Автор: Сидорова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Ямало - Ненецкий АО
Наименование материала: Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы
Тема: "Книга – лучший друг"
Конспект занятия
по познавательному развитию с детьми старшей группы
«Книга – лучший друг»
Цель: познакомить детей с понятием «бережливость», формировать навыки бережного отношения к
книге.
Задачи:
Образовательные:
закреплять знания детей о книге и ее значении в жизни человека;
обобщать представления детей о жанрах детской художественной литературы; обобщать полученные
знания об истории возникновения книги.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к книге; развивать у детей речевую активность, активизировать
словарь;
совершенствовать умение правильно строить ответ на поставленный вопрос, понятно
излагать свои мысли; продолжать развивать внимание, память, мышление, умение анализировать;
продолжать учить детей подклеивать книги.
Воспитательные:
воспитывать любовь и интерес к книге, бережное отношение к ней; воспитывать дружеские
взаимоотношения между детьми, умение действовать в команде, работать сообща.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций книг, портретов писателей, чтение
произведений различных жанров детской литературы, разучивание приветствия, пальчиковой
гимнастики о книгах, просмотр и обсуждение презентации «История возникновения книги».
Оборудование: книги на стеллаже, папка с изображениями писателей, цветные папки с книгами,
клей, ножницы, салфетки, листы плотной бумаги.
Место проведение: группа.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, везде ли у нас порядок? Не разбросаны
ли игрушки, не капает ли вода из крана, не горит ли зря свет? Сегодня ребята у нас необычное
занятие: мы с вами будем говорить о бережном отношении ко всему, что нас окружает. Например:
электричество и вода – это природные богатства страны, их надо беречь и расходовать экономно. А
теперь посмотрите вокруг, пожалуйста, и ответьте на вопрос: к чему ещё нужно относиться бережно?
(Ответы детей)
Воспитатель: А почему? Как вы думаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. А сейчас мы идем в гости к нашим книгам, к нашим верным друзьям.
Давайте поздороваемся с книгами.
(Дети подходят к выставке и произносят приветствие)
Здравствуйте, книги - наши друзья!
Рады мы встрече с вами всегда!
Будем вас мы беречь, уважать,
Вы нам помогаете мир узнавать!
Воспитатель: В нашем книжном уголке все книги имеют домик своего цвета. В синем домике живут
- сказки, в белом - рассказы, в красном - стихи, в желтом домике - энциклопедии, в зелёном - книги о
животных, в коричневом - книги о приключениях. У каждого человека есть любимые книги, которые
он постоянно перечитывает, или книги необходимые ему для работы. У нас такие книги
располагаются на выставке. Посмотрите на стеллаж и попробуйте отгадать, о какой сказке эта
загадка?
Маша в коробе сидит, далеко она глядит.
Кто несет ее, ответь, быстрыми шагами?
А несет ее медведь вместе с пирогами.
Провела его малышка, будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка. Это… (Маша и медведь)
Воспитатель: Найди эту книгу в нашем книжном уголке и покажите
(то же и по другим книгам)
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
(Колобок)
Жили-были семь ребят –
Белых маленьких козлят.
Мама очень их любила,
Молочком детей поила.
Тут зубами щелк да щелк
Появился серый волк.
(Волк и семеро козлят)
Воспитатель: Ребята, вы уже слышали много сказок. Назовите сказки, которые вы помните.
(Индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а как называется человек, который пишет рассказы стихи? сказки? (Ответы
детей).
Воспитатель: В этой папке собраны, знаменитые писатели. (Перечисляет и показывает фото).
Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть. Вы должны послушать вопрос и все вместе ответить
«Да» или «Нет».
Игра «Что любит Книга?»
Обложку – Да!
Грязные руки – Нет!
Закладку – Да!
Дождик и снег – Нет!
Бережное отношение – Да!
Ласку – Да!
Яичницу – Нет!
Чистые руки – Да!
Валяться на полу — Нет!
Драться – Нет!
Жить на книжной полке – Да!
Любознательных читателей – Да!
Воспитатель: Ребята, давайте возьмем по книге и полистаем её. Но сначала посмотрите на схему и
вспомните правила обращения с книгой.
Правила обращения с книгой:
1.
Нельзя перегибать книги.
2.
Нельзя загибать книжные страницы.
3.
Нельзя закладывать в книги карандаши.
4.
Нельзя писать и рисовать в книгах.
5.
Нельзя брать книги грязными руками.
6.
Нельзя читать книги во время еды.
Воспитатель: берём книгу, открываем. Мы знаем, что у каждой книги есть свой автор. Что еще мы в
ней видим? (Ответы детей).
Воспитатель: с помощью картинки, иллюстрации мы можем узнать, о чем написано в книге (Дети
рассматривают книги и делают выводы, о чём эта книга по иллюстрации)
Ребята, я предлагаю вам внимательно пролистать книги, и найдите те, которые нужно «полечить».
Затем, мы с вами вместе их подклеим.
(Дети листают книги и находят порванные.)
Прежде чем приступить к работе немного разомнёмся.
В шкаф я книги буду ставить,
(поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)
Стулья, стол – переставлять.
(руки согнуть в локтях, сжав пальцы в кулаки, повороты туловища.)
Кресла буду застилать.
(руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх)
С полки буду пыль стирать,
(правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)
Тумбу – в чистоте держать.
(левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)
И скажу вам без прикрас,
(две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)
Вся работа – просто класс!
(большие пальцы вверх)
Продуктивная деятельность «Книжкина больница»
Воспитатель: спасибо всем за работу, теперь книги послужат не только нам, но и тем ребятам,
которые придут, после вас.
Заключительная часть:
Итог:
Наше занятие подошло к концу, что вы сегодня узнали нового? (ответы детей) За бережное
отношение и чистоту, книги дарят вам вот такую интересную красочную книгу сказок.