Напоминание

Юные ученые

Автор: Труфен Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №29
Населённый пункт: г. Химки
Наименование материала: Статья
Тема: Юные ученые







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Юные ученые

Многие считают, что для подготовки ребенка к школе достаточно научить его писать,

считать и читать. В итоге в первом классе появляются дети, в которых до школы, успели

«вложить» программу первого года обучения. Однако подготовка ребенка к школе не

сводится к приобретению им тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены,

школьной программой. Намного важнее развить у него интерес к окружающему миру,

внимание, мышление, пробудить делать открытия.

Детям дошкольного возраста свойственно стремление к познанию окружающего мира и

экспериментированию. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир,

дети часто сами проводят эксперименты с различными веществами, стремясь узнать что-

то новое. Они разбирают игрушки, играя с водой, наблюдают за предметами, тонут они

или нет. Дети рассматривают предметы, трогают их руками, языком, нюхают, бросают и

т.п. Став старше многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание

воды, распространение звука в воздухе и в воде и т.п. Мышление детей старшего

дошкольного возраста формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-

образные способы познания.

В эпоху информатики, компьютеризации и роботостроении, в условиях быстро

меняющейся жизни

человеку требуется не только владение знаниями, но и умение

добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески.

Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать

некоторые несложные связи, отношения и закономерности физических явлений.

Соответственно дошкольники способны усваивать определенные элементы теоретических

знаний. Это позволяет ввести в программу воспитания и обучения детей занятий по

ознакомлению с явлениями неживой природы. Явления неживой природы – это

неотъемлемая часть нашей жизни. А изучает и объясняет все явления наука физика . В

основе своей физика является наукой экспериментальной, так как открытые ею законы

основаны на установленных опытным путем данных.

«Физика - наука молодых. И

приобщаться к ней надо рано. "Правила игры" в физике - сложные, и по настоящему

овладевать ими можно только в результате долгого и вдумчивого труда" (А. А.

Абрикосов)

Экспериментальная физика исследует явления природы в заранее подготовленных

условиях. В её задачи входит обнаружение ранее неизвестных явлений, подтверждение

или опровержение физических теорий. Самые интересные эксперименты это реальные

опыты с реальными предметами и их свойствами. Для этого в группе создала уголок

экспериментирования для деятельности

детей:

проведения опытов, экспериментов ,

исследования.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

безопасность для жизни и здоровья детей;

достаточность;

доступность расположения

Цели и задачи экспериментирования:

1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, развивать

внимание, наблюдательность, самостоятельность мышления.

2. Подводить детей к умозаключениям, учить делать выводы.

3. Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит

ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?". В старшем дошкольном возрасте

познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

4. Средства: язык, речь, изыскания.

5.Формы: эксперименты, опыты.

6.Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной

деятельности, использование проблемных ситуаций.

7. Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые

знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Решение

задач осуществляется в двух вариантах:

а) дети проводят эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретают

новые знания;

б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

В заключение проведения опыта или эксперимента я стремилась к тому, чтобы дети сами

делали выводы и подводили итоги собственной деятельности.