Напоминание

Музыкальные инструменты как часть развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала ДОУ

Автор: Шокарева Екатерина Максимовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №125 "Непоседы"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальные инструменты как часть развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала ДОУ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Музыкальные

инструменты

как

часть

развивающей предметно-пространственной среды

музыкального зала ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале –

это пространство, правильно организованное и наполненное необходимым

оборудованием, способствующее художественно-эстетическому развитию

ребенка, побуждающее его к самовыражению и проявлению творческих

способностей.

В новой Федеральной образовательной программе (ФОП) жёстких

требований к организации РППС нет, и музыкальные руководители вправе

её проектировать самостоятельно. Вместе с тем развивающая предметно-

пространственная среда должна соответствовать требованиям ФГОС ДО,

СанПиН,

образовательной

программе

ДОО,

а

также возрастным

особенностям детей.

В

соответствии

с

ФГОС

целью

формирования

музыкальной

развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми

доступными средствами.

Задачи ее:

обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых;

обеспечение

самостоятельной

(индивидуальной

и

совместной)

деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам;

получение и закрепление знаний о музыке;

развитие

творческих

способностей,

музыкальности,

любознательности, стремления к экспериментированию;

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале

имеет

свои

особенности,

обусловленные

спецификой

направленности

образовательной области «Музыка».

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности

дошкольников, доставляет удовольствие, повышает интерес к музыкальным

занятиям, способствует преодолению застенчивости развитию музыкальной

памяти, внимания, мышления.

Известный

советский

учёный

и

педагог,

создатель

научной

школы музыкального

воспитания

детей

дошкольного

возраста

Н.

А.

Ветлугина

указывала

на

необходимость

развития музыкального

слуха

посредством различных игр и упражнений.

Выготский Л. С. писал о необходимости обогащать музыкальный опыт

ребенка, уделяя особое внимание игре на музыкальных инструментах. Он

утверждал, что «стремление детей к сочинительству является такой же

деятельностью воображения, как и игра». Теоретические и практические

основы развития музыкальных способностей отображаются в работах Г.П.

Новиковой, Г.А. Прасловой, А. Гогоберидзе и О.П. Радыновой.

Все авторы считают, что для успешного музыкально-эстетического

развития

ребенка

требуется

специальная среда.

Инструментальное

музицирование является важным и необходимым элементом этой среды.

Одним

из

основоположников музыкально-педагогической

системы

инструментального музицирования является

К.

Орф. В нашей стране

последователем системы Карла Орфа является Т.Э. Тютюнникова.

Поскольку музыкальное воспитание ребёнка дошкольного возраста

происходит в его деятельности, особое внимание в нашем музыкальном зале

уделяется музыкальным инструментам.

Поэтому, в нашем детском саду созданы все условия для знакомства с

музыкальными инструментами и для занятий на них.

Все музыкальные инструменты подобраны в соответствии с задачами и

содержанием музыкального воспитания каждой возрастной группы.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается в раннем

возрасте. Дети учатся различать звуки по высоте (низкие и высокие),

узнавать звучание инструментов и называть их, воспроизводить метр

музыкального произведения, а также подыгрывать на инструментах под

музыку.

На данном этапе я использую простые

инструменты: погремушки,

колокольчики, маленькие маракасы, бубенцы, бубны, барабаны, дудочки.

Следует заметить, что дети раннего возраста не могут ждать, пока

играют другие дети, поэтому

музыкальный зал оборудован данными

инструментами в таком количестве, чтобы на музыкальных занятиях у

каждого ребенка был инструмент.

Дети

дошкольного

возраста

переходят

от

непроизвольного

манипулирования

к

коллективным

формам

инструментального

музицирования:

они начинают исполнять музыкальные произведения в

детском оркестре.

У детей формируются навыки игры в ансамбле, они

приучаются слушать себя и других, играть с динамическими оттенками.

Для приобщения детей к русской народной культуре на музыкальных

занятиях я использую различные виды фольклора, в том числе исполнение

детьми

русской

народной

музыки

на

инструментах.

Для

нашего

музыкального зала были приобретены

музыкальные инструменты для

формирования оркестра русских народных инструментов: деревянные ложки,

трещотки, рубель, деревянная коробочка, гусли, колотушка, бич-хлопушка,

сорока,

тамбурин,

рогатка

с

колокольчиками,

вертяшка,

удочка

с

колокольчиками, грематуха.

Шедевры классической музыки также представляет собой богатый

материал для инструментального музицирования. Поэтому в нашем детском

саду есть инструменты, которые хорошо сочетаются с классическими

произведениями: колокольчики, цветные звуковысотные колокольчики,

металлофоны, ксилофоны, треугольники, маракасы, барабаны, тарелки,

кастаньеты, палка дождя.

Разученные

музыкальные

произведения

маленькие

музыканты

с

удовольствием исполняют на различных праздниках.

Анализируя проводимую работу по детскому инструментальному

исполнительству, можно сделать вывод, что игра на детских музыкальных

инструментах

помогает

развивать

музыкальные

способности

детей:

тембровый,

динамический,

звуковысотный

слух,

чувство

ритма,

музыкальную память. У детей развивается слуховой контроль и умение

исправлять неточности в своём исполнении.

Следует отметить воспитательную функцию оркестра: коллективное

музицирование также является одной из форм общения. У детей появляется

ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность,

сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в

достижении поставленной задачи.