Автор: Духан Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 "Геолог"
Населённый пункт: Калининградская область, Гурьевский район, п. Большое Исаково.
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Тема: "Рассказывание по картине В.Васнецова Аленушка"
КОНСПЕКТ НОД:
«Рассказывание по картине В.М. Васнецова «Аленушка»
Цель: Учить рассматривать картину, формировать умение правильно
воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в в
высказываниях,
воспитывать
умение
понимать
смысл
образных
выражений, подбирать эпитеты, сравнения к заданным словам.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать
любовь
к
художественному
творчеству, к художественному слову, воспитывать патриотические
чувства: любовь к родной природе.
Образовательные:
Учить
составлять
описательный
рассказ
по
картине,
используя
образные
выражения,
учить
понимать
многозначность некоторых слов
Развивающие: Развивать умение высказываться полно, развивать
образную монологическую речь, умение составить описательный
рассказ по рассказу воспитателя.
Материалы и оборудование: Репродукция картины «Аленушка»,
магнитная доска, указка.
Ход НОД:
Вводная часть:
Ребята, сегодня мы с вами будем рассматривать картину В.М.
Васнецова «Алёнушка».
Но сначала давайте подумаем и поговорим о значении слов бедность,
печаль, омут, темные.
Воспитатель: что может быть темным?
Дети: небо, ночь, вода, лента, лицо.
Воспитатель: Как можно об этом сказать по-другому?
Дети: темное - мрачное, не яркое, сумрачное.
Воспитатель: А как вы понимаете слово бедность?
Дети: - когда нет денег, нечего есть, негде жить.
Воспитатель: Если человек бедный. Как об этом сказать другими
словами?
Дети: небогатый, нищий, человек без денег.
Воспитатель: А что вы понимаете под словом печаль?
Дети: грусть, тоска, человек горюет, опечаленный.
Воспитатель: а кто знает что такое омут?
Если дети затрудняются воспитатель продолжает:
-Омут
это
очень
глубокое
место
в
реке,
вода
в
нем
часто
закручивается- получается водоворот. Про омут тоже можно сказать
темный.
Детям предлагается внимательно рассмотреть картину «Аленушка» .В
это время воспитатель включает элегию Ж. Массне.
Воспитатель: О ком эта картина?
Дети: Картина о девушке.
Воспитатель: Её зовут Алёнушка.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о девушке? Какая она? Какие у
нее лицо, поза, одежда? Где она сидит? Что с ней случилось? Как
художник показал, что девушка горюет?
Дети: Аленушка печальная, грустная. Она из бедной семьи- на ней
простая одежда. У нее печальное лицо, грустные глаза. Наверное
Алёнушку кто-то обидел.
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года изображено?
Дети: Ранняя осень.
Воспитатель: Какими красками написана эта картина?
Дети : художник выбрал темные краски.
Воспитатель: А предположите почему он выбрал темные краски?
Дети: наверное ему грустно и жалко девочку.
Воспитатель: А если бы вы написали эту картину, как бы вы ее назвали.
Дети: В лесу. У воды. Печаль. Грустная Аленушка. И т.д.
Воспитатель: послушайте как я расскажу про эту картину.
- Сюжет картины Васнецова В.М. навеян темой сиротства и страдания
детей, русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце
Иванушке.
Образ
Аленушки
пленяет
глубокой
искренностью
и
обаянием. Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к
глубокому омуту, что бы выплакать
обиду, нанесенную злыми
людьми, попечалиться своей тяжелой жизни. Вечер. Гаснет заря.
Сумерки спускаются на молодые сосенки. На потемневшую воду.
На камне одиноко сидит Алёнушка. В ее поникшей фигуре, в смуглом
печальном лице выражено горе и страдание. Темные широко
раскрытые глаза застилают слезы, взгляд неподвижен, шелковистые
каштаовые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам,
крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета девушка бедно.
На ней старенький сарафанчик, выцветшая голубая кофта, ноги босые,
а на дворе уже осень
Природа созвучна настроению девушки. Печально притихнув, застыли
вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания
природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность
воды. Над головой Алёнушки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь
ее успокоить, развеять ее грусть. Островерхие молодые сосенки,
острые стебли осоки, как бы охраняют девочку, защищают ее от злых
людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-
зеленый и ярко-коричневый цвета. Картина очень поэтична.»
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо-
Закачалось деревцо!
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше, выше.
Воспитатель: Теперь, я прошу одного из вас рассказать об этой
картине.
В заключении рассказа нужно рассказать, чем понравилась вам эта
картина.
Один ребенок рассказывает по картине.
Заключительная часть:
Воспитатель :Ребята, вы молодцы. Расскажите чем вам понравилась
эта карина.
Рассказы детей.
После НОД репродукция остается в группе на некоторое время, для
того что бы дети могли к ней подойти и рассмотреть в деталях.
Вечером можно выслушать еще несколько рассказов по картине.