Автор: Плотникова Лилия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО "Центр содействия семейному воспитанию № 1 г. Магнитогорска"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Игры-занятия с малышом от 3 до 6 месяцев"
Консультация для родителей малышей в
возрасте от 3 до 6 месяцев
В этом возрасте усложняется восприятие ребенком ближайшего
окружения. Успешность и результативность этого сложного процесса зависят
от вас, от вашего внимания, заботы и знаний. А вот помощником в этом
непростом деле, вдохновителем, а порой и организатором будет сам малыш.
Игры-занятия, способствующие развитию взаимодействия между
ребенком и взрослым
Ненаглядненький
Игра помогает установить эмоциональное общение с ребенком.
Наклоняясь к ребенку и удаляясь от него, тормошите его. Улыбаясь, смотря
малышу в глаза, напевайте.
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький.
Обращаясь к мальчику:
Ой ты мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.
Обращаясь к девочке:
Ах ты моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!
Закончив петь, оставайтесь в поле зрения ребенка. Приветливое и
ласковое выражение вашего лица будет способствовать активизации всех
компонентов «комплекса оживления».
Прыг-скок
Возьмите малыша на руки. Одну руку положите под его шею и голову,
другой придерживайте его ягодицы (поза «на весу»). Поднимайте малыша
вверх на вытянутых руках и прибоижайте его лицо к своему. Играя в
«бодашки», напевайте песенку.
Прыг-скок, прыг да скок,
Села птичка на дубок.
Посидела на дубочке,
Отдохнула в холодочке,
Малых деток позвала:
«Червячков я принесла».
Е.Журливая
Если ребенку игра понравилась, повторите ее несколько раз, побуждая
его смеяться.
Игры-занятия, развивающие зрительное восприятие
Игра с колечками
Вам понадобится плоское кольцо. Это может быть зубное кольцо или
кольцо от детской игры «Серсо». Проделайте в нем отверстие, прикрепив
колокольчики и ленту, за которую вы будете держать колечко.
Постелите на полу коврики сядьте на него так, чтобы ваша спина имела
хорошую опору, а ноги были согнуты в коленях. Разместите ребенка у себя на
коленях в позе «на спине» (лицом к лицу). Покажите ему колечко, покрутите
его, потрясите, перемещайте по кругу, наблюдая, следует ли взгляд малыша за
движением игрушки. Так ребенок научится следить за игрушкой, движущейся
по кругу.
Повороты головы
Возьмите неваляшку. Положите малыша на живот. Покажите ему неваляшку.
Поднимите игрушку медленно вверх, а затем опустите. Повторите игровые
действия несколько раз, напевая песенку.
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки!
Л. Некрасова
Затем, предоставив малышу возможность вновь зафиксировать игрушку,
отклоняйте ее вправо-влево. Повторите игровые действия несколько раз.
Игры-занятия, развивающие слуховое восприятие
Бубен с лентами
Приготовьте бубен с цветными лентами. Сядьте на пол так, чтобы спина
имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на
коленях в позе «на спине». Позвените бубном с одной стороны от него.
Внимательно наблюдайте за малышом. Если он прислушивается к звуку бубна,
но не пытается его найти, поверните его голову. Предоставьте ребенку
возможность увидеть бубен и еще раз услышать его звук. Повторите игру 2-3
раза. Через 3-4 дня замените игрушку.
После нескольких игр-занятий ребенок научится поворачивать голову в
сторону источника звука.
Под платочком
Вам понадобится цветной платок или пеленка. Положите малыша на
диван или большую кровать, а сами лягте напротив него. Закройтесь платочком
или пеленкой. Позовите ребенка по имени, а затем покажитесь, сказав: «А вот и
мамочка!». Вновь спрячьтесь. Зовите малыша, говорите ему ласковые слова,
побуждая его прислушиваться к вашему голосу, искать вас. Снимите с себя
платочек, повторив все, что вы только что говорили.
Игры-занятия, развивающие движения рук
Ощупываем лицо
Возьмите руку ребенка за локоть, поднимите ее до уровня головы, следя
за тем, чтобы ладонь коснулась головы. Проведите рукой по лицу малыша.
Кулачок раскроется, и ребенок будет ощупывать свое лицо. Проводя его рукой
по лицу, не забывайте называть то, до чего он дотрагивается.
Браслет
Сделайте браслет из детских резиночек для волос с деревянными или
пластмассовыми украшениями. Наденьте браслет на руку ребенка.
Приподнимите его локоть так, чтобы он мог увидеть браслет. Дайте ему
возможность последить за своей рукой. Внимательно наблюдайте за
поведением ребенка. Если он не пытается схватить браслет другой рукой,
помогите ему. Подтолкните его руку по направлению к браслету, помогите
захватить другую руку и потянуть за браслет.
Игры-занятия,стимулирующие речевое развитие
В огороде заиньки
Подложите себе под голову валик или подушку перед тем, как лечь на
коврик. Положите малыша себе на грудь так, чтобы ваши лица были друг
против друга. Спойте ему колыбельную песенку:
Люли, люли, баиньки,
В огороде заиньки.
Зайки травку едят,
Детке баюшки велят.
Люли, люли, люли-бай,
Поскорее засыпай.
Уж я по воду пойду,
Заек чаем напою!
Пропойте первые две строки высоким голосом, а потом низким. Так же
можно пропеть пятую и шестую строки.
Игра стимулирует певучее гуление малыша.
Мы на луг ходили…
Положите малыша на спину на пеленальном столе. Напевая песенку,
выполняйте следующие действия: потряхивая, разводите руки ребенка в
стороны, а затем прижимайте их к груди (2-3 раза); потряхивая, сгибайте и
разгибайте его ноги; поглаживайте руки и ноги, наклоняйтесь над ним,
щекочите, тормошите за грудку.
Мы на луг ходили,
Хоровод водили,
Вот так на лугу
Хоровод водили.
Да-да, да-да-да,
Хоровод водили.
Задремал на кочке
Зайка в холодочке,
Вот так задремал
Зайка в холодочке.
Да-да, да-да-да,
Зайка в холодочке.
Зайка, просыпайся,
Ну-ка, поднимайся!
Вот так, не ленись,
Ну-ка, поднимайся!
Да-да, да-да-да,
Ну-ка, поднимайся!
Играя в игру, малыш начнет прислушиваться к новым звукам, и у него
могут появиться первые слоги лепета.
Использованная литература:
1. Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов/ Под ред.
Теплюк С.Н. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 232 с.