Автор: Нуралиева Раиса Султанахмедовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №81 "Мальвина"
Населённый пункт: г. Сургут, Тюменской области, ХМАО-Югре
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности использования мнемотаблиц как средства развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенности использования мнемотаблиц как средства развития
связной монологической речи
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
АННОТАЦИЯ
В статье представлен теоретический анализ особенностей использования
мнемотаблиц
как
средства
развития
связной
монологической
речи
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, представлены
результаты
исследования
уровня
развития
монологической
речи
дошкольников.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, монологическая речь,
общее недоразвитие речи, мнемотаблицы.
Вопросы развития связной речи всегда актуальны, потому что
являются центральной задачей речевого развития детей, имеющей большое
значение для формирования личности ребенка дошкольного возраста и его
социализации. Формирование правильной речи приобретает особое значение,
так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность
ребенка к началу школьного обучения. Являясь важнейшим средством
человеческого общения, познания действительности, язык служит основным
каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к
поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного
обучения и образованности в целом.
К старшему дошкольному возрасту происходит усложнения речевых
умений – это переход от диалогической речи к различным формам
монологической.
Бизикова О.А. считает, что монологическая речь — это развернутый
вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет
намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания
адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание.
Монологическая
речь
—
это
организованный
вид
речи.
Говорящий
программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою
речь, весь монолог как целое. Из-за его определенной композиционной
сложности монологу надо учить [1].
Монологическая
речь
–
это
развернутый,
организованный,
произвольный вид речи. Развернутость требует от говорящего не только
назвать предмет, но и описать его (если слушателям неизвестен предмет
высказывания) [3, C. 14]. Произвольность выражается в том, что говорящий
должен обдумать содержание высказывания и выбрать соответствующую
языковую
форму.
Организованность
предполагает
умение
говорящего
планировать и программировать всю свою речь, весь "монолог" как целое.
Монологическая речь, в отличие от речи диалогической, предполагает
тщательный отбор адекватных лексических средств и использование
сложных синтаксических конструкций.
На современном этапе развитие речи детей стало одной из важных
проблем, а одним из проблемных направлений – именно развитие связной
монологической речи. Развитие связной монологической речи является
центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде
всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.
Овладение связной монологической речью вбирает в себя освоение звуковой
культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в
тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической,
фонетической.
В настоящее время наблюдается рост количества детей с общим
недоразвитием
речи.
У
таких
детей
словарный
запас
недостаточно
сформирован, что создает препятствия для развития связной монологической
речи, нарушает формирование письменной речи, затрудняет подготовку к
обучению в школе.
В научных трудах Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б.
отражена идея о тесной связи мышления и речи, и поэтому словесно-
логическое
развитие
ребенка
недоразвитием
речи
не
соответствует
возрастной норме. У детей с ОНР возникают трудности при описании
признаков объектов, предметов, явлений. Поэтому их высказывания могут
быть логически не связаны друг с другом, а рассказы отрывочны и
неполноценны [4].
Для речи детей с ОНР характерны нечеткость развернутых смысловых
высказываний,
отсутствие последовательности изложения, отрывочность
высказываний, акцент на поверхностные внешние впечатления, а не на
причинно-следственные
взаимоотношения
действующих
лиц.
Большие
трудности дети с ОНР испытывают при самостоятельном рассказывании по
памяти
и
другие
виды
творческого
рассказывания.
Также
заметное
отставание от возрастной нормы наблюдается и при воспроизведении текстов
по образцу.
Недоразвитие всех компонентов речи, касающихся как звуковой, так и
смысловой стороны, делает поэтапное и спонтанное формирование речевых
навыков или дисгармоничным, или невозможным. А дефицит общения и
отсутствие необходимых условий
для создания полноценного речевого
опыта еще более усугубляет ситуацию.
В современных исследования вопросы речевого развития детей с
общим недоразвитием речи освещены достаточно полно. Эти важные
аспекты в сфере логопедии нашли свое отражение в трудах Филичевой Т.Е.,
Воробьевой В.К., Шаховской С.Н., Чиркиной Г.В.
В работах Усовой А.П., Соловьевой О.И., Тихеевой Е.И. раскрываются
методики формирования связной монологической речи для детей разных
возрастных
групп
с
использованием
пересказа
художественных
произведений, рассказывания из личного опыта, рассказывания об игрушках
и других видов творческого рассказывания.
Своеобразие использования различных методов обучения связной
монологической речи детей дошкольного возраста раскрыто в научных
исследованиях Флериной Е.А., Бородич А.М, Пеньевской Л.А., Ушаковой
О.С., Коротковой Э.П., Кониной М.М. Среди основных приемов выделяются
следующие: коллективное рассказывание, образец рассказа, анализ образца
рассказа, план рассказа, совместное обсуждение плана рассказа, совместное
составление рассказа, составление рассказа подгруппами («командами»),
составление рассказа частями, моделирование и оценка монологических
высказывание детей, вспомогательные вопросы, указания, исправление
ошибок, подсказывание нужных слов.
В научных исследованиях подчеркивается, что обогащение мотивов
речевой
деятельности
детей
способствует
эффективному
обучению
рассказыванию. Правильное мотивирование позволяет сделать занятия
привлекательными
и
интересными,
активность
детей
значительно
повышается, при этом улучшается и качество их рассказов. Игровые мотивы
буду более эффективны в младшей и средней группе, в старшей группе
следует прибегать к социальным мотивам.
Основной целью работы по формированию связной монологической
речи является развитие следующих речевых навыков: 1) пересказывание
текста, подготовка описания, сообщения на свободную или заданную тему,
составление рассказа; 2) умение составить логически последовательное
высказывание на заданную тему; 3) способность обосновать правильность
своих суждений, использовать в своей речи элементы рассуждения и
аргументации. Данные навыки формируются в процессе выполнения
подготовительных и речевых упражнений.
Для определения особенностей монологической речи детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на
базе
МБДОУ
«Космос» г. Сургута было проведено экспериментальное исследование.
В
рамках констатирующего эксперимента проводилось изучение
состояния
связной
монологической
речи
у
дошкольников
с
ОНР
в
логопедической группе.
В процессе диагностики были решены следующие задачи:
1) установлен уровень развития монологической речи каждого ребенка
с ОНР;
2) определены навыки ребенка к пересказу содержания знакомого
литературного текста;
3) предложены направления коррекционной работы по развитию
монологической речи детей с ОНР.
Исследование связной монологической речи проводилось с помощью
серии заданий по методике В.П. Глухова [2], также были исследованы
умения детей пересказывать литературные тексты сюжетного характера
(методика Макарова В.Н.,Ставцева Е.А., Едакова М.Н.), исследование
монологической связной речи также проводилось по методике Лалаевой Р.И.
Проведенный эксперимент показал, что монологическая
речь у
дошкольников с ОНР имеет неудовлетворительный уровень развития. На
основании проведенных исследований было выявлено, что у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР преобладает низкий уровень формирования
монологической речи.
Анализ результатов диагностики позволяют сделать вывод о том, что
дошкольники имеют ряд проблем, а именно:
- словарный запас не соответствует возрастной норме;
- распространенные предложения в речи детей используются редко;
- дети не используют в речи слова обстоятельства, определения;
- речь большей части испытуемых характеризуется использованием
простых форм и предложений;
- дети при рассказывании часто обращаются к воспитателю за
помощью,
что
говорит
о
наличии
необходимости
целенаправленной
коррекционной работы по развитию монологической речи.
Таким образом, на основании проведенных исследований было
выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР преобладает
низкий уровень формирования монологической речи. Это указывает на
необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию
данного вида речевой деятельности.
Предполагается, что развитие монологической речи у детей старшего
дошкольного
возраста
с
ОНР
будет
более
эффективным,
если
в
коррекционную работу включить мнемотаблицы.
Мнемотаблицы – это один из приемов мнемотехники, которая является
совокупностью специальных способов, которые облегчают запоминание
нужной информации с помощью ассоциаций.
В мнемотаблице содержится изображение основных составляющих
текста: персонажей, их действий, окружающей обстановки, которое помогает
детям
составить
рассказ.
Таким
образом,
мнемотаблицы
являются
зрительным планом, который значительно облегчает детям поиск и
запоминание необходимых слов.
Использование мнемотаблиц в качестве дидактического материала в
работе
по
развитию
монологической
речи
производится
в
процессе
составления ребенком повествовательных и описательных рассказов, при
обучении детей пересказу художественного текста.
Работа по развитию монологической речи с помощью мнемотаблиц
организована следующим образом. Сначала ребенок рассматривает таблицу,
затем происходит преобразование абстрактных символов в конкретные
образы, в результате ребенок с опорой на мнемотаблицу пересказывает текст.
Таким образом, развитие монологической речи у детей с общим
недоразвитием
речи
представляет
собой
актуально
проблему,
что
обусловлено значимостью связной речи для дошкольников и социальной
адаптации детей с общим недоразвитием речи.
Список литературы
1.
Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников. –
Изд-во Нижневартовского государственного университета. 2014
2.
Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной
психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В.,
2012. - 256 c.
3.
Зубкова Н.В. Гречишкина Е.А. Педагогические условия развития
у детей 4 года жизни монологической речи // ВЕСТНИК ГУМАНИТАРНОГО
ИНСТИТУТА
ТГУ
Издательство: Тольяттинский
государственный
университет (Тольятти) – 2015 - №3 (19) – С.14-18
4.
Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя
диагностика и коррекция [Текст] / Е. М. Мастюкова. - М. : Просвещение,
2012. – 95 с.