Автор: Макарова Екатерина Сергеевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №209 "Мозаика "
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс для родителей и педагогов "10 эффективных приемов и техник общения с детьми"
Материал подготовил: педагог-психолог
Макарова
Екатерина Сергеевна
МБДОУ «Детский сад №209 «Мозаика»
(г. Нижний Новгород)
«10 эффективных приемов
и способов общения с
детьми»
Мастер-класс для родителей
и педагогов на тему:
Цель мастер-класса: повышение коммуникативной
компетенции взрослых.
Задачи:
- познакомить взрослых с эффективными
коммуникативными приёмами и техниками;
- отработать через практические упражнения применение
эффективных коммуникативных техник и приёмов в
актуальных жизненных ситуациях;
- научить взрослых выбирать максимально подходящие
коммуникативные приемы и техники решения для той или
иной ситуации.
Начнём с совместного анализа некоторых типичных проблемных ситуаций
в общении с детьми.
№1
Ребенок играет с машинками и кубиками. Наступило время подготовки ко сну. Вы попросили
ребенка убрать игрушки. В ответ на вашу просьбу он начинает капризничать, кричать, что
хочет ещё играть и не подключается к процессу уборки.
№2
Прошло время обеда, вы объявляете ребёнку-
школьнику, что пора садиться за уроки. Он начинает
стонать, что уроки делать не хочет…
№3
Вы пришли с работы домой и обнаружили, что
ваш ребёнок-школьник не выполнил ни одной
домашней обязанности, о которых вы говорили ему
утром – на ковре пыль, посуда лежит грязная в
раковине, постиранные вещи не развешаны….
Вопросы к анализу ситуаций:
- Что вы чувствуете в этот момент?
- Что обычно говорите или делаете в
такой
ситуации?
- Что чувствует ребёнок в этот момент?
- Что ребёнок скажет или сделает в ответ?
Выводы по проанализированным ситуациям:
наши первичные эмоциональные реакции меняют
настроение ребёнка, чаще всего, портят его.
Соответственно, у ребёнка пропадает желание общаться
дальше. Чтобы изменить ситуацию, нам надо осознать, что
мы чаще всего делаем, какие типичные реакции даём.
Сейчас
мы
вместе
с
вами
попробуем
выделить
несколько
собственных
типичных
реакции
при
общении
с
детьми.
И
спрогнозировать, какие реакции будут у ребёнка в ответ на них.
(ведущий зачитывает типичную реакцию со стороны взрослого,
а взрослые пытаются спрогнозировать ответную реакцию ребёнка)
Мои типичные реакции
Типичные реакции ребёнка
Отрицание «Да ладно, ничего
страшного не случилось»
Замыкание, агрессия
Совет «Вернуть игрушку!»
Агрессия, истерика, обида
Обвинение других, жалость «Ой, какой
стол плохой, ударил Мишеньку по ноге»,
«ты не виноват, иди я тебя пожалею»
Манипулирование
Философствование «Ты знаешь, в
наше время вас бы сразу выгнали из
школы»
Замыкание
Наказание, запрет «Иди в угол! И стой,
пока не попросишь прощения!», «Больше
не буду ничего покупать тебе!»
Истерика, агрессия, обида
Эмоциональный срыв «Как вы меня
достали все!», «Бесит твоё отношение к
школе!»
Агрессия, обида
Уговаривание, задабривание «Ладно,
дам тебе карманные деньги, перестань
дуться»
Манипулирование
ВЫВОД: реагируя импульсивно, взрослый,
чаще всего, пытает подавить, запретить,
довлеть над ребёнком.
Но давая такие реакции,
конструктивного общения не
получается, и отношения между
взрослым и ребёнком ухудшаются.
Возникает вопрос: что делать, чтобы изменить
ситуацию общения и улучшить отношения с ребёнком?
ОТВЕТ: научиться давать другие реакции, которые
будут
приводить
к
конструктивному
общению,
где
каждый участник ситуации хочет общаться дальше, и
желает решать возникшую проблему продуктивным
способом.
И сейчас мы познакомимся с 10ю
приёмами и способами, которые
помогут более эффективно
общаться с детьми.
ВАЖНЫЙ БОНУС МАСТЕР-КЛАССА: НЕОБХОДИМО
ПОНИМАТЬ, ЧТО ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ, КОТОРЫЕ
МЫ
СЕЙЧАС
ИЗУЧИМ,
ПОМОГАЮТ
НАЛАДИТЬ
ОТНОШЕНИЯ
НЕ
ТОЛЬКО
С
ДЕТЬМИ,
НО
И
ВЗРОСЛЫМИ.
ТО ЕСТЬ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ!
1. «Я- сообщения»:
выражение собственного
отношения к происходящему
и помощь ребёнку в
осознании собственных
чувств.
2. «Активное слушание»:
3. «Санкции»
или столкновение ребенка с
последствиями своего выбора
Если ребёнок совершил не самый лучший
поступок, дайте возможность ему прожить
последствия этого поступка, не торопитесь всё
решать за него.
Например, если ребёнок принёс «2», не читайте
нотации. Скажите ребёнку, что время игры в
телефон придётся сократить, чтобы он успевал
делать уроки. Результат в виде лучших отметок
не заставит себя ждать.
4. «Предоставление
выбора»
или «выбор без выбора»
Заключается в предложении ребёнку вариантов,
необходимых взрослому:
Ты пойдешь на праздник в голубом или розовом
платье;
Ты соберёшь игрушки сейчас или после ужина?
Поедем к стоматологу в среду или пятницу?
5. «Совместный поиск
решения»:
или «мозговой штурм»
Первый этап – предлагаем ребёнку/коллективу детей
самостоятельно подумать над решением сложившейся
ситуации. Ведём запись идей.
Второй этап – выбор самого интересного и
продуктивного варианта.
Третий этап – реализация намеченного варианта
(идеи) решения ситуации.
6. «Обозначение просьбы
одним словом»
Вместо тысячи слов:
«Ну когда же у нас дома будет чистая
посуда!», скажи - «Посуда!»;
«Надень шапку, а то в прошлый раз
убежал гулять без шапки!», скажи «Шапка!»;
«Пора сдавать тетради, хватит сидеть и
писать дальше!», скажи - «Время вышло!»
7.
«Записки»
8. «Краткое изложение» как
исправить ситуацию, принести пользу
Вместо тысячи ненужных слов и
неконструктивных эмоций дай ребёнку короткий
совет, как исправить ситуацию:
«О, боже, ты залил весь пол соком! Что за
растяпа!» – скажи «В ванной синяя тряпка, неси её
скорее!»
«Ты разбил кружку, весь пол в мелких осколках,
и зачем только ты её взял?!» – скажи «Обойди
осколки и принеси веник с совком»
9. «Фантазирование»
Доведите до абсурда незначимую потребность,
если есть трудности с её удовлетворением:
«Мам, я хочу машинку!» – говорит малыш, проходя
мимо магазина игрушек.
«А ты какую машинку хочешь?» – мама ему в ответ.
«Хочу большой самосвал!» – отвечает ребёнок.
И тут мама начинает словесную игру: «А большой
кран подъёмный хочешь? А маленький автобус? А
эвакуатор?» и так далее.
Пока играли, магазин прошли, об игрушках
пофантазировали и даже в них мысленно поиграли.
Всё, больше большой самосвал не хочется…
10. «Организация активности
ребёнка»
в подходящем месте, в подходящее время, с подходящими детьми
(учёт индивидуальных особенностей ребёнка)
Примеров много:
- Не надо сажать за одну парту двух гиперактивных
учеников;
-
Не оставляйте надолго детей, которые минут через 15-20
начинают задирать друг друга или драться. Придите к
«пиковому» времени и предложите детям другую активность;
-
Не ставьте работать в пару над решением творческой
задачи флегматиков, вряд ли что хорошего из этого выйдет.
Закрепим полученные знания.
«Мозговой штурм» для участников мастер-класса
«Какая техника лучше?».
Ситуации:
- Ребёнок поделился с вами, что получил первую двойку.
- Ребенок- подросток забывает выполнять домашние обязанности.
- Ребёнок не хочет сегодня идти в детский сад.
- Вы злитесь, что ваш 5летний ребёнок сломал ваш айфон.
- Вы заметили, что ваш 12 летний ребёнок в общении со сверстниками
проявляет агрессию (может толкнуть, обозвать) и хотите с ним поговорить об
этом.
- Ребёнок впервые за долгое время сам убрался в комнате.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Юлия Гиппенрейтер: «Общаться с ребенком. К
ак?»
2. Адель Фабер и Элейн Мазлиш: «Как говорить,
чтобы дети слушали, как слушать, чтобы дети
говорили».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ЖЕЛАЮ ПРИЯТНОГО ОБЩЕНИЯ!