Напоминание

Средства развития сенсорного воспитания у детей раннего возраста

Автор: Неверова Надежда Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20 "Дюймовочка" г. Павлово Нижегородской области
Населённый пункт: г. Павлово, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Средства развития сенсорного воспитания у детей раннего возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Средства развития сенсорного воспитания детей

раннего возраста».

Неверова Надежда Петровна,

воспитатель МБДОУ детского сада №20 г. Павлово

Дети начинают учиться через свои сенсорные системы с рождения.

Сенсорное развитие в раннем детстве важно для общего состояния здоровья

и дальнейшего благополучия, ведь именно оно формирует основу обучения и

восприятия ребенка. Дети начинают реагировать на сенсорную стимуляцию с

первых дней: они поворачивают голову на звук, следят за объектами глазами

и обнаруживают свои руки и ноги, прикасаясь к ним. Позже они начинают

развивать координацию глаз и рук и будут использовать свои руки, чтобы

дотронуться до того, что видят. Затем они начинают исследование системы

«глаза-руки-рот», отправляя предметы в ротовую полость, что стимулирует

чувство вкуса. Гораздо позже у них развивается зрительное восприятие

глубины, что позволяет им безопасно передвигаться, не падая с лестницы и

не натыкаясь на предметы. Хотя чувства развиваются независимо, к концу

первого года жизни дети достигают сенсорной интеграции. Тем не менее, по

мере того, как ребенок растет и приближается к школьному возрасту, ему

также важно развивать сенсорное восприятие. Развитие восприятия — это

основа, необходимая для любого формального обучения в будущем. У

ребенка-дошкольника,

который

испытывает

проблемы

с

развитием

восприятия, будут в дальнейшем проблемы, именно поэтому крайне важно,

чтобы дети получали раннюю стимуляцию для развития всех этих навыков.

Сенсорное восприятие — это организация, идентификация и интерпретация

информации, которая обрабатывается с помощью органов чувств. Иными

словами, это то значение, которое мозг придает информации, которую он

получает от органов чувств. Стоит отметить, что развитие сенсорного

восприятия у детей дошкольного возраста связано с понятием сенсорной

обработки, которое относится к тому, как мозг реагирует на многочисленные

сенсорные ощущения от ушей, глаз и других органов. Информация,

полученная от них, должна быть понята и правильно интерпретирована

мозгом, чтобы он мог подсказать телу, как правильно реагировать. Когда

мозг обрабатывает сенсорную информацию должным образом, ребенок

способен вести себя осмысленно и последовательно. С самого рождения

органы чувств посылают сигналы в мозг для обработки. Чем больше

информации отправляется в мозг, тем больше обрабатывается и тем больше

развивается мозг. Это означает, что лучший способ развить сенсорную

обработку для родителей — стимулировать чувства ребенка, чтобы он мог

учиться. Поднимая вопрос средств развития сенсорного восприятия, нельзя

не отметить, что один из лучших способов способствовать сенсорному

развитию ребенка — это сенсорная игра. Сенсорная игра — это любая

игровая деятельность, которая стимулирует следующие чувства ребенка:

вкус, осязание, слух, обоняние, а также его вестибулярный аппарат. В труде

«Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Л. С. Выготский,

известный российский психолог, предположил, что благодаря стимуляции

воображаемой игры на сенсомоторной стадии дети могут переходить к еще

более высоким формам символического мышления . Сенсорная игра

предполагает развитие сенсорного восприятия ребенка через продуктивные

виды деятельности: например, лепку, рисование, конструирование, игру с

песком или водой. Наиболее эффективная сенсорная игра — это игра,

носящая дидактический характер. Наличие правил, фиксированная структура

игровой

деятельности,

система

оценивания

эти

особенности

дидактической игры позволяют организовать сенсорное воспитание как

целенаправленный, логически выстроенный и содержательный процесс.

Посредством сенсорных дидактических игр ребенку дошкольного возраста

открывается широкий диапазон возможностей, благодаря чему его развитие

сенсорного восприятия происходит с большим успехом.

Во-первых, в процессе игровой деятельности ребенок воспринимает

окружающие предметы и их свойства. Ребенку предлагается сначала

обнаружить и осмыслить целостный облик предмета, с которым он

взаимодействует, а затем выделить его основные части и определить их

свойства — форму, размер, цвет, материал, запах и т. п.

Во-вторых, дидактическая игра вовлекает ребенка в пространственную

область: внимание уделяется определению соотношения частей предмета

друг с другом и их ориентации в пространстве.

В-третьих, ребенок получает возможность соотносить свойства и

признаки предмета с сенсорными эталонами. Сравнение в данном случае

выступает

в

роли

дидактического

метода,

благодаря

которому

устанавливаются черты сходства и различия между объектами, с которыми

ребенок взаимодействует. Также ряд дидактических игр базируется на

словесном обозначении признаков предмета: детям предлагается рассмотреть

несколько объектов, сказать, чем они похожи и чем различны, то есть

словесно сравнить их качества, — это позволяет детям достаточно прочно

овладеть сенсорными навыками.

В отечественной психологии и науке изучением и разработкой

сенсорных игр, носящих дидактический характер, занимались Е. В.

Зворыгина, Е. И. Тихеева, Н. Н. Поддьяков. Обобщая труды данных

исследователей, можно выделить следующие виды игр, развивающих

сенсорное восприятие детей дошкольного возраста:

Игры-поручения, в основе которых детский контакт с игрушками и

прочими объектами;

Игры-соревнования, побуждающие ребенка соперничать, состязаться с

другими детьми для достижения победы;

Игры-загадки,

основанные

на

изображении

одного

предмета

посредством другого и требующие мыслительной деятельности детей

для поиска отгадки;

Сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок играет какую-либо роль;

Игры-прятки, основанные на том, что какой-либо предмет исчезает, а

затем появляется.

Практически любая игровая деятельность оказывает положительный эффект

на развитие сенсорного восприятия. Кроме того, обогатить опыт сенсорного

восприятия

помогает

использование

дидактических

игрушек

и

вспомогательных предметов в процессе игровой деятельности. Игрушки для

сенсорного развития можно классифицировать следующим образом: мягкие

игрушки — влияют, прежде всего, на тактильный аспект сенсорного

восприятия;

игрушки,

развивающие

координацию

движений

(игровые

коврики, ленты, массажные поверхности, дорожки); игрушки-конструкторы

простого (пирамидки, кубики, цилиндры, шары) и сложного (паззлы,

мозаики, наборы для сборки) типа; музыкальные игрушки (погремушки,

флейты, трубы, барабаны). Каждый из типов, воздействуя на тактильные,

оптические, акустические ощущения, позволяет ребенку познакомиться с

окружающими предметами, научиться ими пользоваться, что положительно

сказывается и на развитии сенсорного восприятия.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что развитие

сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста — это процесс,

который требует особого внимания и сопровождения. Основополагающим

средством данного процесса служит сенсорная игра, применяемая с

дидактическими целями. Немалую роль для формирования сенсорного опыта

играет и применение игрушек и прочих вспомогательных предметов. В

результате такого воспитания, которое ориентировано на формирование

нормального

сенсорного

восприятия,

ребенок

осваивает

способы

чувственного познания мира, формирует представления о внешних свойствах

предметов, совершенствует сенсорные навыки. Сенсорное воспитание –

фундамент умственного развития ребенка дошкольного возраста.