Напоминание

Развитие речи в первой младшей группе

Автор: Индукаева Олеся Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 11
Населённый пункт: Тверская область г.Торжок
Наименование материала: Проект "Играя в игру, я быстрее заговорю"
Тема: Развитие речи в первой младшей группе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Воспитатель: Индукаева О.А. МБДОУ

«Детский сад 11» г.Торжок

Проект развития речи в первой младшей

группе "Играя в игру, я быстрее заговорю"

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Цель: развивать речь детей как средство общения; понимать речь

взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить

высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями.

Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы

по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения

животных.

Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время

звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной

речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать

детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок,

потешек, песенок, действуя, согласно правилам.

Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по

имени, используя вежливые слова, слова благодарности. Прививать

любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.

Задачи : -целенаправленно обогащать словарь детей;

- развитие активной речи; Формировать:

- потребности детей в общении со взрослыми и со сверстниками

посредством речи;

- понимать речь окружающих без наглядного сопровождения;

- способность понимать произведения русского поэтического

фольклора и произведения художественной литературы; -

поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей

действительности (поддерживать ребенка к тому, что он

рассматривает и наблюдает);

- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами,

направленными на ознакомление с ними;

- формирование умение называть предметы ближайшего окружения в

естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей

различного пола и возраста;

- приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Актуальность проблемы:

Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом

развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание;

проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с

ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с

помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает

речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной

речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка;

приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать

речевую активность и познавательные интересы.

Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше

внимания к развитию речи через дидактическую игру и режимные

моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для

закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это

задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.

Сроки выполнения:

Долгосрочный.

Проект включает три этапа: |Подготовительный этап:

1) определение тематики и задач проекта;

2) подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме

проектадля обучения детей развитию речи во время игры;

3) составление плана для реализации проекта;

|| Основной этап

Работа с детьми по плану реализации проекта.

Виды деятельности :

Дидактические игры:

*«Собери картинку» Цель: Совершенствовать умение детей

понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей

самостоятельно осуществлять действия с предметами;

закреплять понятие о том, что изображено на картинке.

*

«Поставь возле….» Цель: Упражнять детей в определении

местоположения объекта и правильном его обозначении; учить

играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и

содержанию обращения.

*

«На игрушку посмотри и картинку подбери» Цель: Дать

детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между

игрушкой и картинкой к ней. Учить правильно описывать игрушку,

подбирая картинку к данной игрушке. Развивать мышление, связную

речь.

*

«Большой – маленький» Цель: Учить понимать контрастные

размеры; сравнивать предметы и использовать в речи

соответствующие слова. Развивать наблюдательность. * «Одень

Ваню на прогулку» Цель: Помочь детям запомнить названия

одежды и последовательность одевания куклы на прогулку; научить

употреблять в речи названия этих предметов. Показать малышам,

как интересно можно играть с куклой. * «Собери овощи» Цель:

Учить детей находить и называть необходимый предмет; с

помощью разнообразных застежек закреплять их в нужном месте,

выполнять определенные движения для достижения нужного

результата. Развивать мелкую моторику пальцев.

*

«Сложи фрукты в корзину» Цель: Упражнять детей в

различении и назывании фруктов, их формы, цвета; выполнении

задания воспитателя («положи в корзину»), рассчитанных на

понимание речи и их активизацию.

*

«Укрась ёлочку» Цель: Учить определять и правильно

называть украшения для ёлки, располагать их по всей поверхности

дерева. Вызвать у детей радостное настроение от совместной

игры.

*

«Пир горой» Цель: Закрепить умение детей объединять

действием 3-4 любые игрушки, озвучивать полученный результат

при помощи фразовой речи. Развивать мелкую моторику пальцев,

расширять чувственный опыт при действии с предметами разного

размера.

*

«Цветочная поляна» Цель: Учить воспринимать и различать

цвета; действовать с предметами в определенной

последовательности; развивать умение вставлять детали в

отверстие. Воспитывать игровые навыки.

*

«Кто что ест?» Цель: Привлечь внимание детей к игрушкам,

изображающим животных; уточнить представление детей о том,

какое животное что ест ( зайка грызёт морковку, собачка лакает

молоко и т.д.); активизировать в речи эти глаголы. Развивать

умение рассказывать о том, как они будут играть с этой игрушкой.

* «Домашние животные и птицы» Цель: Учить детей правильно

называть домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать

по описанию; помочь увидеть различия между взрослыми

животными, птицами и детенышами; способствовать развитию

голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной

громкостью); активизировать словарь.

Сюжетно-ролевые игры:

*«Завяжи бантик»

Цель: учить детей развивать задуманный сюжет; играть с

игрушками; также переносить сюжет для игры с детьми.

Развивать активную речь ребенка.

*«Напоим чаем куклу Катю»

Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры

самостоятельно, воспроизводя в ней то , что близко и интересно.

Активно используя в процессе игры разговорную речь.

*«Полечим собачке лапку»

Цель: Формировать у детей умение принимать на себя

определенную роль и действовать в игре соответственно ей.

Закрепить способность выполнять цепочку игровых действий.

Активизировать в речи новые слова.

*«Укачаем Машу спать»

Цель: Учить умению играть рядом; содействовать переходу к

совместным играм, небольшой группой. Воспитывать приемлемые

нормы взаимоотношений.

*«Скажи какого цвета?»

Цель: Формировать речевую активность; учить различать цвета,

правильно их называть, выбирать нужный цвет из предложенного .

*«В гости к мишке»

Цель: Формировать у детей умение распределять роли между

собой; учить правильно вести себя в гостях, придерживаться

правил этикета. Воспитывать дружеские отношения.

*«Чудесная прическа»

Цель: Познакомить детей с принадлежностями для

парикмахерской; учить играть в паре. Обращаться друг к другу,

употребляя вежливые слова. Прививать любовь к прекрасному.

*«Гости на пороге»

Цель: Во время игры активно использовать в речи

доброжелательные слова, слова приветствия; формировать

способность обыгрывать выбранный сюжет.

Подвижные игры:

« Жили у бабуси» Цель: Учить детей слушать пение, понимать

содержание и выполнять движения в соответствии с текстом

песни. Вызывать положительные эмоции от совершаемых

действий.

« Зайка беленький» Цель : Обогащать двигательный опыт.

Приучать детей слушать текст и выполнять движения в

соответствии с текстом; учить подпрыгивать, хлопать в ладоши,

убегать. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к

самостоятельному выполнению движений.

« Гуси – гуси» Цель : Совершенствовать бег в сочетании с

действиями рук, с увертыванием. Приучать ориентироваться в

пространстве. Вызывать потребность к подражанию;

удовольствие от совместных действий.

« У медведя во бору» Цель : Совершенствовать бег в одном и

разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять

самостоятельные действия детей. Воспитывать интерес к

подвижным играм.

« Курочка – хохлатка» Цель: Учить детей бегать врассыпную не

наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, бегать с

увертыванием, выполнять имитационные движения. Развивать

внимание, память, быстроту.

« Мишка косолапый» Цель: Приучать детей слушать текст и

выполнять движения в соответствии с содержанием, имитировать

движения медведя. Развивать умение действовать согласованно.

Воспитывать сплочённость.

« Лошадки» Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве,

в подражании животным. Учить бегать галопом, сохраняя

направление. Развивать воображение, внимание. Вызывать чувство

радости от активных действий.

Театрализованная деятельность:

Инсценировка сказок:

«Теремок», «Колобок».

Художественная литература:

*Чтение и заучивание потешек:

«Наша Маша маленькая»

«Огуречик, огуречик»

«Тили-тили-бом»

В.Берестова

«Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А.Барто:

«Лошадка»

«Мишка»

«Зайка»

«Бычок»

«Наша Таня громко плачет»

*Чтение русских народных сказок:

«Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

1.

«Как помочь ребенку заговорить?»

2.

«Речевые трудности. Игры по развитию речи»

3.

« Речевое развитие у детей раннего возраста» Памятки:

1.« Как развивать речь ребенка»

2. «Значение игры в развитии речи»

||| Заключительный этап

1.

Анализ результатов реализации проекта.

2.

Работа с родителями:

* Оформление стенда для родителей по итогам реализации проекта:

«Играя, развиваем речь».

Выводы:

В результате целенаправленной и систематической работы по

развитию речи добились положительных результатов в работе по

данной теме:

-Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей

среды.

- Создаем условия для проведения дидактических игр.

- В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы

обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой

моторики, воображения, активной речи.

-Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения

ребенка.

- Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились

память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук

благодаря играм с дидактическим материалом. Познавательная

речевая активность детей развивается на непосредственной

образовательной деятельности;

инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок;

знакомство с произведениями художественной литературы.

- В результате систематической работы по развитию речи добились

положительных результатов по данной теме, дети хорошо понимают

речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с

воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно,

развертывают сюжеты, активно включаются в игру и начинают

договаривать текст игры, потешки, сказки. Многие рассказывают их

самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят читать и

рассматривать иллюстрации книг.

- В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации,

побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить,

общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу,

обращенную к сверстникам.

Список литературы:

1.

Программы:

А) «От рождения до школы»

Б) « Крымский веночек»

В) « Истоки»

2.

В.В.Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»

3.

М.Монтессори «Игры для малышей»

4.

Б.Н.Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»

5.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой»

6.

А.Барто- сборник стихов.

7.

Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»

8.А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей».