Автор: Решетникова Виктория Имрановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №117 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Республика Коми город Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка,
Тема: Методическая разработка "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр"
Автор - составитель: Решетникова В.И.
воспитатель МАДОУ «Детский сад
№
117
общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Методическая разработка
«Развитие логического мышления старших дошкольников
посредством дидактических игр»
Актуальность темы заключается в том,
что на современном этапе модернизации
дошкольного образования особое внимание
уделяется обеспечению качества образования
в дошкольном возрасте, что вызывает
необходимость поиска способов и средств
различия логических приемов умственных
действий, учитывая интересы и потребности
дошкольников.
Цель
разработки:
развитие
логического
мышления
детей
старшего
дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
Образующая:
•
формировать
логические
приемы
умственных
действий
у
дошкольников:
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
обобщения.
Развивающая:
•
развивать речь (умения рассуждать, доказывать), произвольность
внимания, познавательные интересы, творческое воображение.
Воспитывающая:
•
воспитывать
желание
стремиться
к
преодолению
трудностей,
уверенность в себе.
Инновационный подход: Наиболее эффективными средствами являются
дидактические задания, интеллектуальные игры, логико – поисковые задания,
игровые
упражнения
занимательного
характера,
разнообразная
подача
которого эмоционально воздействует на детей. Всё это активизируют детей,
так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают
на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают
интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных
аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к
самостоятельному познанию нового.
Основная часть
В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают
дидактические игры. Особенность дидактической игры состоит в том, что это
- игры с правилами. Участвуя в дидактических играх, ребёнок начинает
руководствоваться
учебными
интересами,
стремлением
приобрести
некоторые новые знания и умения.
Игра в образовательном процессе обладает существенным признаком -
чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом,
которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде. Кроме того,
дидактическая игра включает в себя несколько компонентов: содержание,
игровые действия, правила, дидактическую задачу. Последняя и является
основным элементом дидактической игры и играет важнейшее значение в
процессе формирования логического мышления.
Дидактическая игра - это игра, создаваемая взрослым в дидактических целях,
которые решаются на основе взаимодействия игровой и дидактической задач.
Дидактическая игра является сложным многосторонним явлением. В
дидактических играх происходит не только усвоение учебных заданий,
умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их
эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра
помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное
рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном
процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку.
Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные
эмоции облегчают процесс познания.
Игра
является
основным
фактором
развития
логического
мышления
дошкольников.
Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности
детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и
творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие
логического мышления у детей через дидактические игры имеет большое
значение
для
успешности
последующего
школьного
обучения,
для
правильного формирования личности школьника и в
дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и
информатики.
От чего зависит логическое мышление?
Оно зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в
разных
областях.
Существует большое количество исследований, подтверждающих, что
развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех
случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Логика
– это рассуждение. Логическое мышление – способность
рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно?
Необходимо
научить
ребенка
решать
проблемные
ситуации,
делать
определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение
логических
задач
развивает
способность
выделять
существенное,
самостоятельно подходить к обобщениям.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро
воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.
Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи
необходимо
сосредоточиться,
они
начинают
осознавать,
что
такая
занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения
необходимо понять, в чем тут хитрость.
Логические задачи, игры, упражнения для дошкольников.
Логическое мышление – это некий симбиоз психических, умственных и
познавательных навыков, которые формируются у малыша с самого
рождения.
Главная
задача
родителей
и
педагогов:
научить
ребенка
пользоваться ими так, чтобы он видел между ними взаимосвязь и научился
делать выводы.
Самостоятельные логические умозаключения ребенок способен делать
уже к пяти годам. Конечно, с условием, что и родители, и педагоги уделяли
должное внимание развитию логики.
Логические задания для дошкольников совсем необязательно искать в
специальных методичках или книгах о развитии. Они – на каждом шагу!
Родителям достаточно внимательно осмотреться вокруг и увидеть, что нас
повсюду окружает логика. Например, вы пришли с ребёнком на каток.
Попробуйте сказать ему фразу с измененным ходом вещей: «Сейчас лето, и
поэтому мы пришли на каток. Когда наступить зима мы дружно поедем на
речку».
Проследите за реакцией и попросите восстановить эту ситуацию правильно.
Чаще всего можно использовать уже имеющиеся знания ребенка для того,
чтобы сделать новый вывод. Например, ребенок-пятилетка прекрасно считает
до 10-ти. Положите перед ним 5 яблок и спросите: «Сколько нужно доложить
сюда яблок, чтобы их стало 10?». Детям очень нравятся подобные задачи, они
с радостью начинают думать.
Еще один очень занимательный способ развития логики у дошкольников:
рассматривание картинок, где есть лишние элементы.
Дети очень любят слушать звуки, поэтому можно включить аудиозапись
голосов разных животных, а между ними – пение птицы. Обычно дети
принимают это как игру.
Примеры логических задач, игр, упражнений
Логические игры, задачи и упражнения направлены на тренировку мышления
при выполнении логических операций и действий. Играть в логические игры
полезно в любом возрасте. Поэтому не стоит ставить какие – то конкретные
возрастные рамки для участников игры.
Логические задачи:
•
Саша ел яблоко большое и кислое. Коля - большое и сладкое. Что в
яблоках одинаковое, что разное?
•
Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в
книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в
журнале?
•
Толя и Игорь рисовали. Один - дом, другой - ветку с листьями. Что
рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
•
Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой?
•
Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
•
Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все,
кто любит играть в футбол – мальчики?
•
Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в
красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили
звери?
•
Три рыбки плавали. Красная рыбка плавала не в круглом и не в
прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка - не в квадратном и не в
круглом.
В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
•
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не
красную. Юле - не зеленую и не желтую. Оле - не желтую и не
красную.
Какая ткань, для какой из девочек?
•
В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в
оранжевой тарелке. Апельсины не в синей и в розовой тарелке. В какой
тарелке лежат сливы?
А бананы и апельсины?
•
Жили-были три девочки: Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из
девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
•
У Миши три тележки разного цвета: Красная, желтая и синяя. Еще у
Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке
он повезет не юлу и не пирамидку.
В желтой - не юлу и не неваляшку. Что повезет Мишка в каждой из
тележек?
Логические задачи с ответами
Логические задачи с ответами больше похожи на загадки, правда, каверзные.
Но дети любят их как раз за то, что ответ может быть самый неожиданный.
Надо дать им возможность подумать, поразмышлять, может даже высказать
неправильную версию. Но благодаря этому-то и тренируется логическое
мышление дошкольника, его внимательность и уверенность.
Обязательно необходимо поощрить за правильные ответы, а если произошла
ошибка – так ничего страшного, педагог объяснит, как нужно правильно
рассуждать.
Загадки-шутки
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических
упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.
В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него
складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и
стимулируют мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель:
сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.
Обычные загадки
Загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию
логического мышления ребенка:
•
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
•
Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
•
Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
•
Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает?
(лук).
Логические игры
Назови одним словом
Для детей старшего возраста можно предложить игру, давая обобщающее
слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к
обобщающему слову. Транспорт - ...,
Птицы - ...
Классификация
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Педагог
просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с
подходящими.
Найди лишнее слово
Детям предлагается четыре картинки или произносится вслух четыре слова,
из которых только три можно объединить по общему признаку – форме,
цвету, значению. Дошкольник называет лишнее слово и объясняет, почему он
так считает.
Варианты картинок или слов:
•
Яблоко, слива, огурец, груша (лишнее слово огурец, потому что это
овощ, а остальные слова обозначают фрукты).
•
Молоко, творог, сметана, хлеб
•
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
•
Платье, свитер, шапка, рубашка
•
Береза, дуб, сосна, земляника
•
Воробей, синица, стрекоза, ворона
•
Дуб, колокольчик, береза, рябина
•
Мяч, карандаши, кукла, машинка
«Аналогии»
Ребенку предлагается подобрать слово, аналогично первой паре слов
Варианты слов:
•
Ложка - кушать, а нож- ….
•
Пила – пилить, а топор - ….
•
Тетрадь – писать, а книга - ….
•
Игла – шить, ножницы - ….
•
Кровать – спать, стул - ……
•
Можно разнообразить игру и предложить ребенку исправить
ошибку.
«Исправь ошибку»
•
Муха – ползает, змея – летает.
•
Пироги – варят, суп – пекут.
•
Собака мяукает, а кошка лает.
•
Лицо чистят, а зубы умывают.
•
Врач - учит, учитель – лечит.
•
Певица танцует, а балерина – поет.
•
Ночью светло, а днем темно.
Стимуляция логического мышления с помощью вопросов «Сколько?»,
«Где?» «Когда?»
Вопрос «СКОЛЬКО?»
•
Сколько у тебя глаз, ушей, носов, пальцев на правой или левой руке,
ноге?
•
Сколько времен года?
•
Сколько дней в неделе?
•
Сколько цветов в радуге?
•
Сколько месяцев в году?
•
Сколько рогов у коровы?
•
Сколько планет вращается вокруг Солнца?
•
Сколько ножек у стула?
•
Сколько звезд на небе?
Вопрос «ГДЕ?»
•
Где продают лекарства?
•
Где растут фрукты?
•
Где люди могут плавать зимой?
•
Где берут книги для чтения?
•
Где пекут хлеб?
•
Где смотрят спектакли?
•
Где ремонтируют часы?
•
Где люди подстригаются
•
Где оставляют автомобили, когда ими не пользуются?
Вопрос «КОГДА?»
•
Когда на деревьях появляются листочки?
•
Когда небо темное?
•
Когда люди ужинают?
•
Когда светит Солнце?
•
Когда начинает таять снег?
•
Когда люди завтракают
•
Когда в доме включают свет?
•
Когда убирают урожай?
Чередование
Предложить ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите
внимание,
что
бусинки
должны
чередоваться
в
определенной
последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных
палочек и т.д.
Сравнение предметов (понятий)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Педагог
задает ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?". После таких вопросов о
каждом слове предлагается их сравнить. Педагог снова задаёт вопросы:
"Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от
друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен
правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия,
причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения:
•
муха и бабочка;
•
дом и избушка;
•
стол и стул;
•
книга и тетрадь;
•
вода и молоко;
•
топор и молоток;
•
пианино и скрипка;
•
шалость и драка;
•
город и деревня.
Отгадывание небылиц
Педагог рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц.
Дошкольник должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример:
•
Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко
светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла
как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже
наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
•
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг
вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я
подпрыгнул и сорвал его.
•
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу
закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
На занятиях по развитию логического мышления используются различные
игры.
Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они
способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных
способностей, учат выделять существенные признаки предметов.
Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов:
“Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет,
отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть
внимательным.
Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что
нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”,
“Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать
предметы”.
Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как
“Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.
Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов,
как форма, величина, на развитие моторики рук.
Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи -
фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в
пределы рода.
Для формирования понятий количественных и качественных понятий
используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”,
“Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней
величины” и прочие.
Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”,
развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.
Адрес автора: Республика Коми, город Сыктывкар
улица Коммунистическая дом 88 квартира 32
индекс: 167023