Автор: Щербак Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ ЛНР "Беловодский ясли - сад №2 "Радуга"
Населённый пункт: Беловодск
Наименование материала: Современные образовательные технологии
Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
По определению Всемирной Организации Здравоохранения
«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-
оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые
осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и
родителей, ребёнка и доктора.
Задачи здоровьесберегающих технологий :
сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и
умственной работоспособности;
создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления
детей;
создание положительного эмоционального настроя и снятие
психоэмоционального напряжения
ВИДЫ
здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
1.
Технология сохранения и стимулирования здоровья (утренняя
гимнастика, дыхательная гимнастика, динамические паузы, подвижные и
спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,
гимнастика после сна)
2.
Технология обучения здоровому образу жизни (физкультурные
занятия, коммуникативные игры, точечный массаж, активный отдых,
спортивные праздники)
3.
Коррекционные технологии (арт-терапия, сказкотеррапия,
игротерапия, музыкотерапия, песочная терапия, релаксация,
артикуляционная гимнастика)
Сегодня я хотела бы поделиться своими наработками в вопросе использования
здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками младшей группы.
В своей работе я использую следующие виды сдоровьесберегающих
технологий
Дыхательная гимнастика
Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную
роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани
Улучшает дренажную функцию бронхов;
Восстанавливает
нарушенное носовое дыхание
Способствует восстановлению нормального крово - и
лимфоснабжения
Повышает общую сопротивляемость организма
Гимнастика для глаз
Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз
Укрепляет мышцы глаз
Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству
зрения на разных расстояниях)
Пальчиковая гимнастика
Способствует овладению навыкам мелкой моторики
Помогает развивать речь
Повышает работоспособность коры головного мозга
Развивает психические способности: мышление, память, воображение
Снимает тревожность
Гимнастика после сна
Поднимает мышечный тонус;
улучшает настроение;
профилактика простудных заболеваний;
укрепляет дыхательный аппарат;
предотвращает развитие проблем с осанкой, плоскостопие;
воспитывает привычки разминать тело после пробуждения.
Утренняя гимнастика
укрепляет опорно-двигательный аппарат;
повышает жизненный тонус;
укрепляет иммунитет;
тренирует терморегуляционный аппарат;
учит детей дышать через нос;
упражняет в плавном выдохе;
формирует умение выполнять движения по показу взрослого
воспитывает привычку здорового образа жизни
Динамические паузы
предупреждают утомления, восстановливают умственную
работоспособность
возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в
предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали
Прогулки, подвижные и спортивные игры
укрепляют здоровье детей;
способствуют их правильному физическому развитию;
содействуют овладению жизненно необходимыми двигательными
навыками, умениями и совершенствованию в них;
воспитывают необходимые морально-волевые и физические качества;
прививают организаторские навыки и привычку систематически
самостоятельно заниматься играми.
Физкультурные занятия
Способствуют формированию правильных двигательных умений и
навыков, двигательного опыта;
Позволяют формировать и развивать навыки самоорганизации;
Несут оздоровительную направленность;
Способствуют развитию психических процессов воли,
дисциплинированности, внимания;
Формируют активность, сознательное отношение к проводимым
упражнениям;
Дети приобретают знания об общих положениях, характерных для каждой
группы движений
Точечный массаж и самомассаж
Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье
Является профилактикой простудных заболеваний
Повышает жизненный тонус у детей
Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в
том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Коммуникативные игры
Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения,
умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого
человека, эмоциональной сферы.
Развивают умение действовать совместно и осуществлять само- и
взаимоконтроль за деятельностью;
учит доверять и помогать тем, с кем общаешься
Активный отдых и спортивные праздники
Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную
биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и
физического развития детей;
обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными
навыками и элементарными знаниями о физической культуре;
создать условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них
потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями
Арт-терапия
Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации
понимается как забота об эмоциональном самочувствии и
психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами
художественной деятельности.
Сказкотерапия
помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во
взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т.д.);
расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
корректирует поведение и развитие речи;
стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика в детском саду содержит в себе
упражнения, целью которых является улучшение подвижности органов
речевого аппарата, а также повышение соотношения объема вдоха и
выдоха, выработка различных поз и непосредственной точности движений
во время произношения
Песочная терапия
Песочная терапия для детей дошкольного возраста ставит перед собой
определенные задачи: Развитие самооценки и обретение веры в
себя. Развитие познавательных психических процессов. Формирование
ответственности в своих действиях и поступках
Музыкотерапия
Музыкoтерапия – это перспективное направление детском саду,
способствует коррекции психофизического здоровья детей. Слушание
грамотно подобранной музыки убирает напряженность и
раздражительность, повышает иммунитет детей, снимает головную и
мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Релаксация
Релаксация — это самый лучший способ снятия напряжения (нервного,
физического и психического), а также расслабления, что позволяет
ликвидировать фактор раздражения. Весьма полезна релаксация для детей.
После выполнения специальных упражнений ребенок становится
спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои
чувства. Упражнения для релаксации для детей играют большую роль.
Малыши начинают контролировать собственные действия и эмоции, а
также овладевают своими чувствами.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную
направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность
в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Применение в
работе
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
повышает
результативность
воспитательно-образовательного
процесса,
формирует
у
педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и
укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на
здоровый образ жизни.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!