Автор: Индукаева Олеся Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 11
Населённый пункт: Тверская область г.Торжок
Наименование материала: Проект "Играя в игру, я быстрее заговорю"
Тема: Развитие речи в первой младшей группе
Воспитатель: Индукаева О.А. МБДОУ
«Детский сад 11» г.Торжок
Проект развития речи в первой младшей
группе "Играя в игру, я быстрее заговорю"
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель: развивать речь детей как средство общения; понимать речь
взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить
высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями.
Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы
по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения
животных.
Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время
звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной
речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать
детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок,
потешек, песенок, действуя, согласно правилам.
Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по
имени, используя вежливые слова, слова благодарности. Прививать
любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.
Задачи : -целенаправленно обогащать словарь детей;
- развитие активной речи; Формировать:
- потребности детей в общении со взрослыми и со сверстниками
посредством речи;
- понимать речь окружающих без наглядного сопровождения;
- способность понимать произведения русского поэтического
фольклора и произведения художественной литературы; -
поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей
действительности (поддерживать ребенка к тому, что он
рассматривает и наблюдает);
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами,
направленными на ознакомление с ними;
- формирование умение называть предметы ближайшего окружения в
естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей
различного пола и возраста;
- приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Актуальность проблемы:
Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом
развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание;
проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с
ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с
помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает
речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной
речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка;
приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать
речевую активность и познавательные интересы.
Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше
внимания к развитию речи через дидактическую игру и режимные
моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для
закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это
задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.
Сроки выполнения:
Долгосрочный.
Проект включает три этапа: |Подготовительный этап:
1) определение тематики и задач проекта;
2) подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме
проектадля обучения детей развитию речи во время игры;
3) составление плана для реализации проекта;
|| Основной этап
Работа с детьми по плану реализации проекта.
Виды деятельности :
Дидактические игры:
*«Собери картинку» Цель: Совершенствовать умение детей
понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей
самостоятельно осуществлять действия с предметами;
закреплять понятие о том, что изображено на картинке.
*
«Поставь возле….» Цель: Упражнять детей в определении
местоположения объекта и правильном его обозначении; учить
играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и
содержанию обращения.
*
«На игрушку посмотри и картинку подбери» Цель: Дать
детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между
игрушкой и картинкой к ней. Учить правильно описывать игрушку,
подбирая картинку к данной игрушке. Развивать мышление, связную
речь.
*
«Большой – маленький» Цель: Учить понимать контрастные
размеры; сравнивать предметы и использовать в речи
соответствующие слова. Развивать наблюдательность. * «Одень
Ваню на прогулку» Цель: Помочь детям запомнить названия
одежды и последовательность одевания куклы на прогулку; научить
употреблять в речи названия этих предметов. Показать малышам,
как интересно можно играть с куклой. * «Собери овощи» Цель:
Учить детей находить и называть необходимый предмет; с
помощью разнообразных застежек закреплять их в нужном месте,
выполнять определенные движения для достижения нужного
результата. Развивать мелкую моторику пальцев.
*
«Сложи фрукты в корзину» Цель: Упражнять детей в
различении и назывании фруктов, их формы, цвета; выполнении
задания воспитателя («положи в корзину»), рассчитанных на
понимание речи и их активизацию.
*
«Укрась ёлочку» Цель: Учить определять и правильно
называть украшения для ёлки, располагать их по всей поверхности
дерева. Вызвать у детей радостное настроение от совместной
игры.
*
«Пир горой» Цель: Закрепить умение детей объединять
действием 3-4 любые игрушки, озвучивать полученный результат
при помощи фразовой речи. Развивать мелкую моторику пальцев,
расширять чувственный опыт при действии с предметами разного
размера.
*
«Цветочная поляна» Цель: Учить воспринимать и различать
цвета; действовать с предметами в определенной
последовательности; развивать умение вставлять детали в
отверстие. Воспитывать игровые навыки.
*
«Кто что ест?» Цель: Привлечь внимание детей к игрушкам,
изображающим животных; уточнить представление детей о том,
какое животное что ест ( зайка грызёт морковку, собачка лакает
молоко и т.д.); активизировать в речи эти глаголы. Развивать
умение рассказывать о том, как они будут играть с этой игрушкой.
* «Домашние животные и птицы» Цель: Учить детей правильно
называть домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать
по описанию; помочь увидеть различия между взрослыми
животными, птицами и детенышами; способствовать развитию
голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной
громкостью); активизировать словарь.
Сюжетно-ролевые игры:
*«Завяжи бантик»
Цель: учить детей развивать задуманный сюжет; играть с
игрушками; также переносить сюжет для игры с детьми.
Развивать активную речь ребенка.
*«Напоим чаем куклу Катю»
Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры
самостоятельно, воспроизводя в ней то , что близко и интересно.
Активно используя в процессе игры разговорную речь.
*«Полечим собачке лапку»
Цель: Формировать у детей умение принимать на себя
определенную роль и действовать в игре соответственно ей.
Закрепить способность выполнять цепочку игровых действий.
Активизировать в речи новые слова.
*«Укачаем Машу спать»
Цель: Учить умению играть рядом; содействовать переходу к
совместным играм, небольшой группой. Воспитывать приемлемые
нормы взаимоотношений.
*«Скажи какого цвета?»
Цель: Формировать речевую активность; учить различать цвета,
правильно их называть, выбирать нужный цвет из предложенного .
*«В гости к мишке»
Цель: Формировать у детей умение распределять роли между
собой; учить правильно вести себя в гостях, придерживаться
правил этикета. Воспитывать дружеские отношения.
*«Чудесная прическа»
Цель: Познакомить детей с принадлежностями для
парикмахерской; учить играть в паре. Обращаться друг к другу,
употребляя вежливые слова. Прививать любовь к прекрасному.
*«Гости на пороге»
Цель: Во время игры активно использовать в речи
доброжелательные слова, слова приветствия; формировать
способность обыгрывать выбранный сюжет.
Подвижные игры:
« Жили у бабуси» Цель: Учить детей слушать пение, понимать
содержание и выполнять движения в соответствии с текстом
песни. Вызывать положительные эмоции от совершаемых
действий.
« Зайка беленький» Цель : Обогащать двигательный опыт.
Приучать детей слушать текст и выполнять движения в
соответствии с текстом; учить подпрыгивать, хлопать в ладоши,
убегать. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к
самостоятельному выполнению движений.
« Гуси – гуси» Цель : Совершенствовать бег в сочетании с
действиями рук, с увертыванием. Приучать ориентироваться в
пространстве. Вызывать потребность к подражанию;
удовольствие от совместных действий.
« У медведя во бору» Цель : Совершенствовать бег в одном и
разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять
самостоятельные действия детей. Воспитывать интерес к
подвижным играм.
« Курочка – хохлатка» Цель: Учить детей бегать врассыпную не
наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, бегать с
увертыванием, выполнять имитационные движения. Развивать
внимание, память, быстроту.
« Мишка косолапый» Цель: Приучать детей слушать текст и
выполнять движения в соответствии с содержанием, имитировать
движения медведя. Развивать умение действовать согласованно.
Воспитывать сплочённость.
« Лошадки» Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве,
в подражании животным. Учить бегать галопом, сохраняя
направление. Развивать воображение, внимание. Вызывать чувство
радости от активных действий.
Театрализованная деятельность:
Инсценировка сказок:
«Теремок», «Колобок».
Художественная литература:
*Чтение и заучивание потешек:
«Наша Маша маленькая»
«Огуречик, огуречик»
«Тили-тили-бом»
В.Берестова
«Ты, собачка не лай»
Рассказывание стихотворения А.Барто:
«Лошадка»
«Мишка»
«Зайка»
«Бычок»
«Наша Таня громко плачет»
*Чтение русских народных сказок:
«Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
Работа с родителями:
Консультации для родителей:
1.
«Как помочь ребенку заговорить?»
2.
«Речевые трудности. Игры по развитию речи»
3.
« Речевое развитие у детей раннего возраста» Памятки:
1.« Как развивать речь ребенка»
2. «Значение игры в развитии речи»
||| Заключительный этап
1.
Анализ результатов реализации проекта.
2.
Работа с родителями:
* Оформление стенда для родителей по итогам реализации проекта:
«Играя, развиваем речь».
Выводы:
В результате целенаправленной и систематической работы по
развитию речи добились положительных результатов в работе по
данной теме:
-Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей
среды.
- Создаем условия для проведения дидактических игр.
- В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы
обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой
моторики, воображения, активной речи.
-Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения
ребенка.
- Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились
память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук
благодаря играм с дидактическим материалом. Познавательная
речевая активность детей развивается на непосредственной
образовательной деятельности;
инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок;
знакомство с произведениями художественной литературы.
- В результате систематической работы по развитию речи добились
положительных результатов по данной теме, дети хорошо понимают
речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с
воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно,
развертывают сюжеты, активно включаются в игру и начинают
договаривать текст игры, потешки, сказки. Многие рассказывают их
самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят читать и
рассматривать иллюстрации книг.
- В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации,
побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить,
общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу,
обращенную к сверстникам.
Список литературы:
1.
Программы:
А) «От рождения до школы»
Б) « Крымский веночек»
В) « Истоки»
2.
В.В.Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»
3.
М.Монтессори «Игры для малышей»
4.
Б.Н.Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»
5.
О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой»
6.
А.Барто- сборник стихов.
7.
Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»
8.А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей».