Авторы: Лапан Людмила Прокопьевна, Рыбачкова Оксана Владимировна
Должность: учитель-логопед, старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №156"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
О.В.Рыбачкова, старший воспитатель
Л.П.Лапан, учитель-логопед
МДОУ «ЦРР – д/с №156»
г.Магнитогорска
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«Чтение книги — это не механический процесс.
Это творчество. Овладевай этим мастерством — умением, читая,
воспитывать себя, читая, думать, читая, рассуждать».
В.Сухомлинский.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время
возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Уже в
дошкольном возрасте ее место занимает телевидение, компьютерные игры,
другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить
книгу. Чтобы избежать таких проблем, следует начать знакомить ребенка с
книгой как можно раньше – задолго до того, как он пойдет в школу и сам
научится читать. Книга может обогатить мир ребенка, сделать его
интересным. Именно книга способна создать предпосылки для успешного
вхождения ребенка в современное общество. Специально подобранная
детская художественная литература расширяет у ребёнка представления об
окружающем мире, обогащает его словарь, формирует коммуникативные.
Умения и навыки, способности к социальному взаимодействию,
развивает нравственно-этические нормы поведения.
Традиционно художественная литература является источником новых
представлений и ярких образов и служит средством развития речи детей. Как
известно, высшим компонентом речевой системы является связная речь.
По
мнению
отечественных
исследователей
детской
речи
О.С.
Ушаковой, Е.М. Струниной, «чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно
ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать,
отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения
(причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями.
Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для
выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные
предложения и использовать разнообразные средства для связей не только
предложений, но и частей высказывания. Связное высказывание показывает,
насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим
строем,
и
одновременно
отражает
уровень
интеллектуального
и
эмоционального развития ребенка.
Начинать читать надо с первых месяцев жизни. Читая ребёнку, вы как
бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения,
пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать
книгу,
переворачивать
страницы,
водить
пальчиком
слева
направо,
запоминает слова, которые видит и слышит. Дети обожают регулярное (а не
от случая к случаю)чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток
времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться — перед сном, или
когда у вас перерыв в домашних хлопотах. Не забывайте, что ребенку могут
почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи.
Приходите в библиотеку, где ему могут почитать более взрослые читатели.
Все время обращайтесь к книге и чтению.
В самом раннем детстве ребёнок входит в мир большой литературы.
Ещё не умея читать, он слышит от мамы колыбельные песенки, потешки,
сказки. Часто ли мы, задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему
научит?». В мире компьютеров, электронных книг и игр печатная книга не
должна потеряться и отодвинуться на дальнюю полку.
Дети с наслаждением слушают нашу речь: когда купаются и одеваются,
кушают или засыпают, вечером и на рассвете. Поэтому, подрастая, ребенок, с
которым
постоянно
разговаривали,
начинает
быстрее
понимать
и
воспроизводить все слова, услышанные тогда, когда (как казалось вам)он
еще ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может
обойтись без ваших рассказов и совместных игр. Говорите с ним обо всех
простых для вас, но очень важных для ребенка, делах, которые вы делаете
каждый день вместе. Комментируйте свои действия: «моем ручки», «садимся
на стул», описывайте то, что видите — так вы готовите внимательного
слушателя. Как помочь ребёнку с ограниченными возможностями стать
полноценным членом общества?
Нарушение речи у таких детей создает дополнительные трудности в их
социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими
людьми. И роль книги в решении этой задачи переоценить невозможно. Для
многих детей мир открывается именно через книгу. Книга восполняет
дефицит доброты, помогает побороть чувство одиночества, неуверенности в
себе, сближает взрослых и детей. Книга — это не только способ получить
знания, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого
воспитания.
В силу возрастных особенностей дошкольника, его считают не
читателем, а слушателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает
чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что
слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Если не заниматься
воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред,
закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.
Семейное чтение - это развивающая среда для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети,
состояние
здоровья
которых
препятствует
освоению
образовательных
программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Получение
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья
образования является одним из основных и неотъемлемых условий их
успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни
общества,
эффективной
самореализации
в
различных
видах
профессиональной и социальной деятельности. В семье ребенок получает
основы образования, обучается социальным ролям, приобретает основные
навыки взаимодействия, осмысливает первые нормы и ценности. Для ребенка
родители – первые и самые главные учителя. Именно в семье происходит
первая встреча человека с книгой. Задолго до того, как ребенок выучит
алфавит, благодаря чтению взрослыми вслух он уже формируется как
читатель. Если ребенок с малого возраста видит читающих родителей, то в
будущем он будет копировать их поведение и сам пристрастится к
литературе. Замечено, что те дети, с которыми родители проводили время за
книгой, более приспособлены к общению в социуме.
В последнее время возрастает интерес к возрождению традиций
семейного
чтения.
Чтение
художественной
литературы
имеет
коррекционную направленность для детей с ОВЗ , так как стимулирует их к
овладению словесной речью, развитию языковой способности, речевой
деятельности. Так же семейное чтение – средство эстетического воспитания
личности.
Когда вы читаете с ребенком:
-
вы делите с ребенком не только время, но и интерес;
-
вы рассуждаете и обсуждаете прочитанное;
-
вы учите ребенка слушать, слушать долго и не прерывать, слушать
внимательно и вдумчиво;
-
обучение чтению позволяет развивать импрессивную речь и
мышление ребенка до овладения произношением;
-
глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.
Читая своему ребёнку, вы побуждаете его к разговорам, учите его
проявлять чувства, помогаете расти эмоционально и духовно.
Какие же книги рекомендуется читать с ребенком?
-
народные сказки о животных, волшебные, сказки авторские
стихотворные и в прозе;
-
истории про сказочных животных, про реальных животных;
-
про детей, встретившихся с чудесными существами и попавших в
сказочный мир;
-
про детей в реальной жизни;
-
книги познавательного характера ( обязательно красочные);
-
детскую фантастику и приключения;
-
любимую книгу вашего детства.
О чём важно помнить?
-
нельзя перегружать ребёнка ежедневным чтением вслух;
-
перед чтением книги правильно организовывайте пространство для
ребёнка;
-
непрерывное чтение вслух должно занимать 5-8 минут;
-
чтение не должно вызывать у ребенка негативных эмоций;
-
прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный
пример для него - вы сами.
Нередко то, что осваивается медленно и с трудом, приносит большую
радость, чем то, что осваивается легко. Повзрослев, Ваши дети будут
вспоминать, как Вы читали им, и будут читать своим детям.
Традиции укрепляют семью, и чтение вслух – прекрасная традиция,
которой нужно следовать.
Готовых рецептов, чтобы научить ребенка или взрослого любить
чтение, нет. Сейчас перечислим лишь то, чего ни в коем случае нельзя
делать, когда ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только
техническое — то есть сам еще читать не хочет и по-настоящему даже и не
может:
Во-первых, чтение должно с самого начала соединяться только с
чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о «репрессиях». Ни в коем
случае не заставлять и не уговаривать: «Прочитай еще хоть одну строчку».
Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам
захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.
Во-вторых, радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая,
что это действительно его маленькие победы.
В-третьих, не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении,
постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно
обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.
И в-четвёртых, берите для первого чтения только подходящие книжки
— яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий
сюжет, за которым интересно следить.
А теперь о научных методах и великое множество, а вот что поможет
вашему ребенку, выбирайте сами. Можно, конечно, придумать свой.
Мы предлагаем Вам «Метод Кассиля».
Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно
свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе
продвинутого технического чтения. Выбирается интереснейший текст с
ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом
интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически
уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется
за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему.
Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-
таки с ним вместе — строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из
технического по мере укрепления переходит в содержательный.
Психологи считают, что привить любовь к книге и чтению возможно
только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически
невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на
плечи родителей, которые, в идеале, должны опираться в этой работе на
помощь детских библиотек. Ведь все родители мечтают видеть своих детей
здоровыми, счастливыми. И все они, без исключения, хотят научить своего
ребенка тому, как добиться успеха. А для этого, прежде всего, он должен
научиться писать и читать. И процесс этот начинается в семье, а не в школе,
как принято считать. Занятия в школе — лишь обучение чтению и письму.
Любовь к книге, удовольствие от процесса чтения, привычка быть
постоянно с книгой и невозможность существовать без нее. Это — не
прерогатива школы, а абсолютно «семейное» дело. Именно родители
рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные
«Почему?».
Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие
книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи
библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Ведь именно в
библиотеке есть книги для любого возраста и уровня развития. Кроме того,
профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим. Не считайте, что
все необходимые ребенку книги есть у вас дома — это ошибка многих
читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не
могут быть разнообразнее, Вашего ребенка просто может вдохновлять
пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг!
Не только книги из библиотеки должны быть у ребенка. Обязательно
должны быть и свои собственные. Какие? Прежде всего, те, в которых он
сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно
вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много, и они для сугубо
индивидуального пользования.
Главная задача - это привитие детям с ограниченными возможностями
здоровья любви к художественному слову, уважения к книге, развитие
стремления общаться с ней, то есть всего того, что составляет фундамент
воспитания будущего «талантливого читателя».
Итак,
чтобы
ответить
на
вопрос,
как
научить
детей
любить
художественную литературу, нужно понять, чем должна стать книга для
конкретного ребёнка:
-
-инструментом общения с взрослыми;
-
полем для экспериментов и открытий «кладовой эмоций».
В зависимости от этого выстраивать маршрут взаимодействия с книгой,
подкрепляя формирующийся навык бережного отношения к книге личным
примером и заинтересованностью.
Таким образом, совместное и в дальнейшем самостоятельное чтение
детской художественной литературы имеет большое значение, как для детей,
так и для взрослых. У ребёнка постепенно сформируется интерес к книге.
Чтение развивает у него способности к социальному взаимодействию,
формирует умение понимать: что хорошо, а что плохо, тем самым помогает
ребёнку адаптироваться к жизни в обществе.
Список литературы
1.
Булашевич Т.С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к
гармонии с внешними миром // Журнал практического психолога. - 1997. -
№6. - с 123-126.
2.
Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком //
Дошкольное воспитание.1948г.
3.
Иванов И.П. Как увлечь книгой // Педагогика, 1999 г. № 12.
4.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития
ребенка. М., 1997.
5.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников: Академия, 2008.
6.
Гриценко З.И. Ребенок и книга // Дошкольное воспитание. 2000.
№3.
7.
Миронова Н.Н. Как научить ребенка любить литературу?
//Дошкольное воспитание. 2005. № 5.
8.
Пюра, Д. С. Проблемы и особенности родителей детей с ОВЗ.
9.
Федосеева
О.А.
Особенности
воспитания
ребенка
с
ограниченными возможностями в семье // Молодой ученый. 2013. - №9.