Напоминание

"Влияние гаджетов на здоровье и когнитивное развитие детей дошкольного возраста".

Автор: Смирнова Екатерина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 16 комбинированного вида"
Населённый пункт: Тульская область, город Ефремов
Наименование материала: Статья
Тема: "Влияние гаджетов на здоровье и когнитивное развитие детей дошкольного возраста".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Влияние гаджетов на здоровье и когнитивное развитие детей

дошкольного возраста».

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок

не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не

потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его

развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир.

С

самого

рождения

дети

сталкиваются

с

современными

высокотехнологичными

достижениями.

Все

технические

новшества

становятся

бытием

подрастающего

поколения.

Компьютерные

игры,

интерактивные игрушки.

Согласно, результатам опроса, мобильные телефоны, ноутбуки, планшеты

и компьютеры стали частью большинства жителей России. По данным

ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в

неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения

со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей,

но и родителей. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе

серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия.

Как влияют гаджеты на развитие высших психических функций ребенка?

Рассмотрим сначала с позиции детской нейропсихологии.

Первый блок (энергетический)

В целом, структуры первого блока мозга обеспечивают человека

необходимой энергией для умственной деятельности. Чтобы обеспечить

человека необходимой энергией, требуется оптимальная для организма

двигательная активность, гармонизация периодов сна и бодрствования,

свежий воздух. Утренняя зарядка, прогулка, игры в движении, занятия

спортом,

стабильное

расписание,

смена

двигательной

и

умственной

активности — все это способствует нормальной работе энергетического

блока.

Планшеты и телефоны могут способствовать развитию энергетических

функций. Например, если мама включает видеоролик с утренней зарядкой и

вместе с ребенком ее делает, то мотивация ребенка к выполнению

физических упражнений значительно увеличивается, а энергия успешно

восполняется.

Если же ребенок предоставлен сам себе, часами играет с телефоном или

смотрит мультики, то функции первого блока мозга неизбежно угнетаются.

Обычно ребенок с гаджетом в руках сидит в одной и той же позе, не

двигается, не гуляет, мозг его не насыщается кислородом. Что происходит в

этот момент? Ребенок расходует много сил на то, чтобы переработать

получаемую информацию. Силы тратятся, но ребенок никак их не

восполняет — энергетические функции мозга страдают.

Второй блок — приема, хранения и переработки информации

Очень важно учить ребенка тому, как выглядят предметы, чем они

отличаются друг от друга, какие характерные признаки говорят нам о том,

что это за предмет. Таким образом развивается и обогащается наше

зрительное восприятие.

Гаджеты — полезное и удобное средство для демонстрации ребенку

подобных картинок, которые становятся материалом для анализа.

При этом следует помнить, что ребенок сам не сможет анализировать

зрительные образы предметов: в этом ему необходима помощь взрослого.

Когда родители вместе с ребенком рассматривают фотографии животных,

вместе анализируют, как они выглядят, где живут, чем питаются ,

происходит обогащение зрительного восприятия и информации о мире в

целом.

Если «живого» взаимодействия со взрослым не происходит и ребенок не

получает ответы на все свои вопросы относительно того материала, который

он

смотрит

(например,

научно-популярного

фильма

о

животных),

информация может не усвоиться.

Искажение целостного образа предмета

Поскольку поток информации при использовании телефона или

планшета поступает в основном через зрение и слух, формирование

целостного образа предмета со всеми его физическими характеристиками

может быть искажено. Иными словами, сформировать представление о весе,

размере,

текстуре,

материале,

функциях

и

других

физических

характеристиках

при

помощи

гаджета

невозможно.

Именно

поэтому

информация, которую дети получают с помощью гаджетов, должна

подкрепляться взаимодействием с реальными предметами.

Риски для речевого развития

Почему чрезмерное использование гаджетов может привести к задержке

речевого развития ребенка?

Во-первых, современные компьютерные игры, ролики, мультфильмы для

детей дошкольного возраста часто содержат только самые простые слова и

речевые обороты, сюжеты достаточно примитивны и потому доступны и

привлекательны

для

многих

детей.

Словесно-логическое

мышление

перестает быть необходимым для понимания общего смысла происходящего

на экране. Следовательно, развития речевых процессов не происходит.

Во-вторых, необходимость оперировать словами, называть предметы,

отвечать на вопросы, т. е. использовать речь для общения, появляется только

в случае взаимодействия с другим человеком. У ребенка, который использует

электронные

устройства

для

игр

и

просмотра

мультфильмов,

нет

необходимости с ними «общаться» посредством звучащей речи.

Развитие речи происходит только тогда, когда взрослый активно

включается

в

обсуждение

мультиков

и

игр,

а

также

может

при

необходимости пояснить смысл аудио- или видеофрагмента.

Сложности при восприятии пространства и времени

Пострадать могут и зрительно-пространственные функции. Ограничение

области зрительного сканирования, разные варианты расположения гаджета,

автоповорот

экрана

и

ограниченные

возможности

манипулирования

экранными

объектами

могут

привести

к

тому,

что

ребенок

будет

дезориентирован в реальном пространстве и в пространстве листа бумаги.

Восприятие времени, его естественного течения также может быть

искажено

из-за

неконтролируемого

использования

гаджетов:

ребенок,

который подолгу взаимодействует с экраном, не замечает, как проходит

время.

Третий блок — программирования и контроля

Развитие двигательной сферы, возможность выполнять серии движений

разной сложности — основа большинства видов деятельности человека. За

способность быстрого и плавного переключения с одного элемента

двигательного действия на другой отвечает функция серийной организации.

Ребенок,

который

часто

использует

гаджеты,

учится

плавности

переключения

только

применительно

к

тем

движениям,

которые

используются в гаджетах (например, нажимать кнопки в игре, управлять

героями). В реальной жизни его двигательная сфера может развиваться с

задержкой.

Длительное использование гаджетов и неправильный подбор

информации могут нанести вред развитию произвольных форм деятельности.

В первую очередь это касается детей с синдромом дефицита внимания.

Вместе с этим отдельные функции гаджетов (органайзеры, календари,

электронные дневники) можно использовать для облегчения планирования и

контроля деятельности, например, в течение дня или недели. Но все-таки

изначально лучше научить ребенка планировать свой день самостоятельно.

Как влияют гаджеты на развитие ребенка с позиции психологии и какую

опасность для психического здоровья они несут?

Проблема со здоровьем

Дети, которые постоянно играют в планшетный компьютер или

мобильный телефон, практически не двигаются, ведут малоподвижный

образ, да и сидят со своими любимыми гаджетами, зачастую, сутулясь. Все

это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой, лишний

вес. Нередко приводят к головным болям, поскольку статичное напряжение,

в

первую

очередь,

ощущают

мышцы

шеи.

От

этого

сдавливаются

кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к

головному мозгу. Отсюда и головные боли, которые проходят только после

хорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе.

Расстройства сна

По результатам исследований оказалось, что использование планшета в

течении 2 часов в режиме яркой подсветки, снижает концентрацию

мелатонина. Использование мобильных телефонов, планшетных устройств

крайне негативно влияет на сон ребенка. Ребенок могут присутствовать такие

факторы как раздражительность, повышенная утомляемость.

Агрессия

В любимых гаджетах, очень часто содержаться сцены насилия, которые

крайне негативно влияют на несформированную психику ребенка, делаю его

агрессивным по отношению к своим близким, друзьям. Жестокость и

агрессия становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение

порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных

действиях и не предвидят их последствий.

Проблема с концентрацией

В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей

неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии,

отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в

картину новой болезни «дефицит концентрации».

Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и

характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной

рассеянностью.

Снижается

способность

к

запоминанию

информации,

затрудняется формирование новых нейронных связей в лобных долях мозга.

Радиация

Почти двести ученых подписались под обращением в ООН 11 мая 2015

года, призывающее к защите от электромагнитного излучения современных

гаджетов. По словам экспертов (Martin Blank (USA) и многие другие), все

пользователи планшетов, ноутбуков, смартфонов входят в группу риска.

Излучения гаджетов вызывают повреждения ДНК в клетках и даже могут

стать причиной преждевременной смерти.

Кроме того, важным аспектом является влияние гаджетов на психическое

здоровье и социальное развитие дошкольников. Длительное взаимодействие

с

электронными

устройствами

может

приводить

к

повышенной

раздражительности, тревожности и проблемам с концентрацией внимания.

Дети, проводящие много времени за экранами, могут испытывать трудности

в установлении и поддержании социальных контактов, что может негативно

сказаться на их коммуникативных навыках и способности к взаимодействию

с другими детьми и взрослыми.

Еще

одним

важным

аспектом

является

влияние

гаджетов

на

сон

дошкольников. Исследования показывают, что использование электронных

устройств перед сном может нарушать режим сна, приводить к бессоннице и

ухудшению качества сна. Недостаток сна в свою очередь негативно

сказывается на общем самочувствии и когнитивных способностях детей, что

может привести к проблемам в обучении и поведении.

Проводя часы за сенсорным экраном, дети приобретают приводят к

появлению проблем в координации между процессами и командами

головного мозга и моторикой рук. Верхние конечности неадекватно

реагируют на сигналы головы, поэтому среди таких ребят наблюдались

случаи, не смогли даже бросить мяч по прямой линии. Длительное и

напряженное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и

планшетов приводят к развитию близорукости (особенно это проявляется у

тех, кто пренебрегает допустимым расстоянием от глаз до экрана, поднося

его слишком близко), а сухость напряженных глаз приводит к их

воспалению, а в последствии и инфицированию. Использование планшетов и

смартфонов на регулярной основе, вредит позвоночнику детей, который еще

имеет податливую структуру и может быстро искривится.

Когда мозг ребенка постоянно находится в цифровой среде, он получает

слуховую гиперстимуляцию и уже не способен воспринимать тонкие

звуковые различия, а тем более испытывать от этого удовольствие.

Чрезмерная стимуляция слуховых и вестибулярных областей мозга приводит

к повышению тревожности и расстройствам сна, что в свою очередь

сказывается на успеваемости. Яркие дисплеи планшетов провоцируют

постоянную визуальную стимуляцию, а при ее отсутствии, ребенку

становится сложно сконцентрироваться на воспринимаемой информации.

Помимо всего вышесказанного вред от использования планшетов и

смартфонов носит еще социальный и психологический характер, так как они

затягивают

дошкольника

своими

играми

и

мультимедийными

приложениями, вследствие чего у ребенка не развиваются в должной мере

коммуникативные навыки, что мешает полноценному общению, делая

ребенка раздражительным и погруженным в виртуальный мир фантазий.

Влияние гаджетов на неокрепший мозг ребенка, проблемы со здоровьем,

приобретаемые

дошкольниками

в

процессе

использования

гаджетов,

негативно сказывается на его познавательной активности.

В процессе игры, трогая руками предметы, ребенок как бы записывает в

свой мозг знание об объеме этих предметов. Ощущение пространства,

объема и соотношений – важнейшее условие развития познавательной

активности. Современные родители подкрепляют интерес детей в обучении

работой с гаджетами: когда какая-то задача изображена на экране, и ребенок

в виде познавательной игры может решить ее. Подменяя реальный

жизненный

опыт,

взаимодействию

с

гаджетами,

ребенок

лишается

возможности получения разнообразной сенсорной информации. В таких

обстоятельствах познавательное содержание предлагаемых программ, не

играет значительной роли, учитывая то, что дети дошкольного возраста в

большинстве своем не способны самостоятельно считать те смыслы, которые

для них в мультики и игры вкладывают взрослые. Дошкольники перестают

испытывать потребности в самостоятельном поиске информации, снижается

уровень их естественной любознательности.

Регулярное неконтролируемое использование гаджетов дошкольниками

приводит к недостаточной сформированности взятых для рассмотрения

показателей познавательной активности дошкольников:

- дети не могут в должной мере увлечься изучением материала, поскольку

привыкли к частой смене ярких визуальных образов и не способны к

длительной концентрации внимания на одной задаче;

- у детей снижается стремление выполнять разнообразные, особенно

сложные задания;

- однообразная деятельность быстро им наскучивает, пропадает желание

продолжать занятия;

- они не проявляют должной самостоятельности в выборе средств, способов

действий, достижении результата, осуществление контроля;

- в следствии недостаточно развитых коммуникативных навыков, дети реже

обращаются

к

воспитателю

с

вопросами,

характеризующими

их

познавательные интересы.

Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что результатом

использования

дошкольниками

гаджетов,

является

недостаточная

сформированность показателей их познавательной активности, что прямо

указывает на негативный характер влияния гаджетов на познавательную

активность дошкольников.

Совсем исключить электронные устройства из жизни ребенка нереально,

поэтому важны осознанность и баланс. Родители должны регулировать

время,

которое

ребенок

проводит

с

гаджетом,

использовать

его

целенаправленно и осмысленно, обращать внимание на контент. Все это пока

еще во власти родителей дошкольников. Именно это, а не собственно

гаджеты,

влияет

на

то,

что

почерпнет

и

приобретет

ребенок

при

использовании планшета, смартфона, ноутбука или компьютера.