Напоминание

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Авторы: Лапан Людмила Прокопьевна, Рыбачкова Оксана Владимировна
Должность: учитель-логопед, старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №156"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

О.В.Рыбачкова, старший воспитатель

Л.П.Лапан, учитель-логопед

МДОУ «ЦРР – д/с №156»

г.Магнитогорска

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«Чтение книги — это не механический процесс.

Это творчество. Овладевай этим мастерством — умением, читая,

воспитывать себя, читая, думать, читая, рассуждать».

В.Сухомлинский.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время

возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Уже в

дошкольном возрасте ее место занимает телевидение, компьютерные игры,

другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить

книгу. Чтобы избежать таких проблем, следует начать знакомить ребенка с

книгой как можно раньше – задолго до того, как он пойдет в школу и сам

научится читать. Книга может обогатить мир ребенка, сделать его

интересным. Именно книга способна создать предпосылки для успешного

вхождения ребенка в современное общество. Специально подобранная

детская художественная литература расширяет у ребёнка представления об

окружающем мире, обогащает его словарь, формирует коммуникативные.

Умения и навыки, способности к социальному взаимодействию,

развивает нравственно-этические нормы поведения.

Традиционно художественная литература является источником новых

представлений и ярких образов и служит средством развития речи детей. Как

известно, высшим компонентом речевой системы является связная речь.

По

мнению

отечественных

исследователей

детской

речи

О.С.

Ушаковой, Е.М. Струниной, «чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно

ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать,

отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения

(причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями.

Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для

выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные

предложения и использовать разнообразные средства для связей не только

предложений, но и частей высказывания. Связное высказывание показывает,

насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим

строем,

и

одновременно

отражает

уровень

интеллектуального

и

эмоционального развития ребенка.

Начинать читать надо с первых месяцев жизни. Читая ребёнку, вы как

бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения,

пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать

книгу,

переворачивать

страницы,

водить

пальчиком

слева

направо,

запоминает слова, которые видит и слышит. Дети обожают регулярное (а не

от случая к случаю)чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток

времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться — перед сном, или

когда у вас перерыв в домашних хлопотах. Не забывайте, что ребенку могут

почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи.

Приходите в библиотеку, где ему могут почитать более взрослые читатели.

Все время обращайтесь к книге и чтению.

В самом раннем детстве ребёнок входит в мир большой литературы.

Ещё не умея читать, он слышит от мамы колыбельные песенки, потешки,

сказки. Часто ли мы, задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему

научит?». В мире компьютеров, электронных книг и игр печатная книга не

должна потеряться и отодвинуться на дальнюю полку.

Дети с наслаждением слушают нашу речь: когда купаются и одеваются,

кушают или засыпают, вечером и на рассвете. Поэтому, подрастая, ребенок, с

которым

постоянно

разговаривали,

начинает

быстрее

понимать

и

воспроизводить все слова, услышанные тогда, когда (как казалось вам)он

еще ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может

обойтись без ваших рассказов и совместных игр. Говорите с ним обо всех

простых для вас, но очень важных для ребенка, делах, которые вы делаете

каждый день вместе. Комментируйте свои действия: «моем ручки», «садимся

на стул», описывайте то, что видите — так вы готовите внимательного

слушателя. Как помочь ребёнку с ограниченными возможностями стать

полноценным членом общества?

Нарушение речи у таких детей создает дополнительные трудности в их

социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими

людьми. И роль книги в решении этой задачи переоценить невозможно. Для

многих детей мир открывается именно через книгу. Книга восполняет

дефицит доброты, помогает побороть чувство одиночества, неуверенности в

себе, сближает взрослых и детей. Книга — это не только способ получить

знания, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого

воспитания.

В силу возрастных особенностей дошкольника, его считают не

читателем, а слушателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает

чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что

слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Если не заниматься

воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред,

закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.

Семейное чтение - это развивающая среда для детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети,

состояние

здоровья

которых

препятствует

освоению

образовательных

программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Получение

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья

образования является одним из основных и неотъемлемых условий их

успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни

общества,

эффективной

самореализации

в

различных

видах

профессиональной и социальной деятельности. В семье ребенок получает

основы образования, обучается социальным ролям, приобретает основные

навыки взаимодействия, осмысливает первые нормы и ценности. Для ребенка

родители – первые и самые главные учителя. Именно в семье происходит

первая встреча человека с книгой. Задолго до того, как ребенок выучит

алфавит, благодаря чтению взрослыми вслух он уже формируется как

читатель. Если ребенок с малого возраста видит читающих родителей, то в

будущем он будет копировать их поведение и сам пристрастится к

литературе. Замечено, что те дети, с которыми родители проводили время за

книгой, более приспособлены к общению в социуме.

В последнее время возрастает интерес к возрождению традиций

семейного

чтения.

Чтение

художественной

литературы

имеет

коррекционную направленность для детей с ОВЗ , так как стимулирует их к

овладению словесной речью, развитию языковой способности, речевой

деятельности. Так же семейное чтение – средство эстетического воспитания

личности.

Когда вы читаете с ребенком:

-

вы делите с ребенком не только время, но и интерес;

-

вы рассуждаете и обсуждаете прочитанное;

-

вы учите ребенка слушать, слушать долго и не прерывать, слушать

внимательно и вдумчиво;

-

обучение чтению позволяет развивать импрессивную речь и

мышление ребенка до овладения произношением;

-

глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

Читая своему ребёнку, вы побуждаете его к разговорам, учите его

проявлять чувства, помогаете расти эмоционально и духовно.

Какие же книги рекомендуется читать с ребенком?

-

народные сказки о животных, волшебные, сказки авторские

стихотворные и в прозе;

-

истории про сказочных животных, про реальных животных;

-

про детей, встретившихся с чудесными существами и попавших в

сказочный мир;

-

про детей в реальной жизни;

-

книги познавательного характера ( обязательно красочные);

-

детскую фантастику и приключения;

-

любимую книгу вашего детства.

О чём важно помнить?

-

нельзя перегружать ребёнка ежедневным чтением вслух;

-

перед чтением книги правильно организовывайте пространство для

ребёнка;

-

непрерывное чтение вслух должно занимать 5-8 минут;

-

чтение не должно вызывать у ребенка негативных эмоций;

-

прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный

пример для него - вы сами.

Нередко то, что осваивается медленно и с трудом, приносит большую

радость, чем то, что осваивается легко. Повзрослев, Ваши дети будут

вспоминать, как Вы читали им, и будут читать своим детям.

Традиции укрепляют семью, и чтение вслух – прекрасная традиция,

которой нужно следовать.

Готовых рецептов, чтобы научить ребенка или взрослого любить

чтение, нет. Сейчас перечислим лишь то, чего ни в коем случае нельзя

делать, когда ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только

техническое — то есть сам еще читать не хочет и по-настоящему даже и не

может:

Во-первых, чтение должно с самого начала соединяться только с

чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о «репрессиях». Ни в коем

случае не заставлять и не уговаривать: «Прочитай еще хоть одну строчку».

Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам

захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.

Во-вторых, радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая,

что это действительно его маленькие победы.

В-третьих, не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении,

постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно

обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

И в-четвёртых, берите для первого чтения только подходящие книжки

— яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий

сюжет, за которым интересно следить.

А теперь о научных методах и великое множество, а вот что поможет

вашему ребенку, выбирайте сами. Можно, конечно, придумать свой.

Мы предлагаем Вам «Метод Кассиля».

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно

свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе

продвинутого технического чтения. Выбирается интереснейший текст с

ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом

интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически

уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется

за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему.

Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-

таки с ним вместе — строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из

технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Психологи считают, что привить любовь к книге и чтению возможно

только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически

невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на

плечи родителей, которые, в идеале, должны опираться в этой работе на

помощь детских библиотек. Ведь все родители мечтают видеть своих детей

здоровыми, счастливыми. И все они, без исключения, хотят научить своего

ребенка тому, как добиться успеха. А для этого, прежде всего, он должен

научиться писать и читать. И процесс этот начинается в семье, а не в школе,

как принято считать. Занятия в школе — лишь обучение чтению и письму.

Любовь к книге, удовольствие от процесса чтения, привычка быть

постоянно с книгой и невозможность существовать без нее. Это — не

прерогатива школы, а абсолютно «семейное» дело. Именно родители

рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные

«Почему?».

Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие

книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи

библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Ведь именно в

библиотеке есть книги для любого возраста и уровня развития. Кроме того,

профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим. Не считайте, что

все необходимые ребенку книги есть у вас дома — это ошибка многих

читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не

могут быть разнообразнее, Вашего ребенка просто может вдохновлять

пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг!

Не только книги из библиотеки должны быть у ребенка. Обязательно

должны быть и свои собственные. Какие? Прежде всего, те, в которых он

сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно

вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много, и они для сугубо

индивидуального пользования.

Главная задача - это привитие детям с ограниченными возможностями

здоровья любви к художественному слову, уважения к книге, развитие

стремления общаться с ней, то есть всего того, что составляет фундамент

воспитания будущего «талантливого читателя».

Итак,

чтобы

ответить

на

вопрос,

как

научить

детей

любить

художественную литературу, нужно понять, чем должна стать книга для

конкретного ребёнка:

-

-инструментом общения с взрослыми;

-

полем для экспериментов и открытий «кладовой эмоций».

В зависимости от этого выстраивать маршрут взаимодействия с книгой,

подкрепляя формирующийся навык бережного отношения к книге личным

примером и заинтересованностью.

Таким образом, совместное и в дальнейшем самостоятельное чтение

детской художественной литературы имеет большое значение, как для детей,

так и для взрослых. У ребёнка постепенно сформируется интерес к книге.

Чтение развивает у него способности к социальному взаимодействию,

формирует умение понимать: что хорошо, а что плохо, тем самым помогает

ребёнку адаптироваться к жизни в обществе.

Список литературы

1.

Булашевич Т.С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к

гармонии с внешними миром // Журнал практического психолога. - 1997. -

№6. - с 123-126.

2.

Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком //

Дошкольное воспитание.1948г.

3.

Иванов И.П. Как увлечь книгой // Педагогика, 1999 г. № 12.

4.

Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития

ребенка. М., 1997.

5.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников: Академия, 2008.

6.

Гриценко З.И. Ребенок и книга // Дошкольное воспитание. 2000.

№3.

7.

Миронова Н.Н. Как научить ребенка любить литературу?

//Дошкольное воспитание. 2005. № 5.

8.

Пюра, Д. С. Проблемы и особенности родителей детей с ОВЗ.

9.

Федосеева

О.А.

Особенности

воспитания

ребенка

с

ограниченными возможностями в семье // Молодой ученый. 2013. - №9.