Напоминание

"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"

Автор: Гаврилова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Д/сад 99 Домовенок"
Населённый пункт: Оренбургская обл,г.Орск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация для родителей

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей

дошкольного возраста»

ХХI век, к сожалению – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем

дне: теракты с многочисленными жертвами, заказные убийства, бандитизм,

кражи детей на органы, увеличение частоты проявления разрушительных сил

природы, числа промышленных аварий и катастроф, бытовых пожаров и

дорожно – транспортных происшествий…

Чтобы хоть как – то защитить себя от такого многообразия негативизма,

необходимо знать и соблюдать правила безопасного поведения.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей является

актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной

необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения,

приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече

с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных

ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать

ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые

выступают для ребенка примером для подражания.

Задача взрослых (родителей и педагогов) состоит не только в том, чтобы

оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с

различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно

вести себя в различных ситуациях, выработать практические умения и

навыки поведения в играх, в быту, обучить правильным действиям.

Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому

главной задачей взрослых является стимулирование развития у них

самостоятельности и ответственности.

Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость,

доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и

любознательность определяют поведение в опасной ситуации и

способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое

развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования

последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость

уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность,

открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной

жизни.

Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети

должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и

безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем

следить за их выполнением.

Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице,

дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них

самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо

уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми

опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной

жизни, на практике.

Используйте самые различные приемы:

1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один;

ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.

2. Изучайте литературу, посвященную безопасности детей.

Большое значение отводится чтению художественных произведений, а

именно сказкам. Сказки — это учебник, по которому маленький человек

начинает учиться жить. Содержание сказок — жизненный опыт многих

поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые

должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки,

играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с

которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

3.Задавайте вопросы.

Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все

равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить

правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А

вам (нам) как раз это и надо.

4.Прогулка.

Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его

безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом

воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации

или как избежать ее.

5. Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей.

Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте

вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей

познавательных процессов.

Пока дети находятся в заботливых руках родителей, никто серьезно не

задумывается над проблемами безопасности.

Полностью оградить их от любых происшествий не возможно. Придет время

и дошкольник пойдет в школу. Будет оставаться дома один. Сможет ли он

правильно поступить и предотвратить опасную ситуацию? Сможет ли

проявить самостоятельность в выборе правильного решения? Готов ли

защитить себя и избежать опасностей?

Каждый ребенок должен знать, как вести себя в природе с ядовитыми

растениями, опасными животными, как совершать безопасные походы.

Каждый должен быть осторожен в общении с незнакомыми людьми,

понимать, что не всегда за приятной внешностью скрываются добрые

намерения.

Каждый ребенок должен знать и соблюдать правила дорожного движения,

правила поведения в общественных местах и транспорте, уметь

ориентироваться на местности, если потерялся. Каждый должен знать и

уметь применять телефоны служб срочного реагирования.

Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста

мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и

укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Большой интерес у детей вызывают действия с реальными предметами быта.

Поэтому очень важно научить дошкольников с осторожностью, под

присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние

приборы и инструменты. Предметы домашнего быта являются источниками

потенциальной опасности для детей. Их условно можно разделить на 3

группы:

-предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички,

газовые плиты, розетки, включенные электроприборы).

-предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться

правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож, степлер).

-предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей

местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-

колющие инструменты).

Чтобы сформировать у дошкольников сознательное отношение к вопросам

личной безопасности и безопасности окружающих, необходима планомерная,

систематическая, профилактическая работа с детьми.

Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не

пытайтесь его запугать. Этим вы не научите ребенка правильно вести себя в

критической ситуации. Чрезмерное запугивание ребенка может угнетающе

воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем

развитии.

Какие же методы и приёмы эффективны в работе с детьми?

Конечно же, это разнообразные игры.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов

открыть себя миру и мир для себя. Рано ожидать от дошкольников, чтобы

они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это

решение им нужно подсказать.

Необходимо постараться уберечь малышей от возможных опасностей,

помочь им, показать пример, научить правильно и безопасно вести себя в

транспорте, в общественных местах, на улице, дома, в общении с

незнакомыми людьми.

Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно.

Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось

непонятным. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.

Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и

научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.

Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, и просто

взрослых людей.

Подготовила: воспитатель Вкк Гаврилова Елена Юрьевна

МДОАУ «Д/сад №99 «Домовенок» г.Орск