Автор: Труфен Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №29
Населённый пункт: г. Химки
Наименование материала: Статья
Тема: Юные ученые
Юные ученые
Многие считают, что для подготовки ребенка к школе достаточно научить его писать,
считать и читать. В итоге в первом классе появляются дети, в которых до школы, успели
«вложить» программу первого года обучения. Однако подготовка ребенка к школе не
сводится к приобретению им тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены,
школьной программой. Намного важнее развить у него интерес к окружающему миру,
внимание, мышление, пробудить делать открытия.
Детям дошкольного возраста свойственно стремление к познанию окружающего мира и
экспериментированию. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир,
дети часто сами проводят эксперименты с различными веществами, стремясь узнать что-
то новое. Они разбирают игрушки, играя с водой, наблюдают за предметами, тонут они
или нет. Дети рассматривают предметы, трогают их руками, языком, нюхают, бросают и
т.п. Став старше многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание
воды, распространение звука в воздухе и в воде и т.п. Мышление детей старшего
дошкольного возраста формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-
образные способы познания.
В эпоху информатики, компьютеризации и роботостроении, в условиях быстро
меняющейся жизни
человеку требуется не только владение знаниями, но и умение
добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески.
Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать
некоторые несложные связи, отношения и закономерности физических явлений.
Соответственно дошкольники способны усваивать определенные элементы теоретических
знаний. Это позволяет ввести в программу воспитания и обучения детей занятий по
ознакомлению с явлениями неживой природы. Явления неживой природы – это
неотъемлемая часть нашей жизни. А изучает и объясняет все явления наука физика . В
основе своей физика является наукой экспериментальной, так как открытые ею законы
основаны на установленных опытным путем данных.
«Физика - наука молодых. И
приобщаться к ней надо рано. "Правила игры" в физике - сложные, и по настоящему
овладевать ими можно только в результате долгого и вдумчивого труда" (А. А.
Абрикосов)
Экспериментальная физика исследует явления природы в заранее подготовленных
условиях. В её задачи входит обнаружение ранее неизвестных явлений, подтверждение
или опровержение физических теорий. Самые интересные эксперименты это реальные
опыты с реальными предметами и их свойствами. Для этого в группе создала уголок
экспериментирования для деятельности
детей:
проведения опытов, экспериментов ,
исследования.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
доступность расположения
Цели и задачи экспериментирования:
1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, развивать
внимание, наблюдательность, самостоятельность мышления.
2. Подводить детей к умозаключениям, учить делать выводы.
3. Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит
ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?". В старшем дошкольном возрасте
познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
4. Средства: язык, речь, изыскания.
5.Формы: эксперименты, опыты.
6.Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной
деятельности, использование проблемных ситуаций.
7. Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые
знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Решение
задач осуществляется в двух вариантах:
а) дети проводят эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретают
новые знания;
б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
В заключение проведения опыта или эксперимента я стремилась к тому, чтобы дети сами
делали выводы и подводили итоги собственной деятельности.