Автор: Первакова Ольга Васильевна
Должность: ведущий специалист рис
Учебное заведение: МКУ управление образования
Населённый пункт: Кировская область Верхнекамский муниципальный округ г.Кирс
Наименование материала: Статья
Тема: Преемственность дошкольного и начального общего образования из опыта работы
Преемственность дошкольного и начального общего
образования
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием
актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности? Этот вопрос
сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами
личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и
находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.
Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с
детства.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования
рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного
образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь,
согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач,
содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на
каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии
ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной
стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного
детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие
основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков,
сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает
достижения ребёнка-дошкольника (а значит, действительно, знает о реальных
достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный
им потенциал.
Понятие
преемственности в философском словаре обозначает непрерывный
процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические
цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными
ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных
элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому
состоянию.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени
образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении
содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие,
физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный
период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное
формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и
накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого
развивающего мира – дошкольного и начального образования.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и
начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого
компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления
личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и
сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение
готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными
направлениями работы педагогов в образовательных учреждениях.
Дошкольное образование призвано создать основной фундамент развития
ребенка - базовую культуру его личности. Это позволит ему успешно овладеть
разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях
образования.
Программы детского сада и начальной школы предусматривают
преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и
развитию речи. Принципы преемственности и непрерывности образовательного
цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и
дошкольного учреждения, родителей (законных представителей)
воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств
дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций,
необходимых для обучения в школе.
Вместе с тем следует выделить основания преемственности, которые
обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению
программ первой ступени, являются ориентирами образовательного на этапе
дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального
общего образования.
Такими основаниями преемственности являются следующие.
- Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной
активности будущего ученика. Познавательная активность не только является
необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес
к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности
ребенка.
- Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих
(умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть
успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Это обучение
ребенка пространственному моделированию (кодированию), использованию
планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.
- Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и
личностном развитии ребенка. Это обеспечивается широким использованием
сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов
художественной деятельности, детского экспериментирования.
- Развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со взрослыми и
сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной
деятельности детей и взрослых (которая по сути всегда совместна) и в то же
время важнейшего направления социально-личностного развития. Развитие
коммуникативности осуществляется в совместной деятельности детей и
взрослых при партнерских способах взаимодействия взрослого с детьми как
образца взаимодействия между сверстниками, в обучении детей средствам
общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты,
взаимодействовать друг с другом.
Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и
начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети,
которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты
те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на
которые традиционно опирается программа первого класса школы. К ним
относятся: познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения
мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по
правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение работать
по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения,
умение обобщать. Поэтому при организации педагогического процесса важен
особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно
выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс
детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком
этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако
должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают
такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов,
технология портфолио, познавательно-исследовательская деятельность и
т.п.
Коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в
незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для
него социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми
помогает ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет
на формирование доброжелательных отношений с окружающими,
обеспечивает успешность совместной и учебной деятельности.
Разработан план работы с детьми старшего дошкольного возраста:
- Разговор с детьми о Дне знаний;
- Праздник День знаний;
- Экскурсии в школу;
- Встречи с первоклассниками;
- Игры в школу;
- Чтение художественной литературы о школе;
- Интеллектуальные викторины и др.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой
являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу.
Посещение музея, что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания
детей. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, задают очень
много вопросов. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший
интерес, они рассказывают там стихи, много спрашивают, спортивный зал,
актовый зал, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш
детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу,
интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
Для педагогов составлен следующий план действий для решения данной
проблемы:
- составление плана совместной деятельности по обеспечению
преемственности;
- проведение профилактических мероприятий, таких как: «День открытых
дверей», «День Знаний», совместные праздники и т.д.;
- проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является
создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и
школьные годы. Нами были определены три основных направления
обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.
А именно:
- Методическая работа.
- Работа с родителями.
- Работа с детьми.
Методическая работа осуществлялась через проведение педсовета, бесед,
методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:
- Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.
- Психологическая готовность ребёнка к школе.
- Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.
Хотелось бы добавить взаимопосещение уроков в первых классах школы и
открытых занятий в подготовительных группах. Чтобы на занятиях в детском
саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном
году. После занятий педагоги бы обязательно совместно обсуждали насущные
проблемы и скорректировали свою деятельность, что давало бы возможность
совершенствовать методы обучения детей.
Задача воспитателей дошкольного учреждения донести до родителей всю
важность полноценной совместной жизни с ребенком, помочь родителям
вспомнить себя детьми. Работа с родителями ведётся на протяжении всего
учебного выпускного года. Для родителей разработаны темы родительских
собраний, совместных досугов с детьми, анкеты, памятки. Учителя будущих
первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний
проводятся индивидуальные консультации.
Такое сотрудничество ради детей и позволяет добиваться положительных
результатов в работе.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст -
это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и
учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее
родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно
решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого
все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для
решения задачи преемственности.
Сегодня у нас традиционный семинар по преемствености дошкольного и начального
общего образовния. Тема эта всем знакома, но тем не менее актуальна всегда. Меняются
дети: Т.е каждый год результаты адаптации дошкольников немного разные, меняются
педагоги, меняются иногда программные требования.
Преемственность в работе
дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в
том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут
учиться, т.е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки
овладения учебной деятельностью, на которые традиционно опирается
программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и
учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и
деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с
развитием произвольного поведения, умение работать по образцу и по
правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать.
Поэтому при организации педагогического процесса важен особый акцент на
усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных
средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития.
Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит
самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым
образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и
технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология
портфолио, познавательно-исследовательская деятельность и т.п.
(можно раскрыть с примерами)
Коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в
незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для
него социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми
помогает ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет
на формирование доброжелательных отношений с окружающими,
обеспечивает успешность совместной и учебной деятельности