Напоминание

Игровые технологии в речевом развитии дошкольников.

Автор: Менглязова Залина Айнадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №3 "Березка"
Населённый пункт: г.Нефтекумск, Ставропольский край
Наименование материала: Публикация.
Тема: Игровые технологии в речевом развитии дошкольников.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

.

Игровые технологии в речевом развитии дошкольников

Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и

активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре

дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая

барьер стеснения из-за неправильной речи.

Понятие «игровые

технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов

организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются

вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей

педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, и характеризуются учебно-

познавательной направленностью.

Если проанализировать речевое развитие дошкольников, то

многие дети испытывают трудности в

звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас

и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных,

слова однозначны, язык невыразителен.

Поэтому и есть необходимость работы по формированию всех компонентов речи.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании системы работы по речевому развитию детей

дошкольного возраста через использование игровых технологий с помощью различных форм, методов и

приемов.

Данный опыт работы направлен на развитие речи детей дошкольного возраста посредством

использования различных игр: дидактических игр и упражнений, словесных, развивающих, пальчиковых

игр, подвижных игр с текстом, хороводных игр, игровых ситуаций, игр-путешествий, игр-драматизаций,

игр-инсценировок, способствующих формированию коммуникативной компетентности ребенка, его

успешной социализации и развитию культуры общения.

Целью педагогического опыта является формирование интереса к процессу обучения, успешная

подготовка детей к школе и их дальнейшая социализация в обществе.

Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

- использование игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста в

образовательной, в совместной, а также в самостоятельной деятельности детей;

- реализация личностно-ориентированного подхода как важного условия эффективности процесса

обучения;

- повышение качества проведения ООД на основе внедрения игровых технологий;

- интегрирование разных видов игр в педагогическом процессе;

- повышение речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с посредством игровой

деятельности.

Одним из эффективных средств развития интереса к образовательному процессу, наряду с другими

методами и приемами, являются дидактические игры и упражнения. Дидактическая игра для детей

наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Дидактические игры

стимулируют мыслительные процессы, а, следовательно, и речь ребенка. Именно поэтому значительное

место по развитию речи дошкольников педагоги уделяют дидактическим играм и упражнениям.

Дидактические игры, которые проводятся во время ООД, применяются и в совместной деятельности с

детьми с целью закрепления и систематизации знаний.

В группах созданы необходимые условия для речевой практики детей: организован центр «Книга –

наш друг», который оснащен необходимыми печатными пособиями, демонстрационным материалом,

наглядно-дидактическими пособиями и т.д. Центр активности пополнен картотеками по образовательной

области «Речевое развитие».

Созданные в групповых комнатах речевые центры, предусматривают возможность создания

содержательной и разнообразной игровой деятельности, учитывает личностно-ориентированный подход.

Во время свободной деятельности дети могут также найти для себя увлекательное занятие, используя

имеющийся игровой материал: организовать знакомые словесные, хороводные, развивающие игры,

выполнить игровые упражнения на развитие мелкой и общей моторики, игровые упражнения на развитие

графо-моторных функций, рассмотреть тематические альбомы, наборы предметных, сюжетных

картинок, иллюстраций в соответствии с тематикой образовательной деятельности.

В этом учебном году в нашем детском саду открылась дополнительная платная образовательная

услуга «Логопедия». Педагог-логопед активно использует дидактический материал, решая основные

задачи по формированию звуковой культуры речи: развитие артикуляционного аппарата, четкой

артикуляции звуков, фонематического слуха, правильного произношения всех звуков в словах и

фразовой речи. Детям оказывается помощь в овладении правильным речевым дыханием, умением

пользоваться голосом в соответствии с условиями общения, в формировании спокойного темпа и

интонационной выразительности речи.

Также педагоги в своей деятельности используют пальчиковые игры. Известно, что уровень развития

речи зависит от степени сформированности мелкой моторики рук: если она соответствует возрасту, то и

речевое развитие детей находится в пределах нормы. Поэтому важно включать упражнения по развитию

мелкой моторики пальцев рук не только в образовательную деятельность, но и в свободную деятельность

детей, в каждую свободную минутку режимных моментов. Пальчиковые упражнения разнообразны по

содержанию, их можно разделить на группы и определить назначение:

Игры – манипуляции. Эти упражнения ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью

взрослого. (« Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока»)

Сюжетные пальчиковые упражнения - к этой группе относятся такие упражнения, которые позволяют

детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, растения при

помощи пальцев.

Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой - ребёнок может поочерёдно соединять пальцы

каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и

разжимать и в это время произносить звуки.

Развитие речи также напрямую связано с движениями. Поэтому ФГОС ДО включают в себя

организацию двигательной активности на занятиях. Эффективнее всего включать в занятия подвижные

игры. Подвижная игра направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения.

Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей, снять

напряжение, способствуют переключению с одной деятельности на другую. Используемые в подвижных

играх

зазывалки,

«выручалочки»

формируют

четкость,

ритмичность

произношения,

вызывает

эмоциональный отклик у детей;

Игры – драматизации, сюжетно-ролевые игры. Важно научить детей не только говорить текст от

лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями.

Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования

грамматического строя речи. В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента

распределения ролей, выполнения ролевых действий, игры в корреспондентов - телерепортёров

помогают раскрепостить детей, приобрести навыки публичных выступлений, научить говорить

выразительно, четко и правильно.

Игры-драматизации, разные виды театральных игр способствуют развитию речевой активности,

которые развивают вкус и интерес к художественному слову, выразительности речи, художественно-

речевой деятельности.

Вся работа по речевому развитию проводится в тесном сотрудничестве с родителями, их

педагогическое просвещение в речевом развитии осуществляется в определенной системе. Используются

средства обратной связи: опросы, анкетирование родителей («Развитие связной речи»). Организуются

групповые

родительские

собрания,

проводятся

консультирования:

индивидуальные

беседы,

рекомендации, консультации. Пользуются популярностью у родителей наглядная информация в виде

буклетов, информация на стенде «Для Вас, родители».

Результаты диагностики в этом учебном году показали, что положительные результаты достигнуты

благодаря ежедневной развивающей деятельности, использованию игровых технологий в речевом

развитии детей старшего дошкольного возраста. Наблюдается развитие всех компонентов устной речи

детей, связной речи – (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской

деятельности. Так же в ходе наблюдений было отмечено, что дети стали более общительными, не боятся

высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни.

Новые формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют,

модернизируют, дополняют. Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься

сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый

результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

Таким образом, в результате систематического использования игровых технологий у детей повысился

интерес к ООД, дети готовы к школе, отзывы родителей и учителей положительные.