.
Следующие занятия подразделяются на темы. В рамках каждой темы создаются
мини-мультфильмы, которые дети придумывают и снимают совместно с
педагогом. В начале каждой темы проводится вводная беседа, в которых дети
высказывают свое мнение по проблеме, обсуждают ее. Далее проводятся игры и
упражнения по теме занятия, дети могут выступать инициаторами данных игр.
Затем происходит обсуждение сюжета, раскадровка, изготовление персонажей и
декораций и съемка мультфильма, далее дети озвучивают мультфильм и смотрят
его.
5
Примерный тематический план
Мес
яц
Тема
Цель
Формы и виды детской
деятельности
Предполагаемый
результат
Октябрь
Что такое
мультфи
льм?
1. Формирование у детей
адекватного представления о
мультфильмах.
2. Формирование представлений
о предстоящей деятельности
знакомство с мультстудией;
-обсуждение известных
детских мультфильмов, роли
мультфильма в жизни детей;
-Просмотр разных видов
анимационных фильмов;
-беседы по содержанию
мультфильмов;
-деятельность по поиску
информации.
-Создание альбома
рисунков «Мой
любимый мультфильм»;
-дети владеют
понятийным аппаратом
мультипликации.
Обратная
сторона
экрана
1. Формирование у детей
представления о процессе
создании мультфильма.
2. Формирование мотивации к
дальнейшей деятельности.
-знакомство детей с
различными анимационными
техниками;
-знакомство с материалами, из
которых можно изготовить
мультфильм;
-просмотр мультфильмов,
созданных другими детьми;
- имеют представления
о анимационных
техниках;
- изготовление героев
мультфильма с
различными
материалами.
Шаг
за
шагом
1. Развитие познавательной
активности, абстрактно-
логического и наглядно-
образного мышления.
2. Развитие воображения и
креативности.
-знакомство детей с важными
этапами создания
мультфильма: сюжет,
персонажи, декорации,
озвучивание;
-обсуждение данных
составляющих на примере
мультфильма «Пластилиновая
ворона»
- называют важные
составляющие этапы
создания мультфильма.
Персона
ж - кто
это?
1. Развитие воображения.
2.Развитие творческой
активности.
-знакомство детей с
характеристиками персонажа
(характер, мимика, жесты,
движения);
- создание собственного
персонажа (рисунок и
рассказ о нем).
Ноябрь
Сюжет.
Сказочна
я история
1. Развитие логического
мышления.
2.Развитие связной речи.
3. Развитие воображения и
креативности.
-знакомство детей с правилами
составления сюжета (завязка,
развязка, заключение);
-создание сюжета совместно со
всеми детьми, используя
созданных ранее персонажей;
-обучение технике раскадровки
- владеют техникой
раскадровки;
- упражнение
«Составление рассказа
по картинке»
- придумывание
собственного рассказа
по персонажу
Декораци
и
Построи
м
волшебн
ый мир.
1. Развитие пространственного
восприятия.
2. Развитие воображения.
3. Развитие познавательной
активности.
-изучение способов
изготовления декораций;
-знакомство с различными
материалами;
-изготовлений декораций по
придуманному сюжету
- самостоятельно
изготавливают
декорации по
придуманному сюжету.
6
Декабрь
Камера -
мотор!
1. Формирование у детей
представлений о технических
средствах, использующихся для
создания мультфильма, и
правил безопасности работы с
ними.
2. Развитие воображения,
абстрактно-логического,
наглядно-образного мышления.
3.Формирование у детей
интереса к деятельности.
-знакомство детей с
приборами, необходимыми для
съемки мультфильма;
-обучение технике
безопасности в мультстудии;
-начало съемка мультфильма
по заранее написанному
сюжету
- владеют техникой
безопасности в
мультстудии;
- узнают приборы
необходимые для
съемки мультфильма.
Говорим
и
показыва
ем!
1. Формирование навыков
съемки мультфильма.
2. Развитие речи.
3. Развитие критичного
мышления.
продолжение съемки
мультфильма;
-озвучивание и монтаж
мультфильма;
-просмотр мультфильма,
обсуждение проделанной
работы;
-просмотр готового
мультфильма,
обсуждение
проделанной работы;
Фильм,
фильм,
фильм!
1. Повышение самооценки.
2. Формирование мотивации к
дальнейшей деятельности путем
ее одобрения.
3. Оценка усвоения знаний
детей по пройденному
материалу.
-обсуждение полученных
результатов;
-викторина для детей «Что мы
знаем о мультфильме?»
-презентация готового
мультфильма
родителям, детям
других групп,
педагогам;
Январь
Наши
эмоции.
От
улыбки
станет
всем
светлей
1. Развитие эмоциональной
сферы.
2. Формирование адекватного
представления об
эмоциональных состояниях
людей.
3. Повышение эмоционального
фона.
-беседа на тему эмоциональных
проявлений людей в различных
ситуациях;
-работа с калейдоскопом
эмоций; - работа перед
зеркалом - изучение
собственных эмоций;
-изготовление персонажей со
сменными эмоциями.
- различают и называют
эмоции людей в
различных ситуациях;
- готовые персонажи с
различными эмоциями.
Февраль
Я
–
артист!
Вовлечь детей в
театрализованную игру.
- беседа «Театр»
- игра «Кто как двигается?»
- выбор с детьми сказки для
драматизации.
- умеют воплощать на
сцене актерское
мастерство;
- выбор сказки,
заучивание слов,
репетиция. Показ детям
младших
- съемка детей на сцене.
Март
Пластили
новая
анимация
создают любимые сказки
своими руками: творческая
мастерская
- Лепка героев мультфильма;
- беседы о пластике
персонажей;
- экспериментирование;
- работа с ПО;
- просмотр мультфильма.
- лепят самостоятельно
героев мультфильма;
Апрель
Работа
над
мультфи
льмом.
- самостоятельно озвучивают
своих героев;
- формирование представлений
о монтаже мультфильма.
- Работа с ПК;
- совместная деятельность с
музыкальным руководителем;
- запись звуков;
- экспериментирование.
- имеют представления
о монтаже мультфильма
7
Май
Мы
вместе!
Подведен
ие итогов
работы.
1. Формирование критичного
мышления.
2. Развитие мотивационной
сферы.
3. Повышение самооценки и
уверенности в себе, развитие
рефлексии.
-просмотр мультфильмов,
снятых за время занятий;
-обмен впечатлениями,
подведение итогов;
-игры на развитие уверенности
в себе;
-упражнения на рефлексию;
- повышена самооценка
у детей;
- развиты представления
о видах анимационной
техники.
Рассмотрение каждой темы плана-программы строится на основе одной
общей схемы:
1. Беседа с детьми на определенную тему, побуждение их к высказыванию своих
мыслей, своего мнения.
2. Игры и упражнения по теме занятия. Детям предоставляется возможность
самим выбрать игру, которую они считают наиболее подходящей к данной теме
(это могут быть различные настольный игры, психологические и словесные
игры и т.д.), педагог заранее готовит для детей возможные варианты. Главной
задачей в данном случае является обучение детей делать выбор, проявлять
инициативу, развитие ответственности и умения договариваться друг с другом.
3. Далее происходит обсуждение сюжета будущего мультфильма. Педагог с
детьми обсуждают главных героев, их действия, главную мысль мультфильма.
Рисуется раскадровка - дети совместно выстраивают логическую цепочку
сюжета и зарисовывают ее. Выбираются материалы и техника для создания
мультфильма
(дети
могут
сами
выбрать,
педагог
направляет,
советует,
рассказывает о возможных вариантах). Техники, использующиеся в работе с
дошкольниками, могут быть следующие: перекладка, рисованная анимация,
сыпучая анимация, ожившие предметы. Материалами в данных случаях служат:
пластилин, цветной картон и бумага, различные подручные средства, манка,
песок, крупы, карандаши, краски и т.д.
4.
Съемка
мультфильма
производится
цифровым
фотоаппаратом
под
руководством педагога. Каждое действие и движение персонажа соответствует
запланированному сюжету, и фиксируются на отдельном кадре.
5. Монтаж мультфильма выполняет педагог, в специальной компьютерной
программе для создания видеороликов, дети наблюдают за «соединением» всех
отснятых ими кадров.
6. Озвучивание мультфильма выполняется детьми, согласно сюжету. Важно дать
детям возможность самим придумать реплики и интонацию голоса. Педагог
советует и направляет, производит аудиозапись звуковых дорожек (треков) на
компьютерном оборудовании через микрофон или с помощью цифрового
диктофона.
7. Просмотр готового творческого продукта – мультфильма всей группой,
можно с привлечением родителей и педагогов, обсуждение результатов работы.
8
Методическое обеспечение
Методические пособия:
Приложение к журналу «Современный детский сад»
Интернет-ресурсы
Дидактический материал:
Материалы для изготовления персонажей и декораций (пластилин, цветная
бумага, картон, ножницы, цветные и простые карандаши, восковые мелки; вата,
манка, песок и др.)
Дидактические игры по темам занятий.
Детская художественная литература и иллюстрациями.
Материально-технические условия:
Свободное пространство помещения, стол, стулья по количеству детей:
o
Фотоаппарат,
o
Штатив,
o
Осветительные приборы,
o
Безопасные стекла,
o
Компьютер с программой для съемки и монтажа.
Сетка работы кружка
Среда - 15ч 30 мин - 16 ч 00 мин
9