Напоминание

"Воспитание самостоятельности и инициативности у детей младшего дошкольного возраста"

Автор: Наталья Николаевна Семина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Моу толбинская школа дошкольное отделение
Населённый пункт: г.Подольск
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание самостоятельности и инициативности у детей младшего дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Воспитание самостоятельности и

инициативности у детей младшего

дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

МОУ Толбинская школа

(дошкольное отделение)

Семина Н.Н.

2023 год.

Дошкольный возраст - очень важное время для развития инициативности. Программа

«Вдохновение» очень способствует развитию самостоятельности детей. По этой

программе мы работаем третий год.

Именно игры - подвижные, интеллектуальные, коммуникативные - будят мышление и

дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным

является тот момент, когда ребенок сам инициирует игру - со взрослым или другими

детьми. Тут важно, поддержать инициативный порыв ребенка. Развитие инициативности

детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Любой творческий процесс

помогает ребенку самовыражаться, инициировать творческие порывы, подхватывайте его,

сочиняйте сказку, лепите, конструируйте, стройте.

Важным качеством, позволяющим ребенку успешно социализироваться и найти свое

место в обществе, является самостоятельность. Самостоятельность в игре развивается

непроизвольно. У каждого ребенка наступает момент, когда он говорит: «Я сам!» Если в

это время взрослый, набравшись терпения, позволяет ребенку поступать самостоятельно и

помогает ему в этом, даже если у малыша не все получается, малыш испытывает чувство

гордости за свою самостоятельность.

А если нет, то этот период может пройти, а ребенок так и не почувствует, как хорошо

быть самостоятельным.

Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество со взрослым.

Взрослый в этот период помогает поставить игровую задачу, показывает, каким

предметным способом ее можно решить. Очень важно в процессе игровой деятельности

формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить

друг другу. При этом следует использовать характерную для

маленьких детей способность к подражанию. Нужно многократно показывать им, как

поступать в определённых ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. В

результате систематически предъявляемых требований и повторного выполнения заданий

вырабатываются положительные умения, позволяющие адаптироваться в обществе.

Следует разграничивать

понятия «инициативность» и «самостоятельность». Самостоятельность - обобщенное

свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности,

адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и

поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе,

изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество,

рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с

правилами. По словам А. Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим

поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей,

непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора

игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя -

анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может

обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.

Инициативный ребенок умеет организовать свою игру, находит повод для общения,

придумывает для себя занятие; включается в разговор, предлагает варианты интересных

дел другим детям; отличается разнообразием интересов. У

дошкольников инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума,

изобретательностью; проявляется во всех видах детской деятельности, в общении со

взрослыми и сверстниками, изобразительной деятельности, игре, экспериментировании,

является показателем детского интеллекта. Инициативность интенсивно развивается в

дошкольном возрасте, наиболее благоприятным периодом является возраст от 3 до 5 лет; с

появлением в речи ребёнка фразы «Я сам».

Для развития детской инициативности предлагаем:

1. Давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь», развивать у детей

инициативу.

2. Давать задания интересные или где у ребенка есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативу.

- условия развития детской инициативы и творческого самовыражения;

- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все

получится!».

Способы поддержки детской инициативы:

- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при

выборе ребенка деятельности по интересам;

- выбор ребенком сотоварищей;

- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-

познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко

запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал

сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт

творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних

знаний при решении новых задач;

- педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо

научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и

объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т. п.

Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно,

получали от этого удовольствие. Ну и, конечно же, сотрудничать с родителями по

решению данного вопроса, так как пример родителей очень важен для детей.

Эффективность работы обеспечивается готовностью педагога планировать и

реализовывать мероприятия, направленные на успешную адаптацию детей, а также

осуществлять целенаправленную работу с семьями воспитанников: для этого мы

проводим коллективные встречи с родителями в нетрадиционной форме : «Приятные

встречи»- так называются наши встречи с родителями, на которых мы вместе обсуждаем

то как проходит адаптация ребенка к детскому саду, а главное проводим психолого-

педагогические тренинги вместе с психологом. Мы предлагаем родителям на время стать

ребенком и погружаем его в разные ситуации, а затем поделиться впечатлением.

С целью поддержки интересов детей программа мы используем гибкое планирование

образовательного процесса, нацеленное на равновесие между собственной

(исследовательской, поисковой, игровой и др.) активностью ребенка и активностью

взрослого, обогащающего опыт ребенка и поддерживающего его усилия по освоению

мира и реализации собственного потенциала. Свою работу строим на сотрудничестве с

детьми, поддержке детской инициативы, признания за каждым ребенком права на участие

в принятии решений, учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников.

Во все наши проекты вовлекаем членов семьи наших воспитанников семьи и

социокультурного окружения места расположения детского сада.

Нахождение собственных решений стимулирует детей к размышлениям, постановке

вопросов и поиску ответов, принятию на себя ответственности за свои учебные процессы,

проявлению терпения, выдержки, развивает мотивацию к решению задач, формирует

положительное восприятие себя как успешных и даже творческих исследователей. При

изучении новой темы каждому ребенку предоставляем право использовать опыт и

информацию по-своему, рассматривать и усваивать ее индивидуально, с позиций

собственного опыта. Мы разрешаем детям ошибаться, обнаруживать и исправлять

ошибки. Отрицательный опыт – это тоже опыт. Ребенок преодолевает свои ошибки,

неудачи и приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя

знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместно-разделенной

деятельности, в общении с другими детьми и взрослыми, становясь полноправным

участником образовательного процесса.

Основой современного дошкольного образования, заданной образовательным стандартом

дошкольного образования, является развитие детской инициативы и самостоятельности,

поддержка разнообразия детства.

Мы не рассматриваем ребенка как некоторый объект, подвергающийся нашему

воздействию внушений и дрессировке ради достижения поставленных нами целей и

планов. Установка на активность ребенка и способность к самообучению (чему он

научился сам, научился у нас и вместе с нами) сделали важными положения стандарта о

поддержке детской инициативы, в том числе и как нового способа планирования от детей

или следуя за детьми.

В режиме дня у детей есть свободное время, в которое они могли самостоятельно

выбирать себе занятия. Они могут участвовать в планировании своего дня, определении

будущих значимых событий. Мы отдаем предпочтение разнообразию и вариативности,

проявлению детской инициативы,свободной игре и выбору детей.

Проявление активности ребенка – свидетельство того, что у него есть собственный

внутренний план действий. Как часто мы торопимся подменять его своим планом, планом

взрослого, который гасит детскую активность и любознательность. А ведь это один из

важнейших целевых ориентиров в развитии дошкольников. Как создать условия для

приобретения ребѐнком этих способностей? Прежде всего, мы начали с себя, с пересмотра

собственных устоявшихся профессиональных установок.

Традиционный образовательный процесс в детском саду строился на основе негласных

принципов, ставших нормой для педагогов, прочно укоренившихся в нашем сознании. К

ним можно отнести следующие принципы:

- послушание важнее инициативы;

- знания важнее собственного опыта ребенка; - стабильность привычнее гибкости. Отсюда

и предлагаемые традиционными программами способы их реализации и сформированные

на их основе наши убеждения, а именно:

- единый стабильный режим организации дня, обязательный для всех детей (их далеко за

двадцать, а я одна);

- календарно-тематическое планирование дня ребенка самим педагогом (я сама знаю, чему

и как их надо учить); - требование неукоснительного соблюдения заранее подготовленных

планов не только по содержанию, но и по времени (смотри два предыдущих убеждения);

- преобладание в содержании планов педагогов организованных занятий (все остальное –

анархия);

- подтягивание ребенка под единые для всех детей цели (все дети должны…).

Отойти от этих принципов можно лишь признав их несоответствующими духу

сегодняшнего дошкольного образования и осознавая необходимость работы над

повышением собственной педагогической компетентности.

Наши дети - воспитанники первой младшей группы, они не бестолковые, не слабенькие и

не неумеющие – они разные. Иногда двухлетний ребенок проявляет такие социальные

навыки или коммуникативные умения, которых нет и у некоторых более старших детей. И

наоборот, давно пора трехлетнему самостоятельно есть ложкой и застегивать пуговки, но

не слушаются руки или почему-то нет желания. В своей группе я веду целенаправленную

работу по развитию у детей активности и инициативности в познании, в социальных

контактах, в деятельности.

Моя цель – создать разнообразную стимулирующую среду, демонстрировать предметы

(оборудование) и действия, которые могут быть организованы с этими предметами или

оборудованием. Демонстрировать, рассказывать, но не требовать от детей обязательно

выполнить, повторить вслед за воспитателем. Нужно дать ребенку право выбрать,

самостоятельно решить чем, где и с кем он будет заниматься. Даже в тех ситуациях, когда

даю достаточно большой выбор видов деятельности, за ребенком оставляю право выбора

чего-то своего. Например, я подготовила на выбор игрушки и материалы в центрах песка

и воды, конструирования, творчества, ожидая, что дети сделают свой выбор в рамках

предложенного. Но один ребенок по своим внутренним побуждениям решил, что самое

интересное находится не в группе, а за окошком. Устроился возле окна и рассматривает

машины. Другой ребенок отправился играть в центр сюжетно-ролевой игры.

Традиционный подход диктует нам необходимость применить дополнительную

мотивацию и привлечь ребенка к запланированной нами деятельности. Сегодня я

поступаю по-другому: подхожу к ребенку и поддерживаю его инициативу: «Ты решил

понаблюдать за машинами? Да, это правда интересно», и одновременно помогаю

упорядочить, продвинуть ее: «Смотри, какие они большие. А вон маленькая проехала.

Она красная. Давай посмотрим, какие еще бывают машины. Как ты думаешь, куда

поехала вон та грузовая машина?». Или другому ребенку: «Ты хочешь позаботиться о

куклах? Что ты будешь делать?». В случае если ребенок пока еще не готов развернуть

последовательные действия, вопрос может звучать так: «Ты хочешь позаботиться о

куклах. Что ты будешь делать сначала - покормишь куклу или уложишь ее спать?»

В чем проявляется и как поддерживается инициативность в познании? Ребенок выбирает

содержание деятельности, например, наблюдать за машинами, копать песок лопаткой.

Какие машины едут, сколько машин, какого они цвета; какой глубины будет ямка,

набирать песок в ведерко или в формочку, много или мало нужно насыпать песка и т.п. -

это то индивидуально познаваемое содержание, которое становится основой образования.

Мне же важно выяснить и закрепить в ребенке то новое, что он для себя открыл, в чем

сегодня продвинулся, чему научился. Мы с детьми только учимся проявлять активность,

инициативу, планировать свои действия, распределять виды деятельности. И на данном

этапе развития я прикладываю максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное

выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий.

Совместное планирование обладает большими потенциальными возможностями для

формирования детской активности и инициативы.

Например, в понедельник, продолжая утренний круг, я спрашиваю детей, как они провели

выходные. Каждый ответ ребенка записываю фломастерами с указанием имени. Важно,

чтобы ребенок привыкал высказываться, чтобы он чувствовал индивидуальную

значимость своего ответа, видя свое записанное имя и высказывание.

Ответы детей разнообразны. Как ты провел выходные?

- Я к бабушке в гости ездила (Ева);

- Гулял с мамой и Викой (Данила);

- Играла с Алиной (Злата).

Правильно поставленный вопрос, помогает не только задать нужное направление и

обозначить лексическую тему недели, но и дает уверенность ребенку, что именно он

является автором идеи или дела, он – полноправный участник совместного планирования,

а также мотивирует их быть активными и инициативными на протяжении всей недели.

Представьте, что будет, если курица начнет доставать своих цыплят из яиц, а не ждать,

когда они сами вылупятся? народная мудрость ДОО должны уйти от жесткой

регламентации жизни дошкольников. А.Г. Асмолов.

Значит, нам надо создать соответствующие условия, задействовать мотивацию и

обеспечить поддержку детской активности и инициативы.