Автор: Зенкова Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7 г.Калининска Саратовской области"
Населённый пункт: г.Калининск
Наименование материала: статья
Тема: Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка
Р
оль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности
ребенка воспитатель.
Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в
воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение
значительной части своей жизни. Познавательная активность не является
врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни
человека. Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие
ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению
знаний в интересующей области.
Семья обладает большими возможностями для последовательного
развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи
хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства,
закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам
действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они
легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так,
рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для
возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В
беседах с детьми воспитатели детских садов слышат такие высказывания:
«Хочу быть врачом, как моя мама», «Буду, как бабушка, учительницей»,
«Пойду на завод, как мой старший брат».
Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо
проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями,
просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос.
Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него
потребность общаться.
В современных семьях имеются все возможности для организации различных
видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об
интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к
птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на
особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах
наблюдений, нарисовать об этом.
Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов
оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую
по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи
разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную
помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают
достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и
любознательность дошкольника.