Напоминание

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ ПО ОРИГАМИ средняя группа

Автор: Евсюкова Оксана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 376
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ ПО ОРИГАМИ средняя группа







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 376 «Дельфинёнок»

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ ПО ОРИГАМИ

Средняя группа «Жемчужинка»

2024-2025 учебный год

Воспитатель:

Евсюкова О.П.

Новосибирск 2024

г

Актуальность

Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок. Интерес к

этой технике связан с уникальными возможностями влияния оригами на развитие

детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и

кистей

рук, внимания, памяти,

логического

мышления, творческих способностей.

Занятия

оригами

способствуют

воспитанию

усидчивости,

аккуратности,

самостоятельности, целеустремленности.

Оригами

знакомит

детей

с

основными

геометрическими

понятиями

(угол,

сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря

специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у

ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов

складывания)

со

словесными

(объяснение

приемов

складывания)

и

перевод

их

значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Формирует культуру труда.

Оригами

способствует

созданию

игровых

ситуаций.

Создаются

сюжетно-

тематические композиции, в которых используются изделия, выполненные в технике

оригами.

Оригинальность

композиции

достигается

тем,

что

фон,

на

который

наклеиваются

фигуры,

оформляют

дополнительными

деталями,

выполненные

в

технике аппликации.

Большие возможности по всестороннему развитию личности таят

в себе занятия по складыванию бумаги. Именно, таят; они сокрыты, возможно, не

поддаются

текущим,

осязаемым

методам

диагностики

результативности

и

эффективности

проводимых

занятий.

Хотя,

в

принципе,

без

учёта

психофизиологических особенностей обучающихся, можно оценивать работы детей

даже по пятибалльной системе – оригами, подчиняясь математическим законам, очень

конкретно и единообразно в своем классическом начале. Но как оценить затраченное

на изготовление игрушки время, упорную, настойчивую совместную работу пальцев и

мысли,

радость

и

удовлетворение

при

виде

готовой,

сложенной

своими

руками

игрушки?

Оригами

развивает

познавательные

способности

детей,

умения

и

навыки

ручного

труда,

культуру

труда.

Но

оригами

также

воспитывает

и

корректирует

характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться на

положительное,

жизнеутверждающее

мировоззрение.

Рационально-интуитивные

действия, производимые с бумагой, позволяют человеку одновременно складывать

руками из бумаги «нечто» и решать проблемы различного характера, находить выход

из создавшегося положения, задействовав разум.

Специально подобранные темы Программы позволяют в процессе обучения

основным навыкам и умениям работы с бумагой развивать эмоциональную сферу

ребенка, эстетические навыки, экологические знания.

Цель:

воспитание

стремления

дошкольников

к

познанию

и

творчеству

посредством занятий оригами

Задачи:

Познакомить детей с новым видом искусства.

Развивать мелкую моторику.

Обогащать словарь детей за счет введения терминов, принятых в оригами.

Формировать связную речь.

Закреплять знание геометрических фигур.

Развитие глазомера.

Развитие умения координировано работать и правой и левой рукой.

Развитие конструктивного мышления.

Вырабатывать умение слушать, понимать и выполнять инструкции.

Активизация мыслительных процессов.

Развивать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

Способствовать концентрации внимания.

Стабилизировать психоэмоциональное состояние.

Развивать воображение и фантазию.

Создавать положительный эмоциональный настрой.

Техника безопасности и материалы для работы

Занятия оригами являются одним из самых безопасных видов творческой

деятельности, ведь для работы необходима только бумага (одно из определений слова

«оригами» – складывание бумаги без применения ножниц и клея).

Бумага, закупаемая для занятий оригами, хорошего качества, с соблюдением

гигиенических сертификатов, экологически безопасная.

Для

работы

по

изготовлению

модульных

изделий

оригами,

орнаментов,

узоров приобретается клей ПВА или клей-карандаш, также имеющие гигиенический

сертификат (экологически безопасные, нетоксичные).

Для

некоторых

видов

работ

по

изготовлению

изделий

оригами

всё

же

требуются ножницы (школьные ножницы, с тупыми концами) и карандаши (простые и

цветные).

О

правилах

безопасного

пользования

этими

предметами

обязательно

напоминается детям тогда, когда приходится использовать их в работе.

. Ожидаемые результаты

Конечный, видимый результат работы – это сложенная своими руками игрушка.

Что может быть главнее для самого ребёнка!

Задача

педагога:

через

складывание

бумажных

фигурок

развивать

познавательные способности детей, творческое мышление и интеллект, приобщать к

миру прекрасного, обеспечивать эмоциональное благополучие ребёнка, формирующее

чувство уверенности в своих силах и способностях.

Если

конкретизировать

прогнозируемые

результаты,

то

на

первый

план

выступают, принимаемые без обсуждений, качественные характеристики данного вида

деятельности – это развитие мелкой моторики рук, точных движений пальцев, что

благотворно влияет на умственное развитие ребёнка и успешное его обучение в

начальной школе.

Аккуратность и точность выполнения работы важны, но, всё-таки, в первый год

обучения

не

являются

определяющими

показателями

результативности

обучения;

главное – приобретение знаний по данному виду творческой деятельности, умений и

навыков по складыванию бумаги в нужных направлениях, используя знания элементов

квадрата, технологии складывания бумаги, получение готового изделия.

Месяц

Тема

Цели и задачи

октябрь

1.Бумажная сказка

Познакомить детей со свойствами бумаги, еѐ особенностями,

использование и применение в детском творчестве

2.Бумажная сказка

(продолжение)

Познакомить детей со свойствами бумаги, еѐ особенностями,

использование и применение в детском творчестве Познакомить с

правилами пользования материалами и инструментами.

3.Сказка квадратика

Познакомить детей с поделками из бумаги. Показать виды

сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить

знания о геометрических фигурах. Развивать воображение,

находчивость.

4.Сказка

квадратика(продолж

ение)

Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами

5.Открытка

Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба,

проглаживать еѐ. Аппликационное оформление открытки. Развитие

фантазии и творчества.

6.Открытка

(продолжение)

7. Груша

Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить

центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая

образ прямоугольника-груши. Развивать мелкую моторику рук

С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 14

8.Яблоко

Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить

центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая

образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук С. В.

Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 14

ноябрь

1.Весёлый

треугольник

Научить детей складывать из квадрата треугольник: совмещая

противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба.

Развивать фантазию.

2.Дом

Повторение приемов складывания бумаги (пополам и по

диагонали)

3.Гусеница

Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов склеенных

между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание,

мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем

4.Листья

Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей

сгибать маленькие и большие углы., создавая образ листика,

красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать чувство коллективизма.

5.Грибок

Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей

складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко

проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного

пользования ножницами. После объяснения предложить

самостоятельно выполнить поделку – грибочка

6.Пирамидка

Научить детей загибать уголки разного размера. Развивать умение

находить большее колечко из данных. Аккуратно пользоваться

клеем. Воспитывать самостоятельность

7.Солнце

Учить складывать полоски , соединять углы, приклеивать их к

основанию (кругу).

8.Ёлка

Закреплять умения складывать базовую форму «треугольник»,

готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в

единое целое

декабрь

1. Резная снежинка

Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать

творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно

пользоваться клеем.

2 Резная

снежинка(продолже

ние)

3.Нарядная ёлочка

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник.

Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с

большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками,

приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать

мелкую моторику рук, фантазию и творчество

4 Нарядная

ёлочка(продолжение

)

5 Ёлочная игрушка

Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию

сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и

склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма.

6 Снеговик.

Учить детей сворачивать бумагу разными способами, делать

мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в

одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную).

7.

.Ваза японская

Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей

отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба,

выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание,

художественный вкус при оформлении поделки

8.

Пингвин

Закрепить знания детей о базовой форме воздушный змей, загибать

углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить

поделку аппликацией

январь

1. Письмо Карлсону

Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей

складывать квадрат по диагонали. Сложить уголка квадрата к

центру, создавая конверт. Познакомить детей с формой конфетка,

складывая два угла к центру, получить форму «конфетки»,

положить её в конверт. С. В. Соколова «Оригами для самых

маленьких», стр. 18

2.Аквариумные

рыбки

Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник,

совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба .

Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить

поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество.

3. Закладка из

«конфеток»

Продолжать учить складывать форму конфетка, собрать и склеить

закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество,

самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук.

С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 18

4.Самолётик

Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в

треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать

углы в противоположные стороны

5. Воздушный змей

Закрепить знания детей о базовой форме воздушный змей, загибать

углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить

поделку аппликацией

6. Щенок

Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, хорошо

проглаживать сгиб. Отгибать один острый угол. Используя

аппликацию, оформить мордочку щенка. Развивать у детей

художественный вкус. Помочь изготовить маску для игр

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих», стр. 40

7.Снегирь

Закреплять умения складывать базовую форму «треугольник»,.

Развивать внимание, усидчивость.

С. Соколова" Оригами. Большая настольная книга для всей семьи".

8.Елочка в снегу

Продолжать закреплять умения складывать базовую форму

«треугольник», готовить заготовки на определённую тему,

соединять детали в единое целое

февраль

1 Кораблик

Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей

отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба,

выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание,

художественный вкус при оформлении поделки.

2. Зайчик

Научить детей складывать зайчика, используя форму треугольник,

аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать

объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать

мелкую моторику рук

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих», стр. 43

3.Лиса

Используя базовую форму ▲, продолжать развивать умение детей

изготавливать поделки. Формировать умения следовать устным

инструкциям. Способствовать созданию игровых ситуаций,

расширять коммуникативные способности детей.

4.В зимнем лесу

(композиция)

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять

коммуникативные способности детей.

5. Зимние

впечатления

Формировать навыки выполнения поделок из полосок бумаги.

Соединять края белых полосок и преобразовывать из них два шара-

снеговик, из зелёных сделать «капельки» - ветки ёлочки. Развивать

умение находить равные по длине полоски. Воспитывать терпение

и усидчивость

6. Сказочный домик

Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и

крышу. Использовать художественное оформление; из

прямоугольников выполнить окна, дверь и трубу. Воспитывать

аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца.

7. Сказочный

домик(Продолжение

)

8. Парусники в море

Научить детей отрывать длинные полоски и формировать их них

волны, аккуратно пользоваться клеем. Из квадрата мастерить

парусник способом сложения квадрата по диагоналям . с помощью

ножниц разрезать половину диагонали и загнуть получившийся

треугольник

март

1 Цветы из

снежинок в подарок

для мамы

Научить детей составлять композицию из цветов, которые

выполняются из двух снежинок соединённых попарно и листьев -

соединённых в капельки. Развивать художественный вкус, чувство

цвета. Вызвать желание трудиться самостоятельно.

2 Цветы из

«конфеток»

Вспомнить

последовательность

выполнения

формы

конфетка,

стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название

частей

цветущего

растения.

Вызвать

желание

самостоятельно

выполнить

работу.

Развивать

целеустремлённость,

воображение,

художественный вкус.

С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 18

3. Лягушонок

Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата

треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы

концы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные

стороны. Развивать внимание, усидчивость

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих», стр. 37

4.Ежик

Закрепить с детьми основные геометрические понятия (угол,

сторона, квадрат, треугольник).

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным

движениям пальцев.

Помочь овладеть различными приемами и способами действий с

бумагой (сгибание, надрезание, склеивание)

5.Котенок

Продолжать закреплять основные геометрические понятия (угол,

сторона, квадрат, треугольник).

Развивать самостоятельность, умение доводить дело до конца.

6.Лицо девочки

Упражнять детей в складывании бумаги разными способами, из

знакомой базовой формы ▲, «лицо девочки», соединяя детали,

совмещая вершины углов и стороны деталей.

Обогащать словарь детей специальными терминами.

7. Курочка –

пеструшка

Закрепить знания детей о домашних птицах и их детёнышах. С

помощью базовой формы воздушный змей изготовить курочку,

учить выгибать маленькие уголки, украсить аппликацией.

Воспитывать самостоятельность, веру в свои силы, находчивость.

8. Бабочка

Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая

противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба.

Научить отгибать полученные противоположные углы в разные

стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих», стр. 34

апрель

1 .Звездочка

Вспомнить как складывается фигура «конфетка», изготовить 8

деталей из 2-4 цветов

С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 18

2. Звездочка

(продолжение)

Из полученных на предыдущем занятии фигур «конфетки»,

склеиваем фигуру звезды на круглое основание. Учить детей

следовать словесным указаниям, внимательно и аккуратно

соединять части композиции. Воспитывать художественный вкус,

усидчивость

3. Цветик - семи

цветик

Вспомнить последовательность выполнения базовой формы

конфетка, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить

название частей цветущего растения. Вызвать желание

самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость,

воображение, художественный вкус

4.Яхта

Закрепить с детьми основные геометрические понятия (угол,

сторона, квадрат, треугольник). Развивать умения осознанно

применять знакомые приемы, переносить усвоенные навыки по

складыванию на новые поделки.

5. Праздничные

салфетки.

Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по

словесному указанию воспитателя. Плотно защипывать салфетку,

сжимая все слои и расправлять в виде хвоста лебедя

6. Праздничные

салфетки.(продолже

ние)

7. Модели на основе

квадрата.(Из

салфеток)

8. Кузнечик

Упражнять в складывании квадратного листа бумаги по диагонали,

находить острый угол; перегибать треугольник пополам, опускать

острые углы вниз. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

май

1 .Голубь

С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны.

Создать фигуру голубя. Развивать воображение. Учиться узнавать в

сложенной бумаге знакомые фигуры

С. Афонькин «Игры с бумагой для самых маленьких»

2 .Слон

С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны.

Создать фигуру слона. Развивать воображение. Учиться узнавать в

сложенной бумаге знакомые фигуры

С. Афонькин «Игры с бумагой для самых маленьких»

3. Весенние букеты

На основе базовой формы треугольник научить изготавливать

бутоны тюльпанов и ирисов, листья. Учить составлять композиции.

Развивать художественный вкус, воображение, внимание.

4. .Муха.

Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить

острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник

пополам, опускать острые углы вниз.

5.Муха.(продолжени

е)

6. Роза из салфетки.

Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой

базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали,

накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов

и стороны деталей.

Плотно защипывать салфетку, сжимая слои и расправлять в виде

лепестка роз.

7. Стаканчик

Научить детей складывать стаканчик, используя известные приёмы

сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Развивать

внимание, мелкую моторику рук, память.

8.Итоговое

Оформить

коллективную

работу «Весна»

Закреплять ранее изученные приемы складывания бумаги,

развивать творчество, умение работать сообща.