Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Автор: Щербак Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ ЛНР "Беловодский ясли - сад №2 "Радуга"
Населённый пункт: Беловодск
Наименование материала: Современные образовательные технологии
Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

По определению Всемирной Организации Здравоохранения

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального

благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-

оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые

осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и

родителей, ребёнка и доктора.

Задачи здоровьесберегающих технологий :

сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и

умственной работоспособности;

создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления

детей;

создание положительного эмоционального настроя и снятие

психоэмоционального напряжения

ВИДЫ

здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

1.

Технология сохранения и стимулирования здоровья (утренняя

гимнастика, дыхательная гимнастика, динамические паузы, подвижные и

спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,

гимнастика после сна)

2.

Технология обучения здоровому образу жизни (физкультурные

занятия, коммуникативные игры, точечный массаж, активный отдых,

спортивные праздники)

3.

Коррекционные технологии (арт-терапия, сказкотеррапия,

игротерапия, музыкотерапия, песочная терапия, релаксация,

артикуляционная гимнастика)

Сегодня я хотела бы поделиться своими наработками в вопросе использования

здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками младшей группы.

В своей работе я использую следующие виды сдоровьесберегающих

технологий

Дыхательная гимнастика

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную

роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани

Улучшает дренажную функцию бронхов;

Восстанавливает

нарушенное носовое дыхание

Способствует восстановлению нормального крово - и

лимфоснабжения

Повышает общую сопротивляемость организма

Гимнастика для глаз

Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз

Укрепляет мышцы глаз

Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству

зрения на разных расстояниях)

Пальчиковая гимнастика

Способствует овладению навыкам мелкой моторики

Помогает развивать речь

Повышает работоспособность коры головного мозга

Развивает психические способности: мышление, память, воображение

Снимает тревожность

Гимнастика после сна

Поднимает мышечный тонус;

улучшает настроение;

профилактика простудных заболеваний;

укрепляет дыхательный аппарат;

предотвращает развитие проблем с осанкой, плоскостопие;

воспитывает привычки разминать тело после пробуждения.

Утренняя гимнастика

укрепляет опорно-двигательный аппарат;

повышает жизненный тонус;

укрепляет иммунитет;

тренирует терморегуляционный аппарат;

учит детей дышать через нос;

упражняет в плавном выдохе;

формирует умение выполнять движения по показу взрослого

воспитывает привычку здорового образа жизни

Динамические паузы

предупреждают утомления, восстановливают умственную

работоспособность

возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в

предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали

Прогулки, подвижные и спортивные игры

укрепляют здоровье детей;

способствуют их правильному физическому развитию;

содействуют овладению жизненно необходимыми двигательными

навыками, умениями и совершенствованию в них;

воспитывают необходимые морально-волевые и физические качества;

прививают организаторские навыки и привычку систематически

самостоятельно заниматься играми.

Физкультурные занятия

Способствуют формированию правильных двигательных умений и

навыков, двигательного опыта;

Позволяют формировать и развивать навыки самоорганизации;

Несут оздоровительную направленность;

Способствуют развитию психических процессов воли,

дисциплинированности, внимания;

Формируют активность, сознательное отношение к проводимым

упражнениям;

Дети приобретают знания об общих положениях, характерных для каждой

группы движений

Точечный массаж и самомассаж

Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье

Является профилактикой простудных заболеваний

Повышает жизненный тонус у детей

Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в

том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Коммуникативные игры

Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения,

умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого

человека, эмоциональной сферы.

Развивают умение действовать совместно и осуществлять само- и

взаимоконтроль за деятельностью;

учит доверять и помогать тем, с кем общаешься

Активный отдых и спортивные праздники

Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную

биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и

физического развития детей;

обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными

навыками и элементарными знаниями о физической культуре;

создать условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них

потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями

Арт-терапия

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации

понимается как забота об эмоциональном самочувствии и

психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами

художественной деятельности.

Сказкотерапия

помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во

взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т.д.);

расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;

корректирует поведение и развитие речи;

стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика в детском саду содержит в себе

упражнения, целью которых является улучшение подвижности органов

речевого аппарата, а также повышение соотношения объема вдоха и

выдоха, выработка различных поз и непосредственной точности движений

во время произношения

Песочная терапия

Песочная терапия для детей дошкольного возраста ставит перед собой

определенные задачи: Развитие самооценки и обретение веры в

себя. Развитие познавательных психических процессов. Формирование

ответственности в своих действиях и поступках

Музыкотерапия

Музыкoтерапия – это перспективное направление детском саду,

способствует коррекции психофизического здоровья детей. Слушание

грамотно подобранной музыки убирает напряженность и

раздражительность, повышает иммунитет детей, снимает головную и

мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Релаксация

Релаксация — это самый лучший способ снятия напряжения (нервного,

физического и психического), а также расслабления, что позволяет

ликвидировать фактор раздражения. Весьма полезна релаксация для детей.

После выполнения специальных упражнений ребенок становится

спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои

чувства. Упражнения для релаксации для детей играют большую роль.

Малыши начинают контролировать собственные действия и эмоции, а

также овладевают своими чувствами.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную

направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность

в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Применение в

работе

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

повышает

результативность

воспитательно-образовательного

процесса,

формирует

у

педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и

укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на

здоровый образ жизни.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!