Автор: Киселева Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №18 "Родничок"
Населённый пункт: с.Левокумка МГО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игрушки учат говорить".
Методические рекомендации.
Игрушки учат говорить.
Киселева Людмила Александровна - воспитатель
В раннем детстве задачи речевого развития успешно решаются в предметной
деятельности. Речевая деятельность на занятиях может быть организована на
основе наглядного показа соответствующих предметов в сочетании с
игровыми приемами.
Игровые средства (игрушки, картинки, пособия) дают ребенку наглядный
образ знакомых и незнакомых предметов. Они используются для закрепления
знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной
речи. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том,
что они вызывают у детей повышенный интерес к деятельности, обогащают
мотивы речи, создают положительный фон процесса обучения и тем самым
повышают речевую активность детей и результативность занятий.
При этом нужно соблюдать требования к наглядному материалу:
—
он должен быть оформлен эстетически;
—
вызывать конкретные образы;
—
будить мысль.
Рассмотрим игры и пособия, которые можно сделать своими руками.
Фланелеграф. Он наиболее прост в изготовлении и использовании. Сначала
нужно сделать доску фланелеграфа. На прямоугольную доску из фанеры,
толстого картона или тонкого теса натягивают голубую или светло-серую
фланель ворсом наружу. Заменять доску рамой нежелательно, так как
фланель на раме вдавливается, и картинки будут падать.
Начинать работу с фланеле- графом нужно с выбора литературного
произведения. Специфика фланелеграфа такова, что при работе с ним можно
показывать не всякое произведение, так как картинки на нем статичны и
только иллюстрируют рассказ воспитателя. Например, нельзя достаточно
убедительно показать сказку «Теремок», так как герои ее не могут ни
входить в теремок, ни выглядывать из него.
Театр масок. Как сделать маски из плотной бумаги, мы описывать не будем.
В театре масок можно показать очень много сказок в виде игр-инсценировок,
и даже настоящие спектакли.
Теневой театр представляет собой экран, на котором плоские картонные
фигурки, прикасаясь к его обратной стороне, оставляют тени. На раму
натягивается калька. Рама ставится на ножки. Экран располагается так,
чтобы он находился между источником света и детьми. Если часть фигуры
должна двигаться (рука, нога, голова), она вырезается отдельно и
прикрепляется проволокой. К движущей части привязывается толстая нитка,
с помощью которой эта часть фигуры приводится в движение. К центру
фигуры с тыльной стороны приклеивается палочка.
Отдельное место занимают пальчиковые игры. На протяжении всего раннего
детства четко выступает зависимость — по мере совершенствования тонких
движений пальцев рук идет развитие речевой функции.
Электрофизиологические исследования говорят о том, что речевые области
формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в мозг.
С помощью пальчиковых кукол ваши руки и ручки ваших воспитанников
превратятся в смешных человечков или зверушек, которые могут
разыгрывать забавные сценки, танцевать.
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают шнуровка,
расстегивание и застегивание пуговиц и т.п. (пособия «Кукла», «Клоун»,
«Дидактический коврик», «Мышки».)