Автор: Цвилева Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад комбинированного вида №1
Населённый пункт: п.г.т. Погар Брянская область
Наименование материала: проект
Тема: "Дружба начинается с улыбки"
МБДОУ-детский сад комбинированного вида №1 п.г.т. Погар Брянская область
Краткосрочный проект
В средней группе
Тема: «Дружба начинается с улыбки
»
Участники проекта:
Воспитатель: Цвилева И.Н.
Дети, родители
Введение:
Дружеские отношения – это особые для ребенка отношения, отличные от всех других. Возникнув, они расширяют его
возможности, обогащают чувства и переживания. Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с
самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Следовательно, в дружбе постоянно идет
процесс нравственного совершенствования. Дружеские отношения возникают в процессе общения, а общение –
основной фактор развития ребенка.
Проект «Дружба начинается с улыбки»
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Тип проекта: социально-личностный, краткосрочный.
Срок проекта: с 10.042024. по 23.04.2024г.
Проблема:
При наблюдении за детьми во время общения было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело
договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и ссор. В совместной деятельности возникают трудности,
когда надо уступить. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать
поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.
Актуальность:
Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми объясняется тем, что не все дети понимают
значимость и ценность дружбы, а ее значение для формирования личности очень велико. Взрослым необходимо
сформировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других,
мотивировать, объяснять свои суждения.
Дружеские отношения – это особые для ребенка отношения, отличные от всех других. Возникнув, они расширяют его
возможности, обогащают чувства и переживания. Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с
самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Следовательно, в дружбе постоянно идет
процесс нравственного совершенствования. Дружеские отношения возникают в процессе общения, а общение –
основной фактор развития ребенка.
Цель проекта:
воспитание дружеских чувств: доверия, взаимовыручки, сопереживания, создание дружеских отношений
в группе.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать представления детей о дружбе между людьми;
- учить детей дружеским формам взаимодействия;
- учить считаться с желаниями сверстников, ограничивая свои желания;
- расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между людьми.
Развивающие:
- развивать социально-коммуникативные качества;
- развивать эмоциональную сторону детской личности;
- развивать творческие и речевые способности детей.
Воспитательные:
-
воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться
к помощи и знакам внимания;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление
радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
- воспитывать здоровый дух соперничества и способствовать сплочению коллектива.
Участие родителей в реализации проекта: Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и
поддержки. Совместное с детьми разучивание стихотворений о дружбе, пословиц, беседы.
Ожидаемый итог проекта:
Сплочение коллектива, проявление доброты, заботы, внимания, сочувствия, оказание взаимопомощи.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный:
Определение цели и задачи проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы,
составление плана.
Основной: Совместное творчество, чтение художественной литературы, беседы, инсценировка сказки, дидактические
игры, пословицы и поговорки о дружбе, заучивание стихотворений о дружбе, пальчиковые игры, подвижные игры,
заучивание мирилок.
Консультации, памятка для родителей, совместное с детьми разучивание стихотворений о дружбе, пословиц о дружбе и
друзьях.
Заключительный:
Изготовление картотеки мирилок, веселые эстафеты «Мы дружные ребята»
План реализации проекта:
№
мероприятия
цели
Сроки
реализации
1 этап - подготовительный
1.
Подготовка необходимого материала.
Создать условия для
реализации проекта.
10.04 –11.04.
2024г.
2.
Подбор и изучения литературы по
Подобрать и изучить
данному вопросу.
литературу.
2 этап – основной
Просмотр мультфильмов: «Мой друг зонтик», «Крошка Енот», «Лебедь, рак да щука», «Уроки
Доброты» тетушки Совы», «Под грибом», «Пузырь, лапоть и соломинка»;
заучивание мирилок, чтение, заучивание стихотворений, (приложения);
чтение сказок: «Ох и Ах», «Поросёнок Чуня», «Как собака друга искала», «Цветик семицветик»
Катаев В.П., «Яблоко» Сутеев В. Г.;
слушание и пение песен: «Улыбка», «Настоящий друг», «Песенка друзей».
Пальчиковая игра: «Дружные пальчики», «Здравствуй!»
Упражнения с шариками су-джок: «Друзья», «Апельсин»
Социально-коммуникативные игры. (картотека)
«Назови себя».
«Волшебный стул».
«Магазин вежливых слов».
«Коврик примирения».
Реализация проекта с детьми
3.
Беседа на тему: «Умеем ли мы дружить?
Хотим ли мы научиться дружить?»
Пальчиковая игра: «Дружат в нашей
группе».
Чтение художественной литературы: М.
Пляцковский «Урок дружбы».
Формировать
представления детей о
дружбе между людьми;
развивать мелкую
моторику рук.
Знакомить детей с
понятием дружба через
художественную
литературу, развивать
связную речь детей.
12.04.2024г.
4.
Слушание и пение песни «Дружба
начинается с улыбки».
Стихотворения: «Про дружбу» Ю.
Энтина; «Подарок» Благининой.
Обсуждения поступков.
д/и «Хорошо – плохо»
Оценивать поступки,
учиться рассуждать,
высказывать свои мысли.
5.
Пословицы о дружбе и друзьях. Беседа о
смысле пословиц.
Соц. - ком. игра «Волшебный стул»
п/и «Быстро найди себе пару»
Воспитывать
доброжелательное
отношение друг к другу.
Активизировать в речи
ласковые, нежные слова.
13.04.2024г.
6.
Д/и: «Добрые поступки, и вежливые
слова».
Беседа «Вместе тесно, а врозь скучно»
Заучивание мирилки: «Подкралась
ссора».
Расширять и
систематизировать знания
о культуре поведения и
взаимоотношениях между
людьми.
7.
Коллективный труд на участке «Вместе
дело спорится.
Чтение «Сказка про поросенка Чуню» Е.
Каргановой
Учить трудиться вместе,
радоваться результату,
получать удовольствие от
совместного труда.
16.04.2024г.
8.
НОД «Как Маша вежливой стала»
Чтение басни И. Крылова «Лебедь, рак
да щука»
Коммуникативные игры:
«Чему можно научить друга»
«Как выручить друга»
Уточнять понятия о
дружбе,
доброжелательности,
вежливости, формировать
культуру общения,
ответные чувства на заботу
окружающих.
9.
Конструирование: «Строим город
Развивать речь детей;
17.04.2024г.
доброты».
Д/и «Загадки добавлялки»
Рассматривание иллюстраций с
изображением добрых и злых героев.
способствовать сплочению
коллектива в общей игре.
10.
Сюжетно – ролевые игры: «Детский
сад».
Заучивание мирилок.
Просмотр познавательных фильмов
«Уроки тётушки Совы. «Уроки
доброты».
Сказка «Два жадных медвежонка»
Пальчиковая игра су-джок «Апельсин»
Развивать социально-
коммуникативные
качества; развивать
творческие и речевые
способности детей.
11.
Чтение художественной
литературы: «Ох и Ах»
Дидактическая игра: «Скажи, кто твой
друг?» (узнать друга по описанию)
Слушание песни:
«Песенка друзей».
Знакомить детей с
понятием дружба через
художественную
литературу.
18.04.2024г.
12.
Беседа на тему: «Учимся прощать своих
друзей».
Пальчиковая игра: «Дружные
пальчики».
Рисование: «Подарок для друга».
Заучивание мирилки: «Тёплый лучик».
Развивать умение не
обижаться друг на друга,
формировать умение
различать нечаянную
промашку от намеренной и
соответственно
реагировать
13.
Дидактическая игра: «Передай своё
настроение», «Угадай настроение».
Пальчиковая игра су-ждок: «Друзья»
Развивать эмоциональную
сторону детской личности.
19.04.2024г.
Просмотр мультфильма: «Под грибом»
14.
Беседа на тему: «Хороший друг
познается в беде».
Пословицы и поговорки о дружбе.
«Коврик примирения».
Соц.-ком. игра.
Слушание песни: «Настоящий друг».
Инсценировка сказки: «Репка».
Воспитывать потребность
проявлять доброту, заботу,
внимание, сочувствие,
оказывать взаимопомощь.
Развивать творческие и
речевые способности
детей; умение
драматизировать сказку.
20.04.2024г.
3 этап - заключительный
15.
Спортивное развлечение: веселые
эстафеты «Мы дружные ребята»
23.04.2024г.
Реализация проекта с родителями
16.
Консультация на тему: «Помогите
ребенку научиться дружить».
Общение ребенка со сверстниками.
Распространение
педагогических знаний
среди родителей.
Вовлечь родителей в
совместную деятельность.
17.
«Что такое дружба»
Разучивание с детьми стихотворений и
пословиц о дружбе.
Повысить родительский
кругозор.
18.
Консультация на тему: «Дружеские
отношения взрослых и детей в семье –
основа воспитания положительных черт
характера ребенка».
Распространение
педагогических знаний
среди родителей.
19.
Памятка на тему: «Детей учит то, что их
окружает».
Раздать родителям
памятки по данной теме.
Вывод проекта:
Наблюдения за детьми показали наличие позитивных изменений в поведении дошкольников в повседневной жизни. Они
стали понимать значение дружбы как нормы поведения в системе межличностных отношений, испытывать чувство
гордости за свои поступки.
Однако анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что не все дети в своих поступках руководствуются
желаниями других и ориентированы на дружбу, как нравственную норму. Поэтому в дальнейшем планируем
продолжить поиск путей совершенствования работы по формированию дружеских взаимоотношений в группе.
Приложения.
Пословицы и поговорки о дружбе и друзьях.
Маленьких детей можно условно сравнить с чистыми листами бумаги, которые еще никто не исписал и не испортил. Почему так? Потому,
что маленький ребенок, который только начинает свой путь еще ничего не знает об окружающей среде, людях и жизни в целом, его нужно
учить абсолютно всему.
Этот период в жизни каждого человека невероятно важен, ведь, то, что закладывается в голову малыша в это время, останется с ним
навсегда.
Именно в это время ребенка учат таким понятиям, как семья, дружба, любовь, уважение, помощь и т.д. И объяснять смысл данных понятий
можно с помощью тех самых пословиц и поговорок.
Друга ищи, а найдешь – береги. Смысл данного выражения в том, что у каждого из нас есть много знакомых людей, но не все они
являются нашими близкими друзьями. При этом если вам удалось найти настоящего друга, его нужно ценить, уважать, беречь и помогать
ему. Ни в коем случае нельзя ссориться с другом и обижать его, потому, что ему это будет очень неприятно.
Друг познается в беде. В поговорке речь идет о том, что понять, настоящий ли друг с вами рядом, можно лишь познав вместе с ним
трудности и неприятности. Потому, что играть и дружить, когда вам весело и все хорошо – может каждый, а вот прийти на помощь,
например, пожертвовать для вас что-то свое – это поступок настоящего верного друга.
Для друга все не туго. Эта поговорка учит нас тому, что мы должны помогать своим друзьям и выручать их в нужную минуту. «Не туго»
употребляется тут в смысле не тяжело, не сложно.
Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь. В этих словах следующий смысл: дружба это очень важно, и настоящую дружбу нельзя
купить ни за какие деньги в мире. Также и наоборот – нельзя продавать дружбу ни за какие деньги. Малышам для понимания можно
объяснить, что продавать здесь употребляется не в буквальном смысле, а в смысле предавать. Например, нельзя бросить друга и дружить с
другим, только потому, что у нового товарища лучше игрушки, компьютер и т.д.
Как аукнется, так и откликнется. Поговорка гласит о том, что как вы будете относиться к людям, так и они будут относиться к вам. Если
хотите доброго, уважительного отношения к себе, так же относитесь к окружающим.
Старый друг лучше новых двух. Дружба крепчает с годами, поэтому старые друзья всегда в почете.
Загадки о дружбе и друзьях.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный…
(Друг)
***
Она — это то, что не каждый
За жизнь себе сможет сыскать,
Но если нашел, береги же,
Не дай никому отобрать!
(Дружба)
***
За него в огонь и в воду.
С ним в разведку и в походы.
(За друга)
***
Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее …
(Дружба)
***
Мы поссоримся и помиримся
Не разлить водой, шутят все вокруг.
В полдень или полночь, он придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный …
(Друг)
***
В горе не бросит,
Ненужного не спросит.
Упадёшь – руку подаст,
Всегда поможет, не предаст.
(Друг)
***
С ним за ручку ходишь ты,
Делишься конфетами,
Потому что в мире ближе,
Человечка нету.
(Друг)
***
С этим человеком ни в дождь, ни в снег не страшно.
Ведь вдвоем тебе с ним весело, прекрасно.
(Друг)
***
Даже яблоко и то напополам,
Есть секреты у вас от пап и мам.
Вместе ходите гулять,
Вам вдвоем вершины даже можно покорять.
(С другом)
***
Ни на конфету, ни на игрушку, ни на живую настоящую зверушку,
Ты никогда его не променяешь, ведь лучше всех с ним время коротаешь.
(С другом)
Стихотворения о дружбе.
ПРО ДРУЖБУ.
Юрий Энтин
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
ПОДАРОК
Елена Благинина
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была!
Но всё же я подружке
Игрушку отдала.
ДРУЗЬЯ
Елена Стеквашова
Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты -
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг
Так и pвет ее из pук.
Hу, зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.
********
На свете без дружбы сложно прожить,
Ведь должен же кто-то кого-то любить,
Иль просто быть рядом, в минуты тоски,
Пригладить причёску, поправить носки,
Для взрослых – любовь, а для нас – это дружба,
О каждом на свете заботиться нужно!
********
Дружбу крепкую не сломишь,
Не разрушишь без труда.
С другом верным не поспоришь,
Ну а если вдруг беда,
Он всегда протянет руку,
Не оставит никогда.
********
У меня есть лучший друг
Он достойный самый,
Если что случится вдруг,
Смелый и упрямый,
Он на выручку придёт,
И протянет руку.
Вместе мы идём вперёд,
Позабыв про скуку!
«Мирилки»
Тёплый лучик
Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.
Хватит нам уже сердиться
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
-Ты мне друг!
-И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
Чтобы солнце улыбалось
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Давайте все мириться
Давайте все мириться
Игрушками делиться.
А кто не станет мириться-
С тем не будем водиться!
Подружки
Давайте не ссориться подружки,
Нам ведь так грустно друг без дружки!
***
Раз! – мирись!
Два! – мирись!
И со мной не дерись!
Три – прощенья попросили!
На четыре – всё забыли!
Пять! – надутым быть нельзя:
Мы теперь опять друзья!
***
К нам с тобой подкралась ссора,
Надо нам ее прогнать,
Мы за пальчики возьмемся,
Раз, два, три, четыре, пять,
Вместе мы друзья опять!
Пальчиковые игры. Упражнения с шариками су-джок.
«Друзья»
Вместе пальчики друзья.
Колечко катим, ты и я.
(Надевать кольцо на два больших, на два
указательных, на два средних, на два
безымянных,
на два мизинца.)
« Апельсин»
Мы делили апельсин
(сжимать и разжимать кольцо в ладони)
Много нас, а он один
Эта долька для чижа
(массаж пальцев кольцом, начиная с
большого)
Эта долька для ужа
Эта долька для утят
Эта долька для котят
Эта долька для моржа
А для волка кожура!
(сжимать и разжимать кольцо в ладони)