Напоминание

"Звуковая культура речи: звуки з и зь"

Автор: Разинькова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Бобравская СОШ"
Населённый пункт: Белгородская обл., Ракитянский р-он, с.Бобрава
Наименование материала: статья
Тема: "Звуковая культура речи: звуки з и зь"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Звуковая культура речи:

звуки з и зь»

Цель. Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить

произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуком з,зь.

Ход занятия

Воспитатель:

- Дети, давайте вспомним свистящую песенку воды, вытекающей из крана. Эту песенку

дети исполняют все вместе и индивидуально.

Воспитатель:

- Ребята. Слушайте сейчас, особенно внимательно. Произносит звуки з (з-з-з-з) и с (с-с-с-

с).

- Что вы услышали? Сумели услышать две похожие песенки, два звука, которые легко

спутать. При их произношении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звуки

произносятся, похоже, только звук з получается звонким.

З-з-з-з - это песенка звонкая и очень хорошо получается у комаров. Летом в вечернее

время з-з-з-з слышится справа, слева, сзади, над головой.

Воспитатель предлагает детям поиграть. Все занимают места на ковре. Одна группа детей

изображает комаров, которые поют то тихо, то громко, а остальные дети отмахиваются,

отгоняют комаров. Затем ребята меняются ролями.

Путем индивидуального исполнения комариной песни, выбирается лучший певец – комар

солист.

Воспитатель:

- В комариной школе учатся малыши-комары. Можно сказать иначе. Вы – ребята, а они?

Дети:

- Комарята.

Воспитатель:

- Молодцы. Давайте дальше. Вы ребятишки, а они?

Дети:

- Комаришки.

Воспитатель:

- Правильно.Еще умеют петь сложные песенки:

За-за-за, зя-зя-зя – потерял я ферзя. Кто что потерял? Ферзь – это шахматная фигура.

Значит, это шахматист потерял ферзя. Давайте, ребята, повторим эту песенку вместе.

Следующая песенка:

Зя-зя-зя, за-за-за – прилетела стрекоза.

Дети вместе с воспитателем повторяют слова песенки.

Воспитатель:

- Зю-зю-зю, зу-зу-зу – не дразните козу. Давайте повторим все вместе. Скажите, ребята,

почему не стоит дразнить это рогатое животное?

Дети:

- У козы есть рога. Может забодать.

Воспитатель:

- Все правильно. Молодцы. Послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Прокофьева «На

зеленой лужайке»:

На зеленой лужайке

Заиграли балалайки,

Загудела дудочка,

Дудочка-погудочка.

Ребята, послушайте еще раз и назовите слова со звуками з, зь. В этом стихотворении три

слова начинаются с этого звука.

Дети:

- Загудела, заиграла, зеленой.

Воспитатель:

- Все правильно. Очень хорошо. Давайте поиграем. Я буду медленно произносить слова,

как только вы услышите слово, начинающееся со звука з, хлопните в ладоши. Звонок,

кролик, зонт, карандаш, зеркало, бумага, ластик, чашка, звери.

Воспитатель поправляет детей, которые допускают ошибки. Еще раз повторяют и

произносят слова, которые вызвали затруднение.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Надеюсь, вам понравилось наше занятие и мы продолжим играть с

следующий раз.