Автор: Наталья Николаевна Семина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Моу толбинская школа дошкольное отделение
Населённый пункт: г.Подольск
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание самостоятельности и инициативности у детей младшего дошкольного возраста"
«Воспитание самостоятельности и
инициативности у детей младшего
дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
МОУ Толбинская школа
(дошкольное отделение)
Семина Н.Н.
2023 год.
Дошкольный возраст - очень важное время для развития инициативности. Программа
«Вдохновение» очень способствует развитию самостоятельности детей. По этой
программе мы работаем третий год.
Именно игры - подвижные, интеллектуальные, коммуникативные - будят мышление и
дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным
является тот момент, когда ребенок сам инициирует игру - со взрослым или другими
детьми. Тут важно, поддержать инициативный порыв ребенка. Развитие инициативности
детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Любой творческий процесс
помогает ребенку самовыражаться, инициировать творческие порывы, подхватывайте его,
сочиняйте сказку, лепите, конструируйте, стройте.
Важным качеством, позволяющим ребенку успешно социализироваться и найти свое
место в обществе, является самостоятельность. Самостоятельность в игре развивается
непроизвольно. У каждого ребенка наступает момент, когда он говорит: «Я сам!» Если в
это время взрослый, набравшись терпения, позволяет ребенку поступать самостоятельно и
помогает ему в этом, даже если у малыша не все получается, малыш испытывает чувство
гордости за свою самостоятельность.
А если нет, то этот период может пройти, а ребенок так и не почувствует, как хорошо
быть самостоятельным.
Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество со взрослым.
Взрослый в этот период помогает поставить игровую задачу, показывает, каким
предметным способом ее можно решить. Очень важно в процессе игровой деятельности
формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить
друг другу. При этом следует использовать характерную для
маленьких детей способность к подражанию. Нужно многократно показывать им, как
поступать в определённых ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. В
результате систематически предъявляемых требований и повторного выполнения заданий
вырабатываются положительные умения, позволяющие адаптироваться в обществе.
Следует разграничивать
понятия «инициативность» и «самостоятельность». Самостоятельность - обобщенное
свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности,
адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и
поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе,
изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество,
рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с
правилами. По словам А. Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим
поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей,
непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора
игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя -
анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может
обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.
Инициативный ребенок умеет организовать свою игру, находит повод для общения,
придумывает для себя занятие; включается в разговор, предлагает варианты интересных
дел другим детям; отличается разнообразием интересов. У
дошкольников инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума,
изобретательностью; проявляется во всех видах детской деятельности, в общении со
взрослыми и сверстниками, изобразительной деятельности, игре, экспериментировании,
является показателем детского интеллекта. Инициативность интенсивно развивается в
дошкольном возрасте, наиболее благоприятным периодом является возраст от 3 до 5 лет; с
появлением в речи ребёнка фразы «Я сам».
Для развития детской инициативности предлагаем:
1. Давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь», развивать у детей
инициативу.
2. Давать задания интересные или где у ребенка есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу.
- условия развития детской инициативы и творческого самовыражения;
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все
получится!».
Способы поддержки детской инициативы:
- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при
выборе ребенка деятельности по интересам;
- выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-
познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко
запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал
сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт
творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних
знаний при решении новых задач;
- педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо
научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и
объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т. п.
Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно,
получали от этого удовольствие. Ну и, конечно же, сотрудничать с родителями по
решению данного вопроса, так как пример родителей очень важен для детей.
Эффективность работы обеспечивается готовностью педагога планировать и
реализовывать мероприятия, направленные на успешную адаптацию детей, а также
осуществлять целенаправленную работу с семьями воспитанников: для этого мы
проводим коллективные встречи с родителями в нетрадиционной форме : «Приятные
встречи»- так называются наши встречи с родителями, на которых мы вместе обсуждаем
то как проходит адаптация ребенка к детскому саду, а главное проводим психолого-
педагогические тренинги вместе с психологом. Мы предлагаем родителям на время стать
ребенком и погружаем его в разные ситуации, а затем поделиться впечатлением.
С целью поддержки интересов детей программа мы используем гибкое планирование
образовательного процесса, нацеленное на равновесие между собственной
(исследовательской, поисковой, игровой и др.) активностью ребенка и активностью
взрослого, обогащающего опыт ребенка и поддерживающего его усилия по освоению
мира и реализации собственного потенциала. Свою работу строим на сотрудничестве с
детьми, поддержке детской инициативы, признания за каждым ребенком права на участие
в принятии решений, учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников.
Во все наши проекты вовлекаем членов семьи наших воспитанников семьи и
социокультурного окружения места расположения детского сада.
Нахождение собственных решений стимулирует детей к размышлениям, постановке
вопросов и поиску ответов, принятию на себя ответственности за свои учебные процессы,
проявлению терпения, выдержки, развивает мотивацию к решению задач, формирует
положительное восприятие себя как успешных и даже творческих исследователей. При
изучении новой темы каждому ребенку предоставляем право использовать опыт и
информацию по-своему, рассматривать и усваивать ее индивидуально, с позиций
собственного опыта. Мы разрешаем детям ошибаться, обнаруживать и исправлять
ошибки. Отрицательный опыт – это тоже опыт. Ребенок преодолевает свои ошибки,
неудачи и приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя
знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместно-разделенной
деятельности, в общении с другими детьми и взрослыми, становясь полноправным
участником образовательного процесса.
Основой современного дошкольного образования, заданной образовательным стандартом
дошкольного образования, является развитие детской инициативы и самостоятельности,
поддержка разнообразия детства.
Мы не рассматриваем ребенка как некоторый объект, подвергающийся нашему
воздействию внушений и дрессировке ради достижения поставленных нами целей и
планов. Установка на активность ребенка и способность к самообучению (чему он
научился сам, научился у нас и вместе с нами) сделали важными положения стандарта о
поддержке детской инициативы, в том числе и как нового способа планирования от детей
или следуя за детьми.
В режиме дня у детей есть свободное время, в которое они могли самостоятельно
выбирать себе занятия. Они могут участвовать в планировании своего дня, определении
будущих значимых событий. Мы отдаем предпочтение разнообразию и вариативности,
проявлению детской инициативы,свободной игре и выбору детей.
Проявление активности ребенка – свидетельство того, что у него есть собственный
внутренний план действий. Как часто мы торопимся подменять его своим планом, планом
взрослого, который гасит детскую активность и любознательность. А ведь это один из
важнейших целевых ориентиров в развитии дошкольников. Как создать условия для
приобретения ребѐнком этих способностей? Прежде всего, мы начали с себя, с пересмотра
собственных устоявшихся профессиональных установок.
Традиционный образовательный процесс в детском саду строился на основе негласных
принципов, ставших нормой для педагогов, прочно укоренившихся в нашем сознании. К
ним можно отнести следующие принципы:
- послушание важнее инициативы;
- знания важнее собственного опыта ребенка; - стабильность привычнее гибкости. Отсюда
и предлагаемые традиционными программами способы их реализации и сформированные
на их основе наши убеждения, а именно:
- единый стабильный режим организации дня, обязательный для всех детей (их далеко за
двадцать, а я одна);
- календарно-тематическое планирование дня ребенка самим педагогом (я сама знаю, чему
и как их надо учить); - требование неукоснительного соблюдения заранее подготовленных
планов не только по содержанию, но и по времени (смотри два предыдущих убеждения);
- преобладание в содержании планов педагогов организованных занятий (все остальное –
анархия);
- подтягивание ребенка под единые для всех детей цели (все дети должны…).
Отойти от этих принципов можно лишь признав их несоответствующими духу
сегодняшнего дошкольного образования и осознавая необходимость работы над
повышением собственной педагогической компетентности.
Наши дети - воспитанники первой младшей группы, они не бестолковые, не слабенькие и
не неумеющие – они разные. Иногда двухлетний ребенок проявляет такие социальные
навыки или коммуникативные умения, которых нет и у некоторых более старших детей. И
наоборот, давно пора трехлетнему самостоятельно есть ложкой и застегивать пуговки, но
не слушаются руки или почему-то нет желания. В своей группе я веду целенаправленную
работу по развитию у детей активности и инициативности в познании, в социальных
контактах, в деятельности.
Моя цель – создать разнообразную стимулирующую среду, демонстрировать предметы
(оборудование) и действия, которые могут быть организованы с этими предметами или
оборудованием. Демонстрировать, рассказывать, но не требовать от детей обязательно
выполнить, повторить вслед за воспитателем. Нужно дать ребенку право выбрать,
самостоятельно решить чем, где и с кем он будет заниматься. Даже в тех ситуациях, когда
даю достаточно большой выбор видов деятельности, за ребенком оставляю право выбора
чего-то своего. Например, я подготовила на выбор игрушки и материалы в центрах песка
и воды, конструирования, творчества, ожидая, что дети сделают свой выбор в рамках
предложенного. Но один ребенок по своим внутренним побуждениям решил, что самое
интересное находится не в группе, а за окошком. Устроился возле окна и рассматривает
машины. Другой ребенок отправился играть в центр сюжетно-ролевой игры.
Традиционный подход диктует нам необходимость применить дополнительную
мотивацию и привлечь ребенка к запланированной нами деятельности. Сегодня я
поступаю по-другому: подхожу к ребенку и поддерживаю его инициативу: «Ты решил
понаблюдать за машинами? Да, это правда интересно», и одновременно помогаю
упорядочить, продвинуть ее: «Смотри, какие они большие. А вон маленькая проехала.
Она красная. Давай посмотрим, какие еще бывают машины. Как ты думаешь, куда
поехала вон та грузовая машина?». Или другому ребенку: «Ты хочешь позаботиться о
куклах? Что ты будешь делать?». В случае если ребенок пока еще не готов развернуть
последовательные действия, вопрос может звучать так: «Ты хочешь позаботиться о
куклах. Что ты будешь делать сначала - покормишь куклу или уложишь ее спать?»
В чем проявляется и как поддерживается инициативность в познании? Ребенок выбирает
содержание деятельности, например, наблюдать за машинами, копать песок лопаткой.
Какие машины едут, сколько машин, какого они цвета; какой глубины будет ямка,
набирать песок в ведерко или в формочку, много или мало нужно насыпать песка и т.п. -
это то индивидуально познаваемое содержание, которое становится основой образования.
Мне же важно выяснить и закрепить в ребенке то новое, что он для себя открыл, в чем
сегодня продвинулся, чему научился. Мы с детьми только учимся проявлять активность,
инициативу, планировать свои действия, распределять виды деятельности. И на данном
этапе развития я прикладываю максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное
выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий.
Совместное планирование обладает большими потенциальными возможностями для
формирования детской активности и инициативы.
Например, в понедельник, продолжая утренний круг, я спрашиваю детей, как они провели
выходные. Каждый ответ ребенка записываю фломастерами с указанием имени. Важно,
чтобы ребенок привыкал высказываться, чтобы он чувствовал индивидуальную
значимость своего ответа, видя свое записанное имя и высказывание.
Ответы детей разнообразны. Как ты провел выходные?
- Я к бабушке в гости ездила (Ева);
- Гулял с мамой и Викой (Данила);
- Играла с Алиной (Злата).
Правильно поставленный вопрос, помогает не только задать нужное направление и
обозначить лексическую тему недели, но и дает уверенность ребенку, что именно он
является автором идеи или дела, он – полноправный участник совместного планирования,
а также мотивирует их быть активными и инициативными на протяжении всей недели.
Представьте, что будет, если курица начнет доставать своих цыплят из яиц, а не ждать,
когда они сами вылупятся? народная мудрость ДОО должны уйти от жесткой
регламентации жизни дошкольников. А.Г. Асмолов.
Значит, нам надо создать соответствующие условия, задействовать мотивацию и
обеспечить поддержку детской активности и инициативы.