Напоминание

Эффективность использования технологии S-art в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Автор: Гонтовая Анна Владимировна
Должность: воспитатель компенсирующей группы
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11 комбинированного вида "Катюша"
Населённый пункт: г. Воркута
Наименование материала: статья
Тема: Эффективность использования технологии S-art в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Эффективность использования технологии Sand-art в работе с

детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Гонтовая Анна Владимировна, МБДОУ «Детский сад №11

комбинированного вида «Катюша», воспитатель всшей

квалификационной категории

.

Умейте открывать перед ребенком в

окружающем мире что-то одно, но

открывать так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед ним всеми цветами

В.А. Сухомлинский

В условиях «инклюзивного образования» каждый педагог, а особенно

педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, ищут новые способы эффективного

взаимодействия с ребёнком. Такие дети отличаются повышенной нервной

возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной

стороны

и

пассивностью,

замкнутостью,

закрытостью,

зажатостью,

неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с

другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной

сфере встречаются нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное

развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства

ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т.д. Поэтому

такие

воспитанники

нуждаются

в

особых

методах

коррекции

психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и

действенных методов обучения, развития и организации коррекционной

работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная

игротерапия или Sand-art.

Sand-art

это

метод

арт-терапии,

при

котором

изобразительным

материалом является песок. Он наносится на специальную поверхность в

виде матового стекла с подсветкой — арт-песочницу.

Использование метода sand-art позволяет решать следующие задачи:

развитие высших психических функций;

раскрытие творческого потенциала;

формирование коммуникативных навыков;

развитие тонкой моторики кистей рук, координации движения,

пластики;

гармонизация эмоционального состояния, расслабление, снятие

эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и

гиперактивных детей;

формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.

Игра с песком – это естественная и доступная для ребёнка с ограниченными

возможностями здоровья форма деятельности. Ребёнок часто словами не

может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят

игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью

создания картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от

напряжения.

А

самое

главное

он

приобретает

бесценный

опыт

символического

разрешения

множества

жизненных

ситуаций,

ведь

в

настоящей сказке всё заканчивается хорошо. Рисование песком – это арт –

терапевтическая технология, которая в настоящее время становится всё более

и более популярной. Она включает в себя: рисование песком на световых

столах, рисование цветным песком, работу с живым песком.

Игры с песком:

Развивают тактильную – кинетическую чувствительность и мелкую

моторику рук;

Снимают мышечную напряжённость;

Помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него

среде;

Развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый

педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступной информации);

Стабилизирует эмоциональные состояния, поглащая негативную энергию;

Позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить

происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

Преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные

композиции из песка при помощи готовых фигурок;

Совершенствуют зрительно – пространственную ориентировку, речевые

возможности;

Способствуют расширению словарного запаса;

Позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

Способствуют развитию связной речи, лексико – грамматических

представлений

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные

игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности

поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится

излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может

стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Данная методика очень эффективна для работы с детьми, имеющими

особенности развития. Песок позволяет таким детям почувствовать, что они

в состоянии сотворить много самых разных вещей. Возможно общение даже

без слов, что особенно актуально для «неговорящих» детей с диагнозами

алалия, задержка речевого развития. Для агрессивных детей – это способ

успокоиться, «заземлить» отрицательную энергию. Для детей, страдающих

гиперактивностью, рисование на песке – отличный способ расслабиться и

включить

самоконтроль,

ведь

при

резких

и

хаотичных

движениях

невозможно создать запланированный рисунок. Для детей с аутичным

спектром очень комфортный вариант общения с педагогом, где нет прямого

контакта глаза в глаза, и нет необходимости тактильного контакта, но в то же

время ребёнок и педагог активно взаимодействуют.

Можно выделить следующие, наиболее актуальные проблемы,

решаемые с помощью рисования песком на световом планшете:

способствуют снятию эмоционального напряжения ребёнка,

корректируют поведение ;

развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие личности;

развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления;

развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

развитие речи и подготовка руки к письму;

развитие воображения, творческого мышления, пространственного

мышления.

Дополнительно песочная терапия способствует:

o

обогащению словарного запаса;

o

развитию навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в

процессе игр с песком;

o

совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу,

делиться своими впечатлениями и ощущениями;

o

развитию фантазии и образного мышления;

o

совершенствованию

умений

и

навыков

практического

общения,

используя вербальные и невербальные средства.

Зантия проходят в просторном кабинете, оснащённом световыми столами с

разноцветной подсветкой и специальным песком (всё оборудование имеет

необходимые сертификаты и обрабатывается в соответствии с требованиями

СанПин).

Большинство занятий проходит в сопровождении музыки для релаксации

по различным тематикам (море, лес, птицы и т.д.)

Дополнительно мы используем различные материалы и приспособления

для создания композиций в различных техниках: трафареты, наборы гребней,

кисти, тематические наборы прозрачных кристаллов.