Автор: Шокарева Екатерина Максимовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №125 "Непоседы"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальные инструменты как часть развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала ДОУ
Музыкальные
инструменты
как
часть
развивающей предметно-пространственной среды
музыкального зала ДОУ
Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале –
это пространство, правильно организованное и наполненное необходимым
оборудованием, способствующее художественно-эстетическому развитию
ребенка, побуждающее его к самовыражению и проявлению творческих
способностей.
В новой Федеральной образовательной программе (ФОП) жёстких
требований к организации РППС нет, и музыкальные руководители вправе
её проектировать самостоятельно. Вместе с тем развивающая предметно-
пространственная среда должна соответствовать требованиям ФГОС ДО,
СанПиН,
образовательной
программе
ДОО,
а
также возрастным
особенностям детей.
В
соответствии
с
ФГОС
целью
формирования
музыкальной
развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми
доступными средствами.
Задачи ее:
обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых;
обеспечение
самостоятельной
(индивидуальной
и
совместной)
деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам;
получение и закрепление знаний о музыке;
развитие
творческих
способностей,
музыкальности,
любознательности, стремления к экспериментированию;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале
имеет
свои
особенности,
обусловленные
спецификой
направленности
образовательной области «Музыка».
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности
дошкольников, доставляет удовольствие, повышает интерес к музыкальным
занятиям, способствует преодолению застенчивости развитию музыкальной
памяти, внимания, мышления.
Известный
советский
учёный
и
педагог,
создатель
научной
школы музыкального
воспитания
детей
дошкольного
возраста
Н.
А.
Ветлугина
указывала
на
необходимость
развития музыкального
слуха
посредством различных игр и упражнений.
Выготский Л. С. писал о необходимости обогащать музыкальный опыт
ребенка, уделяя особое внимание игре на музыкальных инструментах. Он
утверждал, что «стремление детей к сочинительству является такой же
деятельностью воображения, как и игра». Теоретические и практические
основы развития музыкальных способностей отображаются в работах Г.П.
Новиковой, Г.А. Прасловой, А. Гогоберидзе и О.П. Радыновой.
Все авторы считают, что для успешного музыкально-эстетического
развития
ребенка
требуется
специальная среда.
Инструментальное
музицирование является важным и необходимым элементом этой среды.
Одним
из
основоположников музыкально-педагогической
системы
инструментального музицирования является
К.
Орф. В нашей стране
последователем системы Карла Орфа является Т.Э. Тютюнникова.
Поскольку музыкальное воспитание ребёнка дошкольного возраста
происходит в его деятельности, особое внимание в нашем музыкальном зале
уделяется музыкальным инструментам.
Поэтому, в нашем детском саду созданы все условия для знакомства с
музыкальными инструментами и для занятий на них.
Все музыкальные инструменты подобраны в соответствии с задачами и
содержанием музыкального воспитания каждой возрастной группы.
Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается в раннем
возрасте. Дети учатся различать звуки по высоте (низкие и высокие),
узнавать звучание инструментов и называть их, воспроизводить метр
музыкального произведения, а также подыгрывать на инструментах под
музыку.
На данном этапе я использую простые
инструменты: погремушки,
колокольчики, маленькие маракасы, бубенцы, бубны, барабаны, дудочки.
Следует заметить, что дети раннего возраста не могут ждать, пока
играют другие дети, поэтому
музыкальный зал оборудован данными
инструментами в таком количестве, чтобы на музыкальных занятиях у
каждого ребенка был инструмент.
Дети
дошкольного
возраста
переходят
от
непроизвольного
манипулирования
к
коллективным
формам
инструментального
музицирования:
они начинают исполнять музыкальные произведения в
детском оркестре.
У детей формируются навыки игры в ансамбле, они
приучаются слушать себя и других, играть с динамическими оттенками.
Для приобщения детей к русской народной культуре на музыкальных
занятиях я использую различные виды фольклора, в том числе исполнение
детьми
русской
народной
музыки
на
инструментах.
Для
нашего
музыкального зала были приобретены
музыкальные инструменты для
формирования оркестра русских народных инструментов: деревянные ложки,
трещотки, рубель, деревянная коробочка, гусли, колотушка, бич-хлопушка,
сорока,
тамбурин,
рогатка
с
колокольчиками,
вертяшка,
удочка
с
колокольчиками, грематуха.
Шедевры классической музыки также представляет собой богатый
материал для инструментального музицирования. Поэтому в нашем детском
саду есть инструменты, которые хорошо сочетаются с классическими
произведениями: колокольчики, цветные звуковысотные колокольчики,
металлофоны, ксилофоны, треугольники, маракасы, барабаны, тарелки,
кастаньеты, палка дождя.
Разученные
музыкальные
произведения
маленькие
музыканты
с
удовольствием исполняют на различных праздниках.
Анализируя проводимую работу по детскому инструментальному
исполнительству, можно сделать вывод, что игра на детских музыкальных
инструментах
помогает
развивать
музыкальные
способности
детей:
тембровый,
динамический,
звуковысотный
слух,
чувство
ритма,
музыкальную память. У детей развивается слуховой контроль и умение
исправлять неточности в своём исполнении.
Следует отметить воспитательную функцию оркестра: коллективное
музицирование также является одной из форм общения. У детей появляется
ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность,
сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в
достижении поставленной задачи.