Автор: Суслова Ирина Григорьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 91"
Населённый пункт: город Златоуст, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие коммуникативной успешности старших дошкольников в процессе театральной деятельности"
«Развитие коммуникативной успешности старших дошкольников в
процессе театральной деятельности»
Коммуникативная успешность является одним из основных качеств,
востребованных современной социальной ситуацией. Вхождение ребёнка в
современный
мир
невозможно
без
освоения
им
первоначальных
представлений
социального
характера
и
включения
его
в
систему
социальных отношений.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно. Человек, который
мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения
организовать общение, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это
приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы
обратим внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше сложностей у
него будет в будущем. Способность общения включает в себя:
- желание вступать в контакт;
- умение организовать общение;
- знание норм и правил при общении.
Возможность направлять и формировать коммуникативную успешность в
дошкольных
образовательных
организациях
представляется
особенно
актуальной. Следует учитывать, что она не может быть сформирована только
в рамках формального образования, а формируется в общении с детьми и
взрослыми, в быту и играх, в различных видах деятельности, в том числе и
театральной. Значение театра, особенно в детские годы, невозможно
переоценить. Театр – волшебная страна, в которой ребёнок радуется, играя, а
в игре он познаёт мир. Театр объединяет в своем творчестве элементы слова
и музыки, живописного образа и пластического жеста, он позволяет
переживать сложные и разнообразные душевные состояния.
Из
всех
искусств,
театр
обладает,
пожалуй,
наибольшей
силой
эмоционального
воздействия
на
личность.
Занятия
театрализованной
деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и
пробуждают
в
них
способность
к
состраданию,
сопереживанию,
активизируют
мышление,
воображение,
а
главное
-
помогают
психологической
адаптации
ребенка
в
коллективе.
Участвуя
в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во
всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные
вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль,
особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед
необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается
диалогическая речь, ее грамматический строй.
Полноценное участие детей в игре-драматизации требует особой
подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому
восприятию искусства художественного слова, умению выслушивать
текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы
понять, каковы герои, надо научиться анализировать их, понимать мораль
произведения. В процессе работы над образом происходит становление
личности ребенка; развивается символическое мышление и двигательный
эмоциональный контроль; усваиваются социальные нормы поведения;
формируются высшие произвольные психические функции.
Театр развивает творческий потенциал личности, учит эффективному
общению, которое возникает в процессе создания единого, общего
продукта – спектакля.
Занятия театрализованной деятельностью и частые выступления на сцене
перед
зрителями
способствуют
реализации
творческих
сил,
раскрепощению и повышению самооценки.
Совместная
театрализованная
деятельность
-
уникальный
вид
сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, мамы, папы, бабушки и
дедушки. Играя вместе с взрослыми, дети овладевают ценными навыками
общения.
Театрализованная деятельность привлекательна тем, что вносит в детские
будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям
проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи,
коллективных умений.
Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков
в процессе театральной деятельности способствует улучшению социального
статуса ребенка.
От того, как сформированы навыки общения, умения
управлять
своими
эмоциями
во
многом
зависит
характер
будущих
отношений
дошкольников
в
социуме.
Поможет
детям
в
будущем
безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.