Напоминание

Обобщенный опыт работы "Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации"

Автор: Чайковская Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №98 компенсирующего вида"
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обобщенный опыт работы "Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №98 компенсирующего вида.

Обобщенный опыт работы

«Развитие навыков общения у детей с расстройствами

аутистического спектра средствами альтернативной

коммуникации»

Составитель:

Воспитатель :Чайковская Н.М

Сыктывкар,2024

Содержание :

1.Пояснительная записка, объясняющая актуальность проблемы……. 3

2.Цель опыта работы……………………………………………………… 4

3.Задачи опыта работы…………………………………………………… .4

4. Этапы реализации опыта ……………………………………………… 5

5.Работа с воспитанниками………………………………………………. 6

6.Работа с родителями…………………………………………………….. 7

7.Работа с педагогами……………………………………………………... 9

8.Результаты опыта работы………………………………………………. 9

9 Перспективы использования педагогического опыта……………….. 10

10.Учебно-методическое сопровождение ………………………………11

11.Приложения……………………………………………………………. 13

2

1.Пояснительная записка, объясняющая актуальность проблемы.

Я работаю в МБДОУ д/с № 98 компенсирующего вида, в группе для детей с

РАС(с 2021года) В группе есть воспитанники, которые совсем не пользуются

речью, другие пользуются простыми речевыми штампами, а ,как известно,

речь, играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии

ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия,

регулятором поведения.

Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с

детьми, которые не способны овладеть устной речью,

обусловлена в

первую очередь важным социальным фактором: ребенок социализируется

доступными для него средствами.

Так как дети с РАС не могут в полной мере использовать речь, то следует

предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных

средств

общения,

способствующих

развитию

языковой

компетенции,

расширяющих возможности общения и образования. Поэтому в своей работе

с детьми с РАС я применяю средства альтернативной коммуникации,

которые как и другие формы языка, должны быть орудием, используемым во

всех жизненных ситуациях.

2.Цель опыта работы:

Построение функционирующей системы коммуникации и развитие навыков

общения у детей с расстройствами аутистического спектра .

3.З

адачи опыта работы

Обучающие задачи:

учить ребенка узнавать себя и близких взрослых на фотографиях.

учить

воспитанников

с

расстройствами

аутистического

спектра

выражать свои просьбы и требования в совместной с другими людьми

деятельности;

учить владеть альтернативными способами коммуникации.

Развивающие задачи:

развивать умение здороваться и прощаться, называть собственное имя,

говорить о себе «я», знать и называть имена/показывать членов семьи,

использует коммуникативный альбом, индивидуальное визуальное

расписание;

развивать умение использовать доступные для него способы общения

(в том числе – жесты, знаки или другие средства альтернативной

коммуникации), сообщать о своем желании (доступным способом);

развивать умение выполнять элементарные поручения взрослого (при

необходимости – с визуальной опорой на последовательность карточек

с изображением действий).

3

-развивать социальное поведения у детей с РАС.

Воспитательные задачи:

воспитывать положительные морально – волевые качества.

воспитывать чувство взаимности в группе.

воспитывать уверенность в себе.

Успешное решение поставленных задач стало возможным при условии

комплексного использования форм организации детской деятельности и

оздоровительной работы всего педагогического коллектива дошкольного

учреждения.

4.Этапы реализации опыта :

1.Подготовительный этап.

2.Основной этап.

Работа с воспитанниками.

Работа с родителями.

Работа с педагогами.

3.Заключительный.

I

.Подготовительный этап:

-определение проблемы, цели и задач работы .

-изучение специальной литературы.

-оценить уровень коммуникации детей.

-выбрать формы и виды коммуникации для каждого ребенка с учетом его

индивидуальных особенностей.

-создание предметно-развивающей среды, в том числе распечатка картинок,

их ламинирование.

а )организация пространства : (см. Приложение №1)

При

организации

пространства

в

группе

использую

дополнительные

визуальные средства, в т. ч. фотографии, информационные таблички,

пиктограммы, иллюстрации правил поведения, визуальные сценарии.

Визуальные средства, подсказки условно подразделяются на три вида:

-ориентировочные;

-коммуникативные;

- социально – поведенческие

Примеры

ориентировочных

подсказок:

использование

маленьких

фотографий ребенка или привлекательного цвета меток для обозначения

вещей, которыми он пользуется в группе (стула, стола, шкафчика, крючка

для полотенца и т. д.)

В качестве коммуникативных подсказок использую таблички с печатным

текстом, которые размещаются в соответствующих местах :

«Давай играть», «Давай лепить» и т.д

В качестве социально - поведенческих подсказок используем :

4

-иллюстрированные

списки

правил

поведения.

Правила

поведения

иллюстрируются при помощи наглядных изображений тех действий, которые

можно и нельзя делать в детском саду.

-серии

картинок,

иллюстрирующие

алгоритм

действий.

Наличие

в

организованном пространстве для ребёнка с РАС средств коммуникации

(коммуникативной доски, коммуникативного альбома).

Коммуникативная доска и коммуникативный альбом включают:

фотографии близких людей; фотографии и пиктограммы с изображением

любимых видов деятельности ребенка; фотографии, пиктограммы, связанные

с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда,

туалет);

фотографии,

пиктограммы

с

изображением

эмоций

ребенка;

пиктограммы, иллюстрирующие базовые коммуникативные функции (в т. ч.

просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т. д.

б)организация времени (см.Приложение №2)

-упорядочивание режима дня (осуществляется путем его визуализации при

помощи фотографий или карточек, иллюстрирующих последовательность

событий).

-составление расписаний занятий при помощи:

различных предметов, символизирующих определенное задание. Например,

план занятия включает игру в кубики, работу с картинками, рисование и игру

с игрушками. В этом случае, составляя расписание, можно использовать

следующие предметы: кубик, карточку, фломастер и мягкую игрушку;

пиктограмм, рисунков, символизирующих определенные задания.

-изготовление пособий по глобальному чтению

(см. Приложение №3)

Глобальное чтение- это один из способов альтернативной коммуникации,

дополняющий или заменяющий обычную речь детям с РАС. Это так же

составная часть работы по обучению детей с РАС навыкам чтения и письма

.

Сильной стороной таких детей является зрительная и слуховая память. У них

есть

потрясающая

способность

воспринимать

информацию

целиком

(глобально), как на фотоснимке. Это особенность лежит в основе метода

глобального чтения.

Принципы обучения Глобальному чтению

принципы постепенность и последовательность

Слова, которым мы хотим обучить ребенка, должны обозначать известные

ему предметы, действия и явления. Первые слова, которые учится читать

аутичный ребенок, относятся лично к нему, к его семье, предметам их

любимой еды, одежды, знакомым животным, к тому, что повседневно

происходит в жизни ребенка и его семьи.

принцип от простого к сложному

Постепенно увеличиваем количество слогов в словах и количество картинок,

используемых на занятии

5

II.Основной этап:

5.Работа с воспитанниками.

Методы альтернативной коммуникации:

1.

Система жестов.

2.

Система символов.

3.

Обучение глобальному чтению.

4.

Игры и занятия, способствующие развитию навыков, необходимых для

освоения системы альтернативной (дополнительной) коммуникации.

(см.Приложение №4)

Виды деятельности, где используется альтернативная коммуникация:

Утренняя гимнастика.

Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).

Свободная двигательная деятельность.

Физкультурные мероприятия.

6.Работа с родителями:

I.Совместная деятельность педагогов и родителей:

Проведение родительских собраний по теме «» (см.Приложение№5)

II.Информация для родителей:

Консультация для родителей «Способы альтернативной коммуникации и

методы ее формирования у детей с ОВЗ» (см.Приложение№6)

Рекомендации родителям по формированию коммуникативных навыков у

детей с РАС» (см.Приложение№7)

-Памятка для родителей «Средства альтернативной коммуникации для

успешного развития ребенка» (см.Приложение№8)

7.Работа с педагогами:

-Консультация для педагогов ДОО

«

Методы альтернативной коммуникации

для развития навыков общения детей с расстройствами аутистического

спектра»

(см.Приложение№9)

-выступление на педсовете .Показ презентации «Применение

альтернативных методов коммуникации в работе с детьми с РАС в

воспитательно-образовательном процессе в условиях ДОО» (см.

Приложение №10)

6

III.Заключительный этап

8.Результаты опыта работы

Использование альтернативной коммуникации:

повышает активность, самостоятельность и социальную мобильность

детей с РАС.

повышает уровень социализации и адаптации детей и улучшает

качество их жизни.

позволяет достичь более высокого уровня развития навыков общения

у детей с РАС.

способствует переходу от невербальных к вербальным способам

общения.

Воспитанник

следует распорядку дня, знает, что должен сделать

сегодня. Воспитанник может объяснить свои желания, потребности,

чувства, что позволяет избежать конфронтацией со взрослыми.

Снижается беспокойство детей с РАС и вероятность возникновения

нежелательного поведения.

Эта система придает чувство уверенности и безопасности, позволяет

детям с РАС быть готовыми к переменам, дает возможность получить

ощущение того, что что-то достигнуто.

9. Перспективы использования педагогического опыта

Предложенная система работы может быть применена, воспроизведена и

творчески дополнена любым педагогам в его практической деятельности в

том случае, если этот опыт представляет для него профессиональный

интерес.

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и

при желании включиться в работу по их переносу в условия своего

коллектива, обновляя образовательную практику.

Планирую полученный в ходе реализации системы работы теоретический и

практический

материал

опубликовать

и

распространять

среди

педагогической общественности города.

10.Учебно-методическое сопровождение

1.Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития,

реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. Сборник статей

7

международной научно-практической конференции 18-20 сентября 2017 г. —

СПб, 2017 — 240 с.

2.Течнер

Стивен

фон,

Мартинсен

Харальд

Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и

графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными

нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. — М. :

Теревинф, 2016 — 432 с.

4.Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом. С.Дж.

Роджерс, Дж Доусон,Л.А.Висмара. Издательство Рама Паблишинг, 2016г.

5. Обучение и сопровождение людей с аутизмом по программе TEACCH.

Р.Зюмалла. Издательство ОО «БелАДПИиМИ», 2005г.

6.

С.С.

Морозова

«Аутизм:

коррекционная

работа

при

тяжелых

и

осложненных формах» - М.: «Владос», 2017

7. Л.Г. Нуриева «Развитие речи у аутичных детей» - М.: «Теревинд», 2019

8

11.Приложения:

9

Приложение № 1

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Приложение № 2

19

20

21

22

23

24

25

Приложение № 3

26

Картотека игровых упражнений,

направленных на развитие коммуникативных способностей воспитанников с

расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной и

дополнительной коммуникации

Игровое упражнение

«Поможем медвежонку навести порядок»

Оборудование: предметы и соответствующие им карточки с изображениями

предметов (игрушек, посуды, школьных принадлежностей и др.), маленькая и

большая коробки, медвежонок.

Ход игры.

Вместе с ребенком помогите медвежонку навести порядок:

необходимо сложить карточки в маленькую коробку, а предмет, изображенный на

карточке, в большую.

Предварительно рассмотрите предметы и соответствующие им карточки. Ваша

задача поочередно называть предметы, задача ребенка – выбрать нужную карточку и

положить в маленькую коробку, а соответствующий предмет – в большую коробку.

Обыгрывайте, например, следующим образом: «Молодец! Картинку с ложкой убрал

в маленькую коробку! Давай настоящую ложку уберем в большую коробку! Помог

медвежонку!».

Эту игру можно сделать активной. Необходимо разложить карточки возле

предметов по всему помещению. При этом можно «убирать» только карточки.

Игровое упражнение

«Поможем кукле Маше найти потерянные вещи»

Оборудование:

карточки,

предметы,

соответствующие

изображениям

на

карточках.

Ход игры. Дайте ребенку карточку, на которой нарисован предмет, имеющийся

в помещении. Задача ребенка принести этот предмет или указать на него.

Второй вариант игры: разложите в ряд карточки с изображением, например,

фруктов (посуды, одежды, обуви, игрушек, школьных принадлежностей и др.). А по

всей комнате – игрушечные или реальные фрукты. Задача ребенка – найти все

фрукты и положить их на нужные карточки.

Игровое упражнение

«Подарок для куклы»

27

Приложение № 4

Оборудование:

яркий

мешочек,

карточки,

предметы,

соответствующие

изображениям на карточках.

Ход игры. Сложите в «волшебный мешочек» карточки и подготовьте предметы,

соответствующие изображениям на карточках. Задача ребенка – достать 1 карточку,

выбрать предмет, соответствующий изображению на карточке и подарить кукле.

«Игровое упражнение

Найди пару»

Оборудование:

парные карточки с изображениями, соответствующие им

предметы.

Ход игры. Предварительно рассмотрите предметы и соответствующие им карточки.

Затем перемешайте карточки и предложите ребенку подобрать пару к каждой

карточке. Карточки можно накладывать друг на друга, класть рядом друг

«Игровое упражнение

Такие разные предметы»

Эта

игра

наглядно

показывает,

что

карточка

одна,

а

предметов,

соответствующих данной карточке может быть много. Например, на карточке

изображена

красная

машинка.

Ее

изображению

будут

соответствовать

все

игрушечные машинки в группе: большие и маленькие, грузовые и легковые, разных

цветов и т.д.

Оборудование:

карточки,

предметы,

соответствующие

изображениям

на

карточках, коробки.

Ход игры.

Прикрепите на коробки или положите рядом с ними карточки,

например,

с

изображениями

кисточки

для

рисования,

альбома,

пирамидки.

Разложите

на

столе

предметы,

соответствующие

данным

карточкам,

но

отличающиеся внешне друг от друга. Задача ребенка – подобрать соответствующие

карточкам предметы и сложить их в коробки.

«Игровое упражнение

Угадай на ощупь»

Оборудование:

непрозрачная ткань, карточки, предметы, соответствующие

изображениям на карточках.

Ход игры.

Положите под ткань хорошо знакомый ребенку предмет (мяч,

тарелку, пирамидку и др.). Задача ребенка – на ощупь догадаться, что спрятано под

тканью, и выбрать соответствующую карточку.

28

Игровое упражнение

«Четвёртый лишний»

Оборудование:

карточки,

предметы,

соответствующие

изображениям

на

карточках.

Ход игры. Разложите перед ребенком 4 карточки, три из которых будут объединены

каким-то общим признаком, а четвертая будет существенно отличаться от

остальных. Задача ребенка – определить, какая карточка лишняя и почему.

Например, «книга, кукла, стул, конфета». В цепочке лишней будет конфета, потому

что она съедобная, а остальные предметы несъедобные. Для

Игровое упражнение

«Что бывает круглым (квадратным, мягким и т.д.)?»

Оборудование: карточки, предметы, соответствующие изображениям на

карточках, рисунок круга.

Ход игры. Подберите карточки с изображениями предметов разных форм

(например, тарелку, обруч, книгу) и предметы, соответствующие данным карточкам.

Покажите ребенку рисунок круга и попросить найти соответствующие карточки и

предметы.

Игровое упражнение

«Угадай, что делаю»

Оборудование: карточки с изображениями действий.

Ход игры. Сначала вместе с воспитанником обозначьте каждое действие,

изображенное на карточке, жестом. Затем разложите карточки на столе, покажите

жестом какое-то действие и попросите отгадать, что вы делаете. Задача ребенка –

угадать действие и подобрать нужную карточку.

Игровое упражнение

«Угадай по части»

Оборудование:

карточки, предметы, соответствующие изображениям на

карточках.

Ход игры. Разложите на столе несколько карточек, желательно объединенных

одной тематикой (например, одежда). Обсудите с ребенком, что изображено на

карточках. Соотнесите карточки с реальными предметами. Попросите ребенка

отвернуться и оставьте одну карточку, остальные уберите. Оставшуюся карточку

прикройте рукой или листом бумаги наполовину или две трети. Предложите

ребенку угадать, что же там прячется.

29

«Игровое упражнение

Съедобное – несъедобное»

Оборудование:

карточки, предметы, соответствующие изображениям на

карточках.

Ход игры. Сначала рассмотрите с ребенком карточки и предметы,

соответствующие изображениям на карточках. Затем предложите ребенку

сложить в корзинку карточки, обозначающие продукты, а остальные карточки

(несъедобные предметы) - в шкаф.

Аналогичными данной игре будут: «Фрукты – овощи», «Одежда для девочек

и мальчиков», «Зимняя и летняя одежда» и др.

Игровое упражнение

«Запомни карточку»

Оборудование:

карточки, предметы, соответствующие изображениям на

карточках.

Ход игры. Рассмотрите с ребенком предмет и карточку с соответствующим

изображением. Затем накройте карточку листом бумаги и предложите ребенку из

нескольких карточек выбрать пару для спрятанной карточки.

Игру можно усложнить, играя с 2-3 карточками.

Игровое упражнение

«Чего не стало?»

Оборудование:

карточки, предметы, соответствующие изображениям на

карточках.

Ход игры. Разложите предметы и перед ними соответствующие карточки (2-3

предмета для начала). Вместе с ребенком рассмотрите предметы и карточки.

Затем попросите ребенка отвернуться и спрячьте один предмет вместе с

соответствующей ему карточкой. Задача ребенка – отгадать, чего не стало.

Если ребенок хорошо понимает значение карточек, то играть можно без

предметов.

Аналогичная игра: «Что изменилось?» (нужно поменять карточки местами

или добавить/убрать карточки).

Игровое упражнение

«Восстанови порядок»

Оборудование:

карточки, предметы, соответствующие изображениям на

карточках.

30

Ход игры. Пусть ребенок постарается запомнить, в каком порядке лежат

несколько карточек. Для этого подробно обсудите с ним все карточки, соотнесите

их с реальными предметами. Перемешайте карточки и предложите разложить их в

том же порядке. Реальные предметы в игре выполняют роль визуальных

подсказок.

Игровое упражнение

«Мемори»

Оборудование: карточки.

Ход игры. Все карточки смешиваются и раскладываются на столе картинками

вниз. Игроки по очереди открывают сразу по две карточки. Если изображения

оказались одинаковыми, игрок забирает их себе и делает еще один ход. Если нет,

больше собранных пар карточек.

«Игровое упражнение

Покажи у куклы...»

Оборудование:

кукла или сюжетная

картинка с

изображением умывающегося

ребенка, карточки с изображениями частей лица и тела.

Ход игры.

Рассмотрите картинку (куклу), назовите части лица и тела.

Попросите ребенка показать на картинке (кукле) ту часть лица (тела), которую вы

называете и показываете: на его лице, на своем лице, на лице куклы, на карточке.

Если ребенок уже хорошо ориентируется в схеме лица и тела, то показывайте

на какую-то часть лица (тела) и спрашивайте «Что это?», а ребенок пусть отвечает

карточкой.

Разнообразить игру помогут воображаемые действия ребенка и чтение

потешек. Например, умывание куклы может сопровождаться следующими

потешками:

Водичка, водичка, умой кукле личико!

Умой кукле глазки, умой кукле носик!

И ушки и щечки помыть не забудь!

(ножки, ручки, животик, спинку и др.)

или

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

31

Игры

с

включением

дополнительных

дидактических

пособий

«Игровое упражнение

Предметное лото»

Оборудование:

пособие

«Предметное

лото»,

карточки,

предметы,

соответствующие изображению карточек.

Ход игры. Предложите ребенку из нескольких предметов выбрать тот, который

соответствует изображению на карточке. Изначально необходимо

подбирать предметы, максимально схожие с изображением карточки (в том числе

фотографии). Постепенно вводите в игру предметы, отличные от изображения.

Например, на карточке изображен синий мяч, и ребенку необходимо выбрать из

предметов все мячи, но уже других цветов.

Таким образом, ребенок постепенно поймет, что одному и тому же

изображению могут соответствовать разные по своим характеристикам, но

одинаковые по назначению предметы.

Лото «Игрушки»

Оборудование: 3 игровых поля по теме «Игрушки», мешочек с карточками,

игрушки, соответствующие изображениями карточек.

Ход игры.

Предложите детям доставать по очереди карточки из мешочка.

Затем игрок должен накрыть парное изображение на своем поле попавшейся

карточкой. Если карточка не совпадает, он убирает ее обратно в мешочек.

Побеждает игрок, у которого раньше других закроются все поля. Если дети плохо

понимают изображения карточек, то в процессе игры необходимо соотносить

изображение карточки с соответствующим предметом.

32

Игровое упражнение

«Что оденем на прогулку?»

Оборудование:

игровые

поля

«Мальчик»

(«Девочка»),

карточки

с

изображениями одежды для девочки (мальчика), времен года, погоды.

Ход игры. Последовательно подбирайте карточки с одеждой для девочки

(мальчика) в соответствии с временем года и погодой. Если ребенок плохо

понимает изображения карточек, то в процессе игры необходимо соотносить

карточки с предметами одежды.

Игровое упражнение

«Собери рюкзак»

Оборудование:

игровое

поле

с

изображением

рюкзака,

карточки

с

изображениями

школьных

принадлежностей

и

игрушек,

соответствующие

карточкам предметы.

Ход игры. Разложите перед ребенком карточки с изображениями школьных

принадлежностей и игрушек. Задача ребенка положить в рюкзак только «нужные»

33

1

Игровое упражнение

«Части тела»

Оборудование: игровое поле «Части тела», карточки с изображениями

частей тела (лица), большая кукла.

Ход игры.

Подобрать соответствующую стрелке карточку. Если

ребенку сложно играть с данным пособием, то рекомендуем начать

изучение частей тела (лица) с игры «Покажи у куклы…» на стр. 11 данных

практических рекомендаций.

Игровое упражнение

«Что болит?»

Оборудование: игровое поле «У меня болит», кружок-липучка красного

цвета, карточки с изображениями частей тела, набор доктора.

Ход игры. Предложите ребенку поиграть в доктора. Лечите ту часть

тела мальчика, которая указана в поле «У меня болит».

Обыгрывать также можно следующим образом: распределите с

ребенком роли доктора и пациента (обязательно в процессе игры

поменяйтесь). Задача пациента сначала показать на пособии, что у него

болит – отметить красным кружком, а потом подобрать соответствующую

карточку. Доктор не начинает лечение, пока пациент не сообщит, что у него

болит.

Игровое упражнение

«Меню»

Оборудование: игровое поле «Меню», карточки с изображениями еды и

напитков.

Ход игры: составьте меню на день из предложенных карточек. Или

предложите ребенку вспомнить, что он ел на завтрак (обед) и расскажите с

помощью карточек, что будет на ужин и т.д.

2

Приложение № 5

Круглый стол с родителями на тему

«Альтернативная коммуникация и визуальная поддержка детей с РАС»

Цель: Познакомить родителей с видами альтернативной коммуникации и

визуальной поддержки.

Задачи:

— Ознакомить родителей с теоретическими вопросами визуальной поддержки

детей с рас.

— Рассмотреть введение визуальной поддержки в группе и дома.

— Решить текущие вопросы организации образовательного процесса.

Темой круглого стола была «Альтернативная коммуникация и визуальная

поддержка детей с РАС». Были озвучены теоретические вопросы видов

альтернативной коммуникации и визуальной поддержки ребят с РАС.

Родители могли попробовать использовать карточки и визуальные планшеты.

Было принято решение, о введении визуальной поддержки не только в рамках

непосредственной образовательной деятельности, но и дома.

Очень важно, чтобы педагоги и родители смотрели в одном направлении,

только тогда будет достигнут максимальный результат.

Приложение № 6

Консультация для родителей

«Способы альтернативной коммуникации и методы ее

формирования у детей с ОВЗ»

Уважаемые родители !

Многих из нас очень волнуют вопросы:

Почему ребенок не хочет общаться?

Как общаться с ребенком, если он не говорит или говорит не достаточно

хорошо?

Давайте вместе разберемся.

Коммуникация – техническая сторона общения.

Отсутствие

навыков

коммуникации

влияет

на

социальное

и

эмоциональное развитие ребенка.

Ребенок,

не

владеющий

вербальной

помощью

голоса)

речью

или

владеющий

ею

плохо,

не

понятен

для

окружающих.

Он

редко

выступает

инициатором

общения,

так

как

в

основе

взаимодействия

лежит

язык

и

коммуникация.

Все неголосовые системы коммуникации называются

альтернативными.

3

Альтернативная

коммуникация

это

способы

коммуникации,

дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её

помощью удовлетворительно общаться. (С. фон Течнер, 2014).

Существует несколько форм деления альтернативной коммуникации.

Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает все

формы общения с использованием различных приспособлений, например, это

коммуникативные доски и альбомы, электронные устройства,

предметы и

игрушки, символы или картинки, карточки, пиктограммы.

Коммуникация

без

помощи

вспомогательных

устройств

это

использование

жестов,

дактилирования

(речь

при

помощи

пальцев

рук),

мимики, позы, интонации.

Какие

же

формы

альтернативной

коммуникации

подойдут

именно

вашему ребенку?

Выбор подходящих средств дополнительной коммуникации

При

подборе

средств

дополнительной

коммуникации

необходимо

учитывать сильные стороны ребёнка и особенности его развития.

Для выбора подходящей системы дополнительной коммуникации

необходимо оценить уровень коммуникативного развития, коммуникативные

возможности ребёнка.

Понаблюдайте

за

ребёнком

в

различных

ситуациях

и

проанализируйте:

-

какие

коммуникативные

действия

ребёнок

совершает

(возможно,

неосознанно) в повседневной жизни, во время игр, общения с ним;

-

4

-

какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно трактовать как

сигналы, соответствующие какому-либо желанию или потребностям ребёнка;

Рассмотрите

варианты

использования

средств

альтернативной

коммуникации в помощь ребёнку, необходимость использования различных

приспособлений

(альбомы,

записывающие

устройства,

компьютерные

программы).

Например, у детей с синдромом Дауна трудности в коммуникации могут

быть связаны с замедленной обработкой информации и нарушениями речевого

развития. Такому ребёнку нужно гораздо больше времени, чтобы отозваться на

предложенное общение. Но при этом у детей с синдромом Дауна очень высока

способность к восприятию зрительной (визуальной) информации и к имитации

действий.

Поэтому оптимальными системами дополнительной коммуникации для

таких детей могут стать жестовая система, система обучения глобальному

чтению, использование системы карточек (пиктограмм), как дополнительная

поддержка на этапе формирования активной речи.

Требования к символам системы дополнительной коммуникации:

-

жесты

должны

быть

легко

выполняемыми,

простыми,

чтобы

по

возможности

можно

было

догадаться

об

их

значении;

поза

для

жестов:

напротив,

на

уровне

глаз,

дающая

возможность

ассистенту

помочь

сзади

руками ребенка сделать жест;

-

картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными

для

манипуляций

с

ними

(приклеивать-отклеивать,

опускать

в

ящик

доставать из ящика);

-

лица

и

предметы,

изображённые

на

фотографиях,

должны

быть

знакомы ребёнку;

- слово должно быть написано специальным простым шрифтом.

В

качестве

средства

альтернативной

коммуникации

может

быть

использована система пиктограмм.

Пиктограмма

знак, отображающий важнейшие

узнаваемые черты

объекта,

предметов,

явлений

на

которые

он

указывает,

чаще

всего

в

схематическом виде.

Пиктографическое письмо (рисуночное письмо) – отображение общего

содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков,

обычно в целях запоминания, известно со времен неолита (2 тыс. лет до н. э.)

– наскальная живопись

Специалистами

была

разработана

система

пиктограмм

для

детей

с

речевыми проблемами по разным разделам (например: «Ребенок и его дом»).С

ней можно познакомиться в книге Баряевой Л. Б., Логиновой Е. Т., Лопатиной

Л.В. «Я - говорю! Я - ребенок! Упражнения с пиктограммами. Рабочая тетрадь

для занятий с детьми».

5

Каждая

серия

состоит

из

системы

пиктограмм,

изображающими

предметы

(на

голубом

фоне),

действия

с

предметами

(на

красном

фоне),

признаками предметов (на зеленом фоне).

На начальных этапах освоения системы графических символов ребенку

необходим

помощник.

Он

должен

помогать

ребёнку,

указывать,

брать

карточку его рукой.

Важно,

чтобы

ребёнок

понял,

что

картинка

может

изображать

находящийся на расстоянии предмет или планирующуюся деятельность, что с

помощью картинки можно потребовать, ответить на вопрос, рассказать о себе

и своих желаниях, а также выразить эмоции.

Количество

используемых

символов

может

увеличиваться

по

мере

усвоения

их

значений,

причем

этот

круг

расширяется

в

направлении

от

символов,

обозначающих

жизненно

необходимые

понятия

(туалет,

пить,

больно, плохо, холодно), к символам самых разнообразных вещей, входящих в

круг интересов ребенка.

Коммуникации при помощи карточек PECS

PECS

система,

которая

позволяет

ребёнку

с

нарушениями

речи

общаться при помощи карточек.

Система

и

этапы

обучения

использования

системы

карточек

РЕСS

описаны

в

книге

Лори

Фрост

и

Энди

Бонди

«Система

альтернативной

коммуникации с помощью карточек (PECS)».

Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является

наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать.

После

того

как

мотивационные

стимулы

определены,

следует

подготовить материалы:

карточки

всех

любимых

мотивационных

стимулов

и

занятий

(предпочтительный размер 5х5 см);

липучки;

папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить

фотокарточки на липучках. Эти разделители будут располагаться в папке, как

листы в книге;

для будущего использования: картонную полоску с липучкой, на

которую можно прикреплять несколько карточек в определённом порядке –

для построения предложений.

Конечная

цель

занятий

ребёнок

научается

сообщать

о

желании

получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с

изображениями.

Интерактивные коммуникационные доски

Интерактивные коммуникационные доски – это визуальные символы,

которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и

формата в зависимости от ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть

как портативными, так и стационарными.

6

Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом,

чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию.

Игры и занятия, способствующие развитию навыков, необходимых

для освоения системы альтернативной (дополнительной) коммуникации

Начиная

работу

по

обучению

ребёнка

использованию

систем

альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить, что

это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения.

Для

того

чтобы

освоение

систем

альтернативной

(дополнительной)

коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребёнка

советую включать самые разнообразные упражнения и игры:

совместное составление визуального расписания с использованием

символов. Например: отбираются, прикрепляются карточки с изображением

запланированной

деятельности,

последовательности

действий.

По

мере

выполнения заданий карточки снимаются или откладываются в сторону.

одновременное

рисование

(говоря

об

объекте,

взрослый

сразу

символически изображает его);

прикрепление

картинок,

графических

изображений

в

самых

распространённых местах.

Современные

данные

специальных

педагогических

дисциплин

позволяют говорить о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные

возможности для обучения.

Очень

важно

помнить,

что

когда

мы

имеем

дело

с

человеком

с

функциональными проблемами или ограничениями, мы рискуем поддаться

ложному

впечатлению,

что

он

не

хочет

и

не

способен

вступать

в

коммуникацию.

Важно не терять надежду на успех, ведь человек может начать понимать

смысл коммуникации, только вступив в процесс коммуникации. Используйте

все доступные способы, средства коммуникации, ищите любые возможности

общения с малышом!

Желаю, Вам, успехов!

7

Приложение № 7

Рекомендации родителям по формированию коммуникативных навыков у

детей с РАС

Известно, что у ребенка с РАС наблюдаются трудности с началом и

поддержанием коммуникации, а также с пониманием смысла сообщений.

Поэтому для взрослых так важно адаптировать свою речь к уровню развития

ребенка. Развернутая, сложноорганизованная речь может восприниматься

некоторыми детьми как шум, сбивать их с толку. Таким детям нужно больше

времени, чтобы понять смысл сказанного и ответить.

Вот несколько простых рекомендаций для родителей детей с РАС:

Адаптируйте свою речь. Говорите меньше – это позволит ребенку лучше

понять сообщение. Контролируйте длину фразы. Если ребенок невербален,

используйте отдельные слова. Например, вместо фразы: «Пойдем играть» -

только «Играть».

Специально организованное взаимодействие с ребенком в естественных

условиях – лучший способ обучения его коммуникации. Поэтому

используйте любые моменты, которые вы проводите со своими детьми в

течение дня (прогулки, прием пищи, чтение книг, гигиенические процедуры,

игры) и моделируйте ситуации для вовлечения их в общение.

Изучите своего ребенка, понаблюдайте за ним. Выстраивайте свои занятия с

ребенком, учитывая то, что он любит делать, с какими игрушками играть.

Старайтесь находиться лицом к лицу с ребенком во время коммуникации,

чтобы у вас всегда была возможность оценить его уровень

заинтересованности. Также в этом случае ребенок всегда сможет заметить

выражения лица, которые сопровождают вашу речь. Однако помните, что

некоторым детям сложно воспринимать зрительную информацию и речь

одновременно. Постепенно ребенок привыкнет к играм и взаимодействию с

вами, так что он начнет ожидать вашего присутствия и искать вас, если вы не

находитесь рядом.

Учите ребенка подражать вашим действиям, жестам, мимике, звукам.

Подражание – базовый навык и незаменимый инструмент для обучения. Для

этого начните с подражания действиям самого ребенка с игрушками или

предметами. Взаимодействуйте с ним на основе того, чем он занят в

настоящий момент. Играйте с игрушками по очереди или используйте

8

вторую такую же. Например, ребенок катает по полу мяч. Возьмите другой

мячик и делайте то же самое, добавьте звуки, жесты, выразительную мимику.

Как только ребенок обратит на вас внимание, добавьте

новое действие с мячом (подкиньте его и поймайте или забросьте его в

коробку). Подождите немного. Если ребенок попытается повторить за вами,

аккуратно помогите ему это сделать. Затем поощрите его за успех похвалой,

любимым лакомством или позвольте дальше играть с этим мячом, как ему

хочется. Чередуйте подражание и показы новых действий. Комментируйте

все происходящее.

Пальчиковые игры, ритмичные стишки с движениями, логоритмические

песенки – хорошие помощники в обучении подражанию жестам, движениям

тела и мимике. Используйте простые движения и действия, доступные

ребенку. Так, во время пения начните делать жест, затем помогите ребенку

сделать жест (легко подтолкните, направьте, прикоснитесь к части тела,

которую нужно задействовать) и продолжите пение в качестве поощрения.

Не пытайтесь заучить все жесты сразу, начните с одного. Как только ребенок

его запомнит, добавьте новый. Постепенно уменьшайте помощь, чтобы

ребенок делал попытки подражать самостоятельно.

Предоставляйте ребенку причины для коммуникации. Для обучения ребенка

невербальной жестовой коммуникации (жесты

«дай мне», указательный жест и прочие) моделируйте ситуации, в которых

ребенок будет вынужден обратиться к вам за помощью. Тем самым вы

мотивируете его к общению. Используйте предметы, которыми ребенок

самостоятельно играть не умеет (шагающие пружинки, волчки, заводные

игрушки). Не давайте всю порцию еды целиком, а разделите ее на части,

чтобы ребенок попросил еще. Игру, состоящую из большого количества

деталей, подавайте ребенку по частям. Можно предлагать альтернативу на

выбор из двух: еду, вещь или игру, которую ребенок очень любит, и к

которым он не проявляет интереса. Полезно убирать любимые вещи, игры,

лакомства ребенка в прозрачные пластиковые контейнеры, баночки, пакеты с

клипсами так, чтобы они были ему видны, но недоступны. Дождитесь, пока

ребенок посмотрит на предмет, издаст звук, потянется к нему (тут же

физически помогите ему сложить пальцы в указательный жест), «попросит»

открыть коробку, пакет. Вознаградите его за малейшую реакцию – дайте ему

9

то, что он хочет, чтобы он понял, что эти действия приводят к желаемому.

Это естественным и эффективным образом подкрепит формируемый навык.

Обучайте ребенка альтернативной или дополнительной системе

коммуникации. Альтернативная коммуникация — это любая форма языка

помимо устной речи, которая помогает человеку в

социальных ситуациях. Аутичные дети, не владеющие устной речью, часто

проявляют самый высокий уровень проблемного поведения, потому что у

них нет иного способа выразить свои потребности и чувства. Альтернативная

коммуникация может позволить им сообщать о своих желаниях, также ее

применение повышает вероятность того, что ребенок начнет использовать

устную речь. Есть разные виды альтернативной и вспомогательной

коммуникации, которая применяется при аутизме. При выборе системы

коммуникации важно учитывать двигательные, познавательные,

коммуникативные навыки, а также стиль обучения и уровень грамотности

ребенка. Примеры систем альтернативной или вспомогательной

коммуникации:

Система коммуникации с помощью обмена изображениями (PECS).

Это система обучения ребенка инициативной коммуникации с помощью

картинок, которые он использует для просьб и комментирования.

Жесты, мимика.

Коммуникативные доски и папки, в которых ребенок указывает на

фотографии, картинки или напечатанные слова.

Карточки-подсказки для коммуникации. Это метод вспомогательной

коммуникации для людей, которые могут говорить устно, но им нужны

«шпаргалки», чтобы помнить, что сказать. Также такие карточки

используются как замена речи, если человеку сейчас трудно говорить,

например, в стрессовой ситуации.

Для формирования активной речи ребенка начните со звукоподражания.

Используйте гласные звуки, как более доступные ребенку. Отвечайте на

звуки и звукокомплексы, произносимые ребенком, как на полноценные

единицы речи, имитируя их. Добавьте эмоций, выразительной мимики. Так,

во время повседневных моментов, оказавшись с ребенком лицом к лицу,

завладев его вниманием, моделируйте, своего рода, диалоги со звуками,

которые он умеет произносить. Начните «разговор» сами. Сделайте паузу,

1

0

дождитесь малейшей ответной реакции ребенка (взгляда, жеста, звука).

Повторите опять. Используйте звукоподражания речевым и неречевым

звукам, песенки, попевки, ритмичные стихи, веселые считалки. Играя с

игрушками, рассматривая картинки, собирая детали конструктора, одевая

ребенка на прогулку, добавляйте яркие звуковые эффекты. Озвучивайте все!

Наблюдайте за реакциями ребенка и повторяйте те действия, которые

наилучшим образом удерживают его внимание и поддерживают интерес.

Как можно чаще говорите с ребенком лицом к лицу. Проговаривайте все,

что он делает, видит, слышит, чувствует. Комментируйте то, чем ребенок

занят в данный момент,

«следуйте» за его желаниями: «Хочешь машинку? Вот машинка. Кати

машинку. Машинка едет. Би-би!», «Хочешь сесть? Вот стул. Сядь на стул!».

Описывайте свои действия и действия других людей, объектов, если они

заинтересовали ребёнка.

Продумайте простой и необходимый ребенку словарный запас, которому вы

хотите его научить. Используйте эти слова много раз в течение дня.

Называйте людей, имена (в первую очередь членов семьи): «Вот баба. Баба

Таня. Привет, баба»; предметы, животных, показывая на них: «Вот мяч.

Смотри, мяч», «Это собака»; действия: «Это зайка. Что зайка делает? Зайка

скачет. Скок-скок, прыг-прыг», «Что ты делаешь? Ты открываешь дверь».

Обучайте словам-просьбам, добавляя жест: «Дай!», «Открой!», «Принеси!»,

ответам на простые вопросы.

В игровых ситуациях, в сенсорных социальных играх, («обнимашки»,

щекотка, кружения), подвижных играх (с мячом, катание на качелях,

«догонялки», прыжки на батуте) используйте простые обиходные слова и

фразы, в том числе и в повелительном наклонении, побуждающие к

действию. Например: «Кружись!»,

«Раз, два, три – беги!», «Вверх-вниз, вперед-назад». Делайте это постоянно,

параллельно расширяя пассивный и активный словарь ребенка. При этом

ваши предложения должны быть на одно — два слова длиннее, чем у ребенка

в его спонтанной речи.

Таким образом научитесь моделировать ситуации во время всех

ежедневных занятий и процедур, которые будут стимулировать ребенка к

коммуникации. Научитесь дожидаться коммуникативных действий ребенка.

1

1

Подкрепляйте и закрепляйте нужные реакции, действия и слова. А чтобы

процесс обучения шел быстрее и эффективнее, он должен нравиться ребенку

и сопровождаться положительными эмоциями, что еще больше мотивирует

его к взаимодействию со взрослым.

Приложение №8

Памятка

для родителей

«Средства

альтернативной коммуникации для

успешного развития ребенка»

Несколько принципов работы при коммуникации:

все

участники

коммуникации

должны

быть

мотивированы

на

коммуникацию с ребенком, тогда ребенок тоже мотивируется.

если

для

ребенка

определен

набор карточек или символов, то все

участники поддерживающей коммуникации должны

пользоваться этим набором, не заменяя, в том числе и родители.

нужно продумать, какие

мероприятия повторяются в течение

дня,

чтобы

использовать

их для

коммуникации .

начинать с небольшого количества жестов, картинок.

важно делать планирование на будущее.

очень важно, чтобы коммуникация доставляла ребенку удовольствие

(хорошо использовать игровые ситуации).

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её

развитию.

Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного

мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя

развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.

Для

помощи

ребенку

в

овладении

коммуникационными

умениями

существуют разнообразные коммуникативные системы.

Существующие сегодня средства и методы альтернативной коммуникации

очень многообразны, поскольку неговорящие дети очень индивидуальны, в

этой связи выбор вспомогательного средства общения является результатом

тесного сотрудничества работы логопеда, психолога и родителей.

При подборе способов коммуникации необходимо учитывать: особенности

развития

анализаторов,

зрительно-моторной

координации,

отмечаются

1

2

особенности речевого развития и неречевые психические функции.

В первую очередь, необходимо определить возможность использования ими

различных невербальных средств общения:

выразительной мимики, жестов, интонации, коммуникации с помощью

фотографий и изображений, пиктограмм.

Подбирая средства альтернативной коммуникации необходимо учитывать

индивидуальный

характер

нарушений

каждого

ребенка,

а

подобрав,

осознавать ответственность окружающих ребенка людей в моделировании

системы общения.

Вот несколько стратегий, которые Вы можете попробовать, чтобы

поддержать развитие навыков коммуникации у ребенка.

-

Следуйте за ребенком

-«Забронируйте» время на развитие коммуникации с ребенком каждый день

-

Будьте лицом к лицу с ребенком

-

Имитируйте действия ребенка

-Попробуйте сопровождать свою речь жестами и визуальной

поддержкой

-

Поощряйте ребенка за коммуникацию

-

Предоставляйте ребенку причины для коммуникации

-

Предложите игрушку или игру, которыми сложно управлять

-

Найдите увлекательное занятие, в котором есть возможность для

коммуникации

-

Позвольте ребенку решить, когда можно завершить занятие

-

Обучайте ребенка альтернативной или дополнительной системе

коммуникации

1

3

Приложение №9

Консультация для педагогов

«Методы альтернативной коммуникации для развития навыков общения

детей с расстройствами аутистического спектра»

Коммуникация – процесс установления и развития контактов между людьми,

возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности,

включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным

восприятием и попытками влияния друг на друга.

Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации,

дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны

при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная

коммуникация также носит название дополнительная, тотальная.

Цели использования альтернативной коммуникации: построение

функционирующей системы коммуникации; развитие навыка самостоятельно

и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию

развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.

Альтернативная коммуникация может:

быть необходима постоянно;

применяться как временная помощь;

рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.

Методы альтернативной коммуникации

1.

Система жестов.

2.

Система символов.

3.

Обучение глобальному чтению.

4.

Система коммуникации при помощи карточек PECS.

5.

Игры и занятия, способствующие развитию навыков, необходимых для

освоения системы альтернативной (дополнительной) коммуникации.

СИСТЕМА ЖЕСТОВ

Требования к символам системы дополнительной коммуникации;

1

4

Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по

возможности можно было догадаться об их значении.

Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными

для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик —

доставать из ящика).

Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть

знакомы ребёнку.

Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку.

Слово должно быть написано специальным простым шрифтом.

Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность

ассистенту помочь сзади сделать жест.

Группы жестов, которые используют для обучения детей с РАС:

Символические социальные жесты и движения: Указательный жест: Да. Нет.

Нельзя. Дай. На. Иди сюда. Иди на ручки. Дай ручку. Уходи. Сядь. Встань,

поднимись. Привет. До свидания (пока-пока). Спасибо. Мой. Хорошо и др.

Жесты описательного характера.

Зайчик – показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки».

Кошка – погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки

или изоб- разить усы.

Курочка — жест «клюёт».

Лошадь – изобразить движение «скачем на лошадке»: руки сжаты в

кулачки и подняты на уровень груди, подскоки.

Медведь – показать, как мишка ходит.

Петушок – изобразить гребешок.

Птичка – жест «полетели».

Мышка – рукой, сжатой в кулак, показать, как мышка бегает.

Свинка – жест «пятачок»: кулаком или указательным пальцем потереть

нос.

1

5

Собака – жест «лает»: большой палец противопоставлен остальным,

несколько раз сомкнуть и разомкнуть пальцы.

Дополнительные социальные жесты:

Смотри (указательный палец к глазу). Слушай (указательный палец к уху).

Говори (указательный палец ко рту) и др.

Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий:

Ложка, кушать.

Каша, варить кашу.

Чашка, пить.

Зубная щётка, чистить зубы.

Умываться.

Мыть руки.

Причёсываться.

Телефон, звонить по телефону .

Машина, ехать на машине.

Барабан, играть на барабане.

Гармошка, играть на гармошке.

Дудочка, играть на дудочке.

Колокольчик, звенеть в колокольчик.

Спать.

Плакать.

Поцеловать.

Упасть.

Идти.

Холодно, замёрз и др.

ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ

1

6

Визуальное расписание – это последовательность картинок с изображенными

занятиями или предметами, которые реализуются сейчас и будут

реализовываться в будущем по очереди.

Цель использования визуального расписания:

уменьшить количество раздражителей на ребёнка (без лишних слов);

акцентирование внимания на визуальной сфере (самой сильной у детей

с РАС);

показать ребёнку ближайшую последовательность событий, что

позволяет ему прогнозировать будущее и более комфортно чувствовать себя

даже в не знакомой обстановке, так как неожиданное и незнакомое занятие,

смена вида деятельности может привести к поведенческим проблемам.

Визуальное расписание можно использовать:

на занятии в качестве подсказки что будет пото (приятное, хорошее);

дома, для режимных требований (трудности возникают в приёме пищи

и укладывании спать, желательно фото ребенка при этих действиях);

на индивидуальных занятия с фотографиями ребенка и специалиста.

Виды визуального расписания:

предметное: игра на улице – синий мячик; ложка – кушать;

книга, где на каждой странице, картинка с указанным заданием;

расписание из картинок или фотографий;

визуальное расписание «сначала-потом», где приклеиваются и

отклеиваются по окончании действия картинки;

написанное (текстовое) расписание.

Использование визуального расписания способствует привыканию ребёнка к

выполнениям определенных действия, пониманию, что оно не несёт ничего

опасного и плохого для ребёнка и даже приносит для ребенка приятные

ощущения; способствует формированию коммуникативных навыко

Пиктография

Пиктограмма (от лат. pictus — нарисованный и греч. Γράμμα – запись) –

рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная

1

7

особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова, он

выражает его смысл.

Пиктограмма – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта,

предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом

виде. Этот символ не фиксирует речь как таковую, а отражает ее содержание.

Как правило, символ является мнемоническим (напоминающим) рисунком,

не связанный ни со словом, ему соот-ветствующим, ни с языком

представления.

Термин «пиктограмма» обозначает представление написанного посредством

рисунка.

Принципы пиктограммы применяются широко в международных знаках и

символах, обозначающих виды спорта, а также в системе дорожных знаков.

В знаках и символах, обозначающих виды спорта доминирует принцип

конкретности, передачи смысла посредством позы или движения

человеческой фигуры. В системе дорожных знаков - принцип «идеограммы»

— пространственной, цветовой и геометрической символики. Стрелка

обозначает направление, перечёркнутые изображения — запрет.

Система пиктографических символов (пиктографическая коммуникация —

PIC) является одним из эффективных средств обучения неговорящих детей

коммуникации. Она основана на использовании пиктограмм – специальных,

так называемых неартикулируемых средств общения, визуальных речевых

кодов, которые рассматриваются как средства первичной коммуникации,

предшествующие формированию языковых средств общения и являющиеся

необходимой базой их развития, или как основные средства коммуникации.

Пиктограммы могут быть классифицированы на многие категории в

соответствии с тем предметом или той идеей, которую они отражают.

Преимущество использования графических символов – пиктограмм —

заключается в том, что все участники коммуникации могут ориентироваться

и оперировать одними и теми же изображениями.

Использование пиктографического кода в каждом конкретном случае

позволяет решить три основные задачи.

1.

Подготовка к социализации детей посредством раскодирования

многочисленных сообщений, обращений, поступающих в такой форме от

различных контактов с внешней средой (в общественных местах, в быту, в

1

8

магазине и т. п.), что неоспоримо является достижением частичной

социальной независимости.

2.

Поддержка (или в тяжёлых случаях — замещение) экспрессивной речи.

3.

Введение в азбучное чтение путём замены символических изображений

графическими изображениями букв. При этом пиктографический код, если и

не обязательный этап обучения чтению, то может быть переходом к нему.

Конечной целью работы является формирование умения ребенка спонтанно и

эффективно пользоваться альтернативной системой коммуникации как

средством общения и обучения.

Организационной формой обучения альтернативным средствам

коммуникации является занятие. В зависимости от этапа и задач работы

проводятся:

диагностические занятия;

занятия, на которых дети знакомятся с графическими средствами

коммуникации (пиктограммой);

занятия-тренинги (обучение использованию графических средств

коммуникации).

На первом этапе ребенок знакомится с пиктограммой и устанавливает связь

между реальным предметом и его графическим изображением. Предъявив

реальный предмет, учитель-логопед выясняет, точно ли ребенок ассоциирует

его название с самим предметом, может ли он выбрать и показать названный

предмет из определённого множества других предметов. Если ребенок

правильно выполняет это задание, то учитель-логопед показывает ему

цветные картинки с изображением предмета.

Чтобы облегчить процесс вхождения в мир пиктографических изображений,

на стенах комнаты, где живёт ребенок, в коридорах и в классе детского

учреждения, которое он посещает, развешиваются плакаты с изображением

различных предметов, видов деятельности, человеческих эмоций (лиц) и т. д.

Эти изображения сопровождаются соответствующими пиктограммами, т. е.

символическими изображениями.

Таким образом, ребенок с помощью взрослого учится соотносить реальный

предмет с его пиктограммой.

1

9

Работу рекомендуется начинать со слов и предметов, наиболее знакомых

ребёнку и значимых для него. При этом следует учитывать, что количество

вводимых пиктограмм и темп их усвоения ребёнком определяется уровнем

его интеллектуального развития, возможностями усвоения новых знаний.

Впоследствии от демонстрации изображений отдельных предметов и

действий, от установления связи между реальным изображением и

пиктограммой рекомендуется переходить к созданию тематических

пиктографических стендов (о еде, режиме дня, отдыхе и т. д.). В основе такой

работы лежит идея «декорации».

На первом этапе работы с пиктограммами происходит расширение

словарного запаса ребенка и накопление максимального количества

символов для инициации общения и обучения, активизация, развитие

когнитивной сферы ребенка и формирование предпосылок для становления

вербальной речи.

Второй этап работы с пиктограммами направлен на расширение общения

ребенка с помощью коммуникативного кода. Для решения этой задачи

целесообразно оформить специальный журнал личной жизни каждого

ребенка. На страницах этого журнала в определённой последовательности

располагаются картинки, фотографии, пиктограммы, которые

сопровождаются записью, поясняющей изображённую ситуацию. С

помощью такого журнала ребенок организует процесс общения, информируя

другого человека о каком- либо значимом для него событии. Впоследствии

он может использовать изображения из своего журнала для передачи

информации, касающейся событий, лично для него не значимых, но

имеющих место в реальной жизни. Таким образом, у ребенка формируется

навык переноса символов на другие ситуации, т. е. расширяется возможность

передачи информации, общения. Работа на этом этапе способствует

развитию связной невербальной речи, совершенствованию и обогащению

общения.

На третьем этапе основное внимание уделяется грамматическому

структурированию, предполагающему деление фразы на слова, ответы на

вопросы, обучение ребенка графическим символам, обозначающим

грамматические категории рода, числа и т. д. Коммуникативный код

помогает в работе и со словом, и с фразой: ее конструированием,

грамматическим оформлением и т. п. На этом этапе ребенок учится

самостоятельно выби- рать нужную пиктограмму из серии предложенных. У

него формируется способность выстраивать пиктограммы в логический ряд,

2

0

представляющий собой грамматически оформленные предложения или

небольшие связные тексты. Использование невербальных средств

коммуникации в условиях направленного системного педагогического

воздействия стимулирует возникновение и развитие устной речи.

Таким образом, система работы с невербальными средствами коммуникации,

направленная на развитие у ребенка продуктивных механизмов обработки

информации как базы для формирования навыков коммуникативного

поведения, предусматривает:

первоначальное формирование понятия знака (пиктограммы);

формирование обобщающего понятия на основе изученных знаков;

закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммой; –

самостоятельную ориентировку в системе предлагаемых знаков.

Упражнения по использованию системы пиктографических символов

представлены двумя группами: – упражнения по освоению системы

пиктографических символов; – упражнения по применению системы

пиктографических символов.

Презентация «Применение альтернативных методов коммуникации в работе

с детьми с РАС в воспитательно-образовательном процессе в условиях

ДОО» см. Приложение № 10