Авторы: Гонтовая Анна Владимировна, Анна Владимировна Гонтовая
Должность: воспитатель компенсирующей группы
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11 комбинированного вида "Катюша"
Населённый пункт: КОМИ РЕСПУБЛИКА, ВОРКУТИНСКИЙ РАЙОН, ВОРКУТА
Наименование материала: статья
Тема: Эффективность использования технологии S-art в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Эффективность использования технологии Sand-art в работе с
детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Гонтовая Анна Владимировна, МБДОУ «Детский сад №11
комбинированного вида «Катюша», воспитатель всшей
квалификационной категории
.
Умейте открывать перед ребенком в
окружающем мире что-то одно, но
открывать так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед ним всеми цветами
В.А. Сухомлинский
В условиях «инклюзивного образования» каждый педагог, а особенно
педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, ищут новые способы эффективного
взаимодействия с ребёнком. Такие дети отличаются повышенной нервной
возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной
стороны
и
пассивностью,
замкнутостью,
закрытостью,
зажатостью,
неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с
другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной
сфере встречаются нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное
развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства
ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т.д. Поэтому
такие
воспитанники
нуждаются
в
особых
методах
коррекции
психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и
действенных методов обучения, развития и организации коррекционной
работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная
игротерапия или Sand-art.
Sand-art —
это
метод
арт-терапии,
при
котором
изобразительным
материалом является песок. Он наносится на специальную поверхность в
виде матового стекла с подсветкой — арт-песочницу.
Использование метода sand-art позволяет решать следующие задачи:
развитие высших психических функций;
раскрытие творческого потенциала;
формирование коммуникативных навыков;
развитие тонкой моторики кистей рук, координации движения,
пластики;
гармонизация эмоционального состояния, расслабление, снятие
эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и
гиперактивных детей;
формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
Игра с песком – это естественная и доступная для ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья форма деятельности. Ребёнок часто словами не
может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят
игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью
создания картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от
напряжения.
А
самое
главное
–
он
приобретает
бесценный
опыт
символического
разрешения
множества
жизненных
ситуаций,
ведь
в
настоящей сказке всё заканчивается хорошо. Рисование песком – это арт –
терапевтическая технология, которая в настоящее время становится всё более
и более популярной. Она включает в себя: рисование песком на световых
столах, рисование цветным песком, работу с живым песком.
Игры с песком:
Развивают тактильную – кинетическую чувствительность и мелкую
моторику рук;
Снимают мышечную напряжённость;
Помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него
среде;
Развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый
педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступной информации);
Стабилизирует эмоциональные состояния, поглащая негативную энергию;
Позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить
происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
Преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные
композиции из песка при помощи готовых фигурок;
Совершенствуют зрительно – пространственную ориентировку, речевые
возможности;
Способствуют расширению словарного запаса;
Позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
Способствуют развитию связной речи, лексико – грамматических
представлений
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные
игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности
поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится
излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может
стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Данная методика очень эффективна для работы с детьми, имеющими
особенности развития. Песок позволяет таким детям почувствовать, что они
в состоянии сотворить много самых разных вещей. Возможно общение даже
без слов, что особенно актуально для «неговорящих» детей с диагнозами
алалия, задержка речевого развития. Для агрессивных детей – это способ
успокоиться, «заземлить» отрицательную энергию. Для детей, страдающих
гиперактивностью, рисование на песке – отличный способ расслабиться и
включить
самоконтроль,
ведь
при
резких
и
хаотичных
движениях
невозможно создать запланированный рисунок. Для детей с аутичным
спектром очень комфортный вариант общения с педагогом, где нет прямого
контакта глаза в глаза, и нет необходимости тактильного контакта, но в то же
время ребёнок и педагог активно взаимодействуют.
Можно выделить следующие, наиболее актуальные проблемы,
решаемые с помощью рисования песком на световом планшете:
способствуют снятию эмоционального напряжения ребёнка,
корректируют поведение ;
развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие личности;
развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления;
развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
развитие речи и подготовка руки к письму;
развитие воображения, творческого мышления, пространственного
мышления.
Дополнительно песочная терапия способствует:
o
обогащению словарного запаса;
o
развитию навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в
процессе игр с песком;
o
совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу,
делиться своими впечатлениями и ощущениями;
o
развитию фантазии и образного мышления;
o
совершенствованию
умений
и
навыков
практического
общения,
используя вербальные и невербальные средства.
Зантия проходят в просторном кабинете, оснащённом световыми столами с
разноцветной подсветкой и специальным песком (всё оборудование имеет
необходимые сертификаты и обрабатывается в соответствии с требованиями
СанПин).
Большинство занятий проходит в сопровождении музыки для релаксации
по различным тематикам (море, лес, птицы и т.д.)
Дополнительно мы используем различные материалы и приспособления
для создания композиций в различных техниках: трафареты, наборы гребней,
кисти, тематические наборы прозрачных кристаллов.