Напоминание

"Игрушки учат говорить".

Автор: Киселева Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №18 "Родничок"
Населённый пункт: с.Левокумка МГО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игрушки учат говорить".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методические рекомендации.

Игрушки учат говорить.

Киселева Людмила Александровна - воспитатель

В раннем детстве задачи речевого развития успешно решаются в предметной

деятельности. Речевая деятельность на занятиях может быть организована на

основе наглядного показа соответствующих предметов в сочетании с

игровыми приемами.

Игровые средства (игрушки, картинки, пособия) дают ребенку наглядный

образ знакомых и незнакомых предметов. Они используются для закрепления

знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной

речи. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том,

что они вызывают у детей повышенный интерес к деятельности, обогащают

мотивы речи, создают положительный фон процесса обучения и тем самым

повышают речевую активность детей и результативность занятий.

При этом нужно соблюдать требования к наглядному материалу:

он должен быть оформлен эстетически;

вызывать конкретные образы;

будить мысль.

Рассмотрим игры и пособия, которые можно сделать своими руками.

Фланелеграф. Он наиболее прост в изготовлении и использовании. Сначала

нужно сделать доску фланелеграфа. На прямоугольную доску из фанеры,

толстого картона или тонкого теса натягивают голубую или светло-серую

фланель ворсом наружу. Заменять доску рамой нежелательно, так как

фланель на раме вдавливается, и картинки будут падать.

Начинать работу с фланеле- графом нужно с выбора литературного

произведения. Специфика фланелеграфа такова, что при работе с ним можно

показывать не всякое произведение, так как картинки на нем статичны и

только иллюстрируют рассказ воспитателя. Например, нельзя достаточно

убедительно показать сказку «Теремок», так как герои ее не могут ни

входить в теремок, ни выглядывать из него.

Театр масок. Как сделать маски из плотной бумаги, мы описывать не будем.

В театре масок можно показать очень много сказок в виде игр-инсценировок,

и даже настоящие спектакли.

Теневой театр представляет собой экран, на котором плоские картонные

фигурки, прикасаясь к его обратной стороне, оставляют тени. На раму

натягивается калька. Рама ставится на ножки. Экран располагается так,

чтобы он находился между источником света и детьми. Если часть фигуры

должна двигаться (рука, нога, голова), она вырезается отдельно и

прикрепляется проволокой. К движущей части привязывается толстая нитка,

с помощью которой эта часть фигуры приводится в движение. К центру

фигуры с тыльной стороны приклеивается палочка.

Отдельное место занимают пальчиковые игры. На протяжении всего раннего

детства четко выступает зависимость — по мере совершенствования тонких

движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

Электрофизиологические исследования говорят о том, что речевые области

формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в мозг.

С помощью пальчиковых кукол ваши руки и ручки ваших воспитанников

превратятся в смешных человечков или зверушек, которые могут

разыгрывать забавные сценки, танцевать.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают шнуровка,

расстегивание и застегивание пуговиц и т.п. (пособия «Кукла», «Клоун»,

«Дидактический коврик», «Мышки».)