Автор: Гаврилова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Д/сад 99 Домовенок"
Населённый пункт: Оренбургская обл,г.Орск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей
дошкольного возраста»
ХХI век, к сожалению – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем
дне: теракты с многочисленными жертвами, заказные убийства, бандитизм,
кражи детей на органы, увеличение частоты проявления разрушительных сил
природы, числа промышленных аварий и катастроф, бытовых пожаров и
дорожно – транспортных происшествий…
Чтобы хоть как – то защитить себя от такого многообразия негативизма,
необходимо знать и соблюдать правила безопасного поведения.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей является
актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной
необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения,
приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече
с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных
ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать
ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые
выступают для ребенка примером для подражания.
Задача взрослых (родителей и педагогов) состоит не только в том, чтобы
оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с
различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно
вести себя в различных ситуациях, выработать практические умения и
навыки поведения в играх, в быту, обучить правильным действиям.
Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому
главной задачей взрослых является стимулирование развития у них
самостоятельности и ответственности.
Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость,
доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и
любознательность определяют поведение в опасной ситуации и
способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое
развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования
последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость
уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность,
открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной
жизни.
Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети
должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и
безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем
следить за их выполнением.
Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице,
дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них
самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо
уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми
опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной
жизни, на практике.
Используйте самые различные приемы:
1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один;
ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.
2. Изучайте литературу, посвященную безопасности детей.
Большое значение отводится чтению художественных произведений, а
именно сказкам. Сказки — это учебник, по которому маленький человек
начинает учиться жить. Содержание сказок — жизненный опыт многих
поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые
должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки,
играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с
которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.
3.Задавайте вопросы.
Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все
равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить
правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А
вам (нам) как раз это и надо.
4.Прогулка.
Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его
безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом
воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации
или как избежать ее.
5. Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей.
Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте
вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей
познавательных процессов.
Пока дети находятся в заботливых руках родителей, никто серьезно не
задумывается над проблемами безопасности.
Полностью оградить их от любых происшествий не возможно. Придет время
и дошкольник пойдет в школу. Будет оставаться дома один. Сможет ли он
правильно поступить и предотвратить опасную ситуацию? Сможет ли
проявить самостоятельность в выборе правильного решения? Готов ли
защитить себя и избежать опасностей?
Каждый ребенок должен знать, как вести себя в природе с ядовитыми
растениями, опасными животными, как совершать безопасные походы.
Каждый должен быть осторожен в общении с незнакомыми людьми,
понимать, что не всегда за приятной внешностью скрываются добрые
намерения.
Каждый ребенок должен знать и соблюдать правила дорожного движения,
правила поведения в общественных местах и транспорте, уметь
ориентироваться на местности, если потерялся. Каждый должен знать и
уметь применять телефоны служб срочного реагирования.
Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста
мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и
укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Большой интерес у детей вызывают действия с реальными предметами быта.
Поэтому очень важно научить дошкольников с осторожностью, под
присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние
приборы и инструменты. Предметы домашнего быта являются источниками
потенциальной опасности для детей. Их условно можно разделить на 3
группы:
-предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички,
газовые плиты, розетки, включенные электроприборы).
-предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться
правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож, степлер).
-предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей
местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-
колющие инструменты).
Чтобы сформировать у дошкольников сознательное отношение к вопросам
личной безопасности и безопасности окружающих, необходима планомерная,
систематическая, профилактическая работа с детьми.
Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не
пытайтесь его запугать. Этим вы не научите ребенка правильно вести себя в
критической ситуации. Чрезмерное запугивание ребенка может угнетающе
воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем
развитии.
Какие же методы и приёмы эффективны в работе с детьми?
Конечно же, это разнообразные игры.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов
открыть себя миру и мир для себя. Рано ожидать от дошкольников, чтобы
они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это
решение им нужно подсказать.
Необходимо постараться уберечь малышей от возможных опасностей,
помочь им, показать пример, научить правильно и безопасно вести себя в
транспорте, в общественных местах, на улице, дома, в общении с
незнакомыми людьми.
Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно.
Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось
непонятным. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.
Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и
научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.
Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, и просто
взрослых людей.
Подготовила: воспитатель Вкк Гаврилова Елена Юрьевна
МДОАУ «Д/сад №99 «Домовенок» г.Орск