Автор: Долганева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ Вознесенский детский сад
Населённый пункт: с.Вознесенка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Азбука дорожной безопасности"
ПРОЕКТ:
«АЗБУКА
ДОРОЖНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ»
Подготовила:
воспитатель
Долганева Ирина Александровна
2024г
Паспорт педагогического проекта
Структура
Содержание
1
Тема
«Азбука дорожной безопасности»
Место
проведения
Новосибирская
область,
Баганский
район,
село
Вознесенка
Участники
проекта
воспитатель
группы
Долганева
Ирина
Александровна
воспитанники
старшей
возрастной
группы
«Теремок»
родители воспитанников группы «Теремок»
Возраст
воспитанников
Старшая возрастная группа 5-6 лет
Особенности
проекта
По характеру продукта: информационный
По количеству детей: групповой.
По продолжительности: среднесрочный 2 недели
Цель проекта
Формировать представления о правилах безопасного
дорожного поведения детей на дорогах.
Задачи проекта
Пополнить, упорядочить, закрепить знания
дошкольников о Правилах Дорожного
Движения.
Уточнить и закрепить знания о различных видах
транспорта и его назначение.
Продолжать формировать представления о
дорожных знаках, назначении светофора и его
сигналах и пешеходном переходе.
Воспитывать дисциплинированность и
сознательное выполнение правил дорожного
движения.
Активизировать совместную деятельность
родителей и детей.
Ресурсы проекта
Педагоги группы
Родители воспитанников
Воспитанники группы «Теремок»
Уголок по безопасности ДД в группе, зал по ПДД
Д/игры, плакаты, детская художественная
литература, энциклопедии по безопасности дорожного
движения
Изготовление Лэпбука «Дорожная безопасность»
Материалы для родительского уголка
Предполагаемы
е результаты
Предполагаемый результат деятельности:
Усвоение детьми знаний, представлений о правилах
дорожного
движения
в
условиях
дошкольного
учреждения.
Сформируются представления и закрепятся знания о
2
разнообразии
видов
транспорта
и
транспортных
средствах, а также пешеходных переходах, дорожных
знаках, светофоре представленных в образовательного
учреждении и на территории детского сада.
Сформированность навыков культуры поведения на
улице, на пешеходном переходе и в общественном
транспорте.
Активизация совместной деятельности детского сада и
семьи в вопросах безопасности.
Этапы работы
над проектом
I этап «Подготовительный»
II этап «Организационный»
III этап «Итоговый»
Актуальность проекта
По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий
становятся дети и родители с детьми. Дети очень возбудимы, динамичны и в
то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить
расстояние
до
приближающегося
автомобиля,
его
скорость
и
свои
возможности. Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов.
Ответственность
за
воспитание
грамотных
и
адекватных
участников
дорожного движения возлагается на воспитателей и родителей. Рассматривая
особую значимость работы в данном направлении, и те обстоятельство, что
детский сад является первой ступенью в системе непрерывного образования,
в тесном сотрудничестве с родителями. Нами был организована проектная
деятельность по теме «Азбука дорожного безопасности».
Предмет изучения:
Процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста основ
культуры безопасности по ПДД.
Проблема:
Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую
остроту. С изменением городом их стремительным ростом и ростом, всё
увеличивающихся магистралей, меняется и обстановка на дорогах. Так же с
большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на
дорогах нашей страны и с очень слабым привитием культуры безопасности, и
дисциплины всех участников дорожного движения.
Гипотеза:
Положительная
динамика,
эффективности
у
детей
среднего
дошкольного возраста может быть достигнута, при формировании навыков
безопасного поведения на улице, если в разных видах деятельности
(самостоятельной,
совместной,
непосредственно
образовательной)
будет
включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного
движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных
ситуаций.
3
ФОРМЫ
РАБОТЫ
С РОДИТЕЛЯМИ
ФОРМЫ
РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ
4
5
ЛИТЕРАТУРА ПО
ТЕМЕ ПРОЕКТА
ЛИТЕРАТУРА ПО
ТЕМЕ ПРОЕКТА
ЦЕЛЕВЫЕ
ПРОГУЛКИ,
ЭКСКУРСИИ
ЦЕЛЕВЫЕ
ПРОГУЛКИ,
ЭКСКУРСИИ
НОД
НОД
ИГРЫ:
ДИТАКТИЧЕСКИЕ,
СЮЖЕТНОРОЛЕВЫЕ
ИГРЫ:
ДИТАКТИЧЕСКИЕ,
СЮЖЕТНОРОЛЕВЫЕ
ВЫСТАВКА
ЛИТЕРАТУРЫ,
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ВЫСТАВКА
РЕБЕНКА
ВЫСТАВКА
ЛИТЕРАТУРЫ,
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ВЫСТАВКА
РЕБЕНКА
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
ФОРМЫ
РАБОТЫ С
ДЕТЬМИ
ФОРМЫ
РАБОТЫ С
ДЕТЬМИ
I этап Подготовительный
Мероприятия
Задачи
1. Изучение и анализ
уровня знаний и представлений
родителей и воспитанников по
предлагаемой теме.
(анкетирование родителей)
Определить уровень сформированности
знаний представлений о правилах
дорожного движения и безопасного
поведения на дороге
2. Подбор метод литературы
Методическое обеспечение проекта
литературой по теме
3. Подбор художественной
литературы и Интернет ресурсов.
Информационное обеспечение проекта.
4. Разработка и написание
конспектов мероприятий.
Планирование предстоящей работы.
II этап. Организационный.
Рассматривание
иллюстраций по теме
«Улица. Дорога.
Дорожные знаки»
Закрепить у детей понятие
участники движения,
транспорт города, проезжая
часть, тротуар, пешеход и т.д.
Воспитатели
Дети
Работа с
родителями.
Консультация:
«Правила
безопасности для
детей на дорогах».
Проинформировать родителей
и законных представителей о
начале проекта. Привлечь
внимание родителей к
актуальной теме безопасного
поведения детей на улицах
города.
Воспитатели
Родители
НОД
(Аппликация).
Тема: «Дорожные
знаки»
Учить детей создавать
композицию, продолжать
знакомить с дорожными
знаками. Напомнить и
закрепить правила
дорожного движения уже
знакомые детям.
Воспитатели
Дети
Буклет для
родителей:
«Безопасность на
дорогах».
Закрепление азбуки дорожной
безопасности для детей и
родителей законных
представителей
Воспитатели
Родители
«Беседа о правилах
дорожного
Учить детей правильно
называть элементы дороги;
Закреплять знания о
Воспитатели
Дети
движения»
знакомых правилах
дорожного движения;
Продолжать учить
ответственности за свое
поведение на дороге;
Самостоятельности,
наблюдательности,
вниманию;
Формировать у детей
навыки правильного
поведения на дороге;
Воспитывать культуру
поведения на дороге.
Чтение
художественной
литературы:
Сергей Михалков
«Дядя
Степа
постовой»
Познакомить детей с
профессией регулировщика.
Учить внимательно, слушать
произведение, оценивать
поступки героев. Делать
правильные выводы.
Воспитатели
Дети
Игра-
инсценировка
«Пешеходный
переход»
Продолжить знакомство с
пешеходным переходом.
Закрепить полученные ранее
знания.
Воспитатели
Дети
Беседа
«Безопасный,
пешеходный
переход».
Продолжить акцентировать
внимание детей на том, что
переходя дорогу по
пешеходному переходу,
необходимо сохранять
бдительность и все правила
поведения на проезжей части
дороги
Воспитатели
Дети
НОД
Коммуникативная
деятельность
Тема: «Учим
правила дорожного
движения».
Цель: закреплять знания
правил уличного дорожного
движения;
продолжать учить детей
дорожным знакам;
переходить улицу по
переходам при
разрешающем сигнале
светофора;
играть у дороги и на
тротуаре детям нельзя;
воспитывать умение
слушать и отвечать на
Воспитатели
Дети
7
вопросы взрослого четко и
внятно.
Буклет для
родителей:
«Взрослые берегите
нас! Мы ваше
будущее!»
Повышения эффективности
работы по профилактике
детского дорожно-
транспортного травматизма,
привлечения внимания
родителей к проблеме
обеспечения безопасности
дорожного движения
Воспитатели
Родители
Консультация для
родителей по теме:
«О правилах
дорожного
движения»
Профилактика и
акцентировать внимание
родителей на пропаганде
безопасного поведения детей
на дорогах и улицах горда,
предупреждение дорожно-
транспортного травматизма.
Воспитатели
Родители
Настольная игра
«Большая прогулка».
Активизировать словарь
детей по дорожной лексике,
Продолжать знакомить с
дорожными знаками.
Воспитатели
Дети
Целевая
прогулка по улице
Красногвардейская:
«Ознакомление с
дорожными знаками
и пешеходным
переходом»
Беседа с детьми.
«Если нет светофора.
Знакомство с
дорожными знаками».
Закрепить умение называть
знакомые дорожные знаки;
развивать
наблюдательность,
внимание;
закреплять навыки
осознанного поведения на
улице и использования
правил дорожного
движения.
Объяснить детям, как
правильно переходить дорогу,
если в близи, нет светофора.
Рассказать какие есть
дорожные ориентиры и знаки
для пешеходов. Познакомить с
дорожными знаками для
перехода, через дорогу.
Воспитатели
Дети
Воспитатели
Дети
Беседа с детьми.
«Если нет светофора.
Знакомство с
дорожными знаками».
Объяснить детям, как
правильно переходить дорогу,
если в близи, нет светофора.
Рассказать какие есть
дорожные ориентиры и знаки
Воспитатели
Дети
8
для пешеходов. Познакомить с
дорожными знаками для
перехода, через дорогу.
Словесная игра:
«Подставь словечко».
Продолжать учить детей
внимательно слушать
произведение, тренировать
способность подставлять
подходящее по смыслу и
рифме слово в тексте.
Воспитатели
Дети
Совместная
деятельность
родителей и детей по
подбору детских
стихов и литературы
по ПДД
.
Развивать систему
продуктивного
взаимодействия между
участниками образовательного
процесса. Формировать
интерес к книге.
Родители
Дети
НОД
Коммуникативная
деятельность
НОД
(Социальный мир)
Тема: «Правила
дорожного
движения знай и
соблюдай!»
Цель: формировать
представления детей о
правилах дорожного
движения и дорожных
знаках;
познакомить детей с
дорожными знаками;
закреплять представление о
том, что знаки делятся на
несколько групп
(предупреждающие,
информирующие,
запрещающие);
воспитывать культуру
поведения на улице,
вырабатывая потребность в
соблюдении правил
дорожного движения.
Воспитатели
Дети
Игра-моделирование
«Если на улице я
пешеход».
Воспитывать культуру
поведения детей на улицах и
дорогах города. Учить детей
правильно обходить
общественный транспорт
(автобус, маршрутное такси).
Воспитатели
Дети
Индивидуальная
изготовление
Лэпбука «Правила
дорожного
движения»
Изготовление макета по
изучению правил дорожного
движения для отрабатывания
навыка безопасного поведения
на улицах города и дорогах.
Семья воспитаника
9
Целевая прогулка:
«Экскурсия к
пешеходному
переходу».
уточнить знания детьми
правил поведения
пешеходов при движении по
тротуару;
познакомить детей с
понятием «перекресток»;
систематизировать знания о
видах транспорта;
прививать культуру
поведения по отношению к
пешеходам и к водителям
транспорта.
Воспитатели
Дети
НОД
(рисование).
Тема: «Транспорт
нашего города»
Цель: углублять и
расширять знания о
транспорте, учить детей
создавать композицию,
продолжать знакомить с
разной техникой рисования,
воспитывать интерес к
рисованию, желание
порисовать ещё;
Воспитатели
Дети
Папка –
передвижка:
«Дорожное
движение должно
быть безопасным».
Создание необходимых
условий для организации
деятельности родителей по
охране и безопасности
жизни детей.
Воспитатели
Родители
Беседа «Транспорт».
Развивать умение детей
различать виды наземного
транспорта (грузовые,
легковые, пассажирские).
Закрепить знания о частях
машины. Учить детей
объединять машины в группы.
Воспитатели
Дети
Дидактическая игра.
«Дорожные знаки».
Познакомить детей с видами
названиями машин.
Воспитатели
Дети
Игра «Отгадай-ка»
Учить детей отгадывать
загадки о наземном
транспорте, составленные
на описании и сравнении.
Воспитатели
Дети
10
Целевая прогулка с
целью ознакомления
детей с разными
видами транспорта.
Закрепить знания о
профессии водителя, о
необходимости соблюдения
правил дорожного
движения.
Упражнять в умении
классифицировать
транспорт по видам.
Активизировать словарь
детей словами-названиями
транспортных средств,
профессий людей,
управляющих этими
транспортными средствами.
Воспитатели
Дети
Консультация для
родителей по теме:
«Ребенок и опасности
на дорогах».
Дать представление
родителям о том, что они-
главный пример в
воспитании юного
грамотного пешехода.
Воспитатели
Родители
Чтение
стихотворений
«Мяч»
С. Маршака,
«Самокат»
Н. Кончаловской
Продолжать знакомить детей
с опасностями на улице,
приучать к соблюдению
правил дорожного движения;
формировать навык
безопасного поведения при
играх на улице.
Воспитатели
Дети
Совместная
работа детей и
воспитателя.
Изготовление
игрового модуля.
Привлечь детей к
изготовлению игры «Макет
перекрестка». Учить детей
использовать полученные
знания. Обогатить предметно-
развивающую среду по ПДЦ в
групповом помещении.
Воспитатели
Дети
НОД
Коммуникативная
деятельность
Тема: «В мире
транспорта»
Цель: Учить детей
обобщать,
классифицировать
транспортные средства,
продолжать учить детей
составлять описательный
рассказ, закреплять знания о
сигналах светофора.
развивать навыки
безопасного поведения на
дороге.
Воспитатели
Дети
11
НОД
(аппликация)
Тема: «Правила
дорожного
движения»
Цель: продолжить учить
детей составлять
композицию из цветной
бумаги;
закрепить умения вырезать
из бумаги;
закрепить умения работы с
ножницами и клеем;
развивать внимание и
творчество.
Воспитатели
Дети
Памятка для
родителей «Что
могу сделать Я?»
«Правила
дорожного
движения».
От поведения и образа
мысли зависит жизнь и
здоровье участников
дорожного движения.
Воспитатели
Родители
Родительское
собрание на тему:
«Здоровье наших
детей в наших
руках. Безопасность
на дорогах».
Формирование у родителей
чувства ответственности за
безопасность, здоровье и
жизнь своего ребенка.
Воспитатели
Родители
НОД
Познавательно –
исследовательская
деятельность
(безопасность)
Тема: «Петрушка на
улице»
Цель: знакомить детей с
правилами поведения в
общественных местах, на
улице, в транспорте;
учить детей быть
осторожными, помочь
запомнить и выполнять
правила дорожного
движения; формировать
умение реально оценивать
возможную опасность.
Воспитатели
Дети
НОД
Коммуникативна
я деятельность
(Социальный мир)
Тема: «Улицы
нашего села»
Цель: закрепить
представления детей о
правилах дорожного
движения и дорожных
знаках;
воспитывать культуру
поведения на улице,
вырабатывая потребность в
соблюдении правил
дорожного движения;
закрепить знания дорожных
Воспитатели
Дети
12
знаков во время перехода
через дорогу;
воспитывать уважение к
водителям и пешеходам.
III этап. Итоговый.
Совместная
работа детей и
родителей.
Выставка детской
литературы по ПДД.
Привлечь родителей к
совместной работе с детьми.
Повысить интерес родителей
к жизни группы (детского
сада).
Воспитатели
Родители
Дети
Представление игры-
подиума
Обогатить предметно-
развивающую среду по ПДД
в группе.
Воспитатели
Дети
Конкурс стихов:
«Правила дорожные
детям, знать и
помнить всем
положено».
Уточнить и систематизировать
знания детей о правилах
дорожного движения.
Заведующая
Старший
воспитатель
Воспитатели
Дети
13
Итоги проекта:
1.Удетей сформировались самостоятельность и ответственность в действиях на
дороге,
знания о культуре поведения на дороге.
2. Дети закрепили понятия: проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка,
пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор, дорожные знаки.
2. Закрепили представление о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о
пешеходном переходе, светофоре.
3. Изготовили макеты дорожных знаков, рисунки моделей машин, аппликация
машина у светофора, создание книжек-малышек «Машины всякие нужны, машины
всякие важны», макет перекрёстка с дорожными знаками.
4. Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам
безопасного поведения на улицах, в транспорте.
5. Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада, по
проблемам развития у детей навыков безопасного поведения на дорогах города.
14
Художественная литература для детей:
М.Б. Чистякова, серия «Солнышко», Нужные машины, ООО «Леда», при участии
«Слово А» и ООО «Алфея», 2012.
Сергей Волков, Про правила дорожного движения, «Омега», 2014.
С. Михайлов, Дорожные знаки, ООО Издательский дом «Детский мир», 2013.
С. Михайлов, Правила дорожного движения, ООО Издательский дом «Детский
мир», 2013.
Андрей Усачев, Правила дорожного движения, Изд. Самовар, 2014
Нина Дружинина, Важные машины, ООО «Форпост», 2012.
Елена Ульева, Забавные истории для малышей. Правила безопасности на прогулке.
Мозаика-Синтез, 2013.
Марина Дружинина, Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде. Правила
поведения на улице. Махаон, 2005.
Марина Дружинина, Мы идем через дорогу, ООО «Дрофа», 2002
Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»;
Михалков С. «Бездельник светофор»;
Маршак С. «Светофор»;
Мигунова «Уроки малышам» ПДД, «Светофор»;
10. Сапотницкая «Правила маленького пешехода»;
11. Про правила дорожного движения, ООО «Омега0пресс», 2002
Картотека стихов и произведений по ПДД.
Методическая литература:
1.
Алгоритм составления рассказа по теме «Улица города»; Алгоритм перехода
улицы;
2.
«Дети и дорога», методический комплект для воспитателей детского сада;
3.
Поддубная Л. «Правила дорожного движения для средней группы».
4.
Уроки для самых маленьких, «Правила маленького пешехода», ООО
«Издательский дом «Проф-пресс», 2014.
5.
Тимофеева Л. Л., Формирование культуры безопасности. Конспекты
современных форм организации детских видов деятельности, - СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС»2019.- 208с.
6.
Тимофеева Л. Л., Формирование культуры безопасности3-8 лет. Мы и
природа наглядно – методическое пособие для практических работ ДОО и
родителей СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС»2020.- 8с.
7.
Тимофеева Л. Л., Королева Н.И. Формирование культуры безопасности.
Взаимосвязь семьи и ДОО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-
ПРЕСС»2018.-179С.
8.
Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко «Дошкольникам о правилах дорожного
движения»;
15