Автор: Разинькова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Бобравская СОШ"
Населённый пункт: Белгородская обл., Ракитянский р-он, с.Бобрава
Наименование материала: статья
Тема: "Звуковая культура речи: звуки з и зь"
«Звуковая культура речи:
звуки з и зь»
Цель. Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить
произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуком з,зь.
Ход занятия
Воспитатель:
- Дети, давайте вспомним свистящую песенку воды, вытекающей из крана. Эту песенку
дети исполняют все вместе и индивидуально.
Воспитатель:
- Ребята. Слушайте сейчас, особенно внимательно. Произносит звуки з (з-з-з-з) и с (с-с-с-
с).
- Что вы услышали? Сумели услышать две похожие песенки, два звука, которые легко
спутать. При их произношении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звуки
произносятся, похоже, только звук з получается звонким.
З-з-з-з - это песенка звонкая и очень хорошо получается у комаров. Летом в вечернее
время з-з-з-з слышится справа, слева, сзади, над головой.
Воспитатель предлагает детям поиграть. Все занимают места на ковре. Одна группа детей
изображает комаров, которые поют то тихо, то громко, а остальные дети отмахиваются,
отгоняют комаров. Затем ребята меняются ролями.
Путем индивидуального исполнения комариной песни, выбирается лучший певец – комар
солист.
Воспитатель:
- В комариной школе учатся малыши-комары. Можно сказать иначе. Вы – ребята, а они?
Дети:
- Комарята.
Воспитатель:
- Молодцы. Давайте дальше. Вы ребятишки, а они?
Дети:
- Комаришки.
Воспитатель:
- Правильно.Еще умеют петь сложные песенки:
За-за-за, зя-зя-зя – потерял я ферзя. Кто что потерял? Ферзь – это шахматная фигура.
Значит, это шахматист потерял ферзя. Давайте, ребята, повторим эту песенку вместе.
Следующая песенка:
Зя-зя-зя, за-за-за – прилетела стрекоза.
Дети вместе с воспитателем повторяют слова песенки.
Воспитатель:
- Зю-зю-зю, зу-зу-зу – не дразните козу. Давайте повторим все вместе. Скажите, ребята,
почему не стоит дразнить это рогатое животное?
Дети:
- У козы есть рога. Может забодать.
Воспитатель:
- Все правильно. Молодцы. Послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Прокофьева «На
зеленой лужайке»:
На зеленой лужайке
Заиграли балалайки,
Загудела дудочка,
Дудочка-погудочка.
Ребята, послушайте еще раз и назовите слова со звуками з, зь. В этом стихотворении три
слова начинаются с этого звука.
Дети:
- Загудела, заиграла, зеленой.
Воспитатель:
- Все правильно. Очень хорошо. Давайте поиграем. Я буду медленно произносить слова,
как только вы услышите слово, начинающееся со звука з, хлопните в ладоши. Звонок,
кролик, зонт, карандаш, зеркало, бумага, ластик, чашка, звери.
Воспитатель поправляет детей, которые допускают ошибки. Еще раз повторяют и
произносят слова, которые вызвали затруднение.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Надеюсь, вам понравилось наше занятие и мы продолжим играть с
следующий раз.