Напоминание

Преемственность дошкольного и начального общего образования из опыта работы

Автор: Первакова Ольга Васильевна
Должность: ведущий специалист рис
Учебное заведение: МКУ управление образования
Населённый пункт: Кировская область Верхнекамский муниципальный округ г.Кирс
Наименование материала: Статья
Тема: Преемственность дошкольного и начального общего образования из опыта работы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Преемственность дошкольного и начального общего

образования

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием

актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности? Этот вопрос

сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами

личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и

находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.

Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с

детства.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования

рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного

образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь,

согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач,

содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на

каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии

ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной

стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного

детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие

основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков,

сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает

достижения ребёнка-дошкольника (а значит, действительно, знает о реальных

достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный

им потенциал.

Понятие

преемственности в философском словаре обозначает непрерывный

процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические

цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными

ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных

элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому

состоянию.

Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени

образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении

содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие,

физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный

период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное

формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и

накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого

развивающего мира – дошкольного и начального образования.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и

начального школьного образования сегодня выделяют:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого

компонента учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные способности учащихся.

4. Сформированность их творческого воображения, как направления

личностного и интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и

сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение

готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными

направлениями работы педагогов в образовательных учреждениях.

Дошкольное образование призвано создать основной фундамент развития

ребенка - базовую культуру его личности. Это позволит ему успешно овладеть

разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях

образования.

Программы детского сада и начальной школы предусматривают

преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и

развитию речи. Принципы преемственности и непрерывности образовательного

цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и

дошкольного учреждения, родителей (законных представителей)

воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств

дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций,

необходимых для обучения в школе.

Вместе с тем следует выделить основания преемственности, которые

обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению

программ первой ступени, являются ориентирами образовательного на этапе

дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального

общего образования.

Такими основаниями преемственности являются следующие.

- Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной

активности будущего ученика. Познавательная активность не только является

необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес

к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности

ребенка.

- Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих

(умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть

успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Это обучение

ребенка пространственному моделированию (кодированию), использованию

планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.

- Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и

личностном развитии ребенка. Это обеспечивается широким использованием

сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов

художественной деятельности, детского экспериментирования.

- Развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со взрослыми и

сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной

деятельности детей и взрослых (которая по сути всегда совместна) и в то же

время важнейшего направления социально-личностного развития. Развитие

коммуникативности осуществляется в совместной деятельности детей и

взрослых при партнерских способах взаимодействия взрослого с детьми как

образца взаимодействия между сверстниками, в обучении детей средствам

общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты,

взаимодействовать друг с другом.

Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и

начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети,

которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты

те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на

которые традиционно опирается программа первого класса школы. К ним

относятся: познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения

мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по

правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение работать

по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения,

умение обобщать. Поэтому при организации педагогического процесса важен

особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно

выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс

детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком

этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако

должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают

такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов,

технология портфолио, познавательно-исследовательская деятельность и

т.п.

Коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в

незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для

него социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми

помогает ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет

на формирование доброжелательных отношений с окружающими,

обеспечивает успешность совместной и учебной деятельности.

Разработан план работы с детьми старшего дошкольного возраста:

- Разговор с детьми о Дне знаний;

- Праздник День знаний;

- Экскурсии в школу;

- Встречи с первоклассниками;

- Игры в школу;

- Чтение художественной литературы о школе;

- Интеллектуальные викторины и др.

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой

являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу.

Посещение музея, что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания

детей. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, задают очень

много вопросов. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший

интерес, они рассказывают там стихи, много спрашивают, спортивный зал,

актовый зал, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш

детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу,

интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

Для педагогов составлен следующий план действий для решения данной

проблемы:

- составление плана совместной деятельности по обеспечению

преемственности;

- проведение профилактических мероприятий, таких как: «День открытых

дверей», «День Знаний», совместные праздники и т.д.;

- проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является

создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и

школьные годы. Нами были определены три основных направления

обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.

А именно:

- Методическая работа.

- Работа с родителями.

- Работа с детьми.

Методическая работа осуществлялась через проведение педсовета, бесед,

методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:

- Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.

- Психологическая готовность ребёнка к школе.

- Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.

Хотелось бы добавить взаимопосещение уроков в первых классах школы и

открытых занятий в подготовительных группах. Чтобы на занятиях в детском

саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном

году. После занятий педагоги бы обязательно совместно обсуждали насущные

проблемы и скорректировали свою деятельность, что давало бы возможность

совершенствовать методы обучения детей.

Задача воспитателей дошкольного учреждения донести до родителей всю

важность полноценной совместной жизни с ребенком, помочь родителям

вспомнить себя детьми. Работа с родителями ведётся на протяжении всего

учебного выпускного года. Для родителей разработаны темы родительских

собраний, совместных досугов с детьми, анкеты, памятки. Учителя будущих

первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний

проводятся индивидуальные консультации.

Такое сотрудничество ради детей и позволяет добиваться положительных

результатов в работе.

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст -

это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и

учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее

родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно

решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого

все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для

решения задачи преемственности.

Сегодня у нас традиционный семинар по преемствености дошкольного и начального

общего образовния. Тема эта всем знакома, но тем не менее актуальна всегда. Меняются

дети: Т.е каждый год результаты адаптации дошкольников немного разные, меняются

педагоги, меняются иногда программные требования.

Преемственность в работе

дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в

том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут

учиться, т.е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки

овладения учебной деятельностью, на которые традиционно опирается

программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и

учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и

деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с

развитием произвольного поведения, умение работать по образцу и по

правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать.

Поэтому при организации педагогического процесса важен особый акцент на

усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных

средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития.

Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит

самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым

образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и

технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология

портфолио, познавательно-исследовательская деятельность и т.п.

(можно раскрыть с примерами)

Коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в

незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для

него социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми

помогает ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет

на формирование доброжелательных отношений с окружающими,

обеспечивает успешность совместной и учебной деятельности