Автор: Менглязова Залина Айнадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №3 "Березка"
Населённый пункт: г.Нефтекумск, Ставропольский край
Наименование материала: Публикация.
Тема: Игровые технологии в речевом развитии дошкольников.
.
Игровые технологии в речевом развитии дошкольников
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и
активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре
дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая
барьер стеснения из-за неправильной речи.
Понятие «игровые
технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов
организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются
вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, и характеризуются учебно-
познавательной направленностью.
Если проанализировать речевое развитие дошкольников, то
многие дети испытывают трудности в
звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас
и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных,
слова однозначны, язык невыразителен.
Поэтому и есть необходимость работы по формированию всех компонентов речи.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании системы работы по речевому развитию детей
дошкольного возраста через использование игровых технологий с помощью различных форм, методов и
приемов.
Данный опыт работы направлен на развитие речи детей дошкольного возраста посредством
использования различных игр: дидактических игр и упражнений, словесных, развивающих, пальчиковых
игр, подвижных игр с текстом, хороводных игр, игровых ситуаций, игр-путешествий, игр-драматизаций,
игр-инсценировок, способствующих формированию коммуникативной компетентности ребенка, его
успешной социализации и развитию культуры общения.
Целью педагогического опыта является формирование интереса к процессу обучения, успешная
подготовка детей к школе и их дальнейшая социализация в обществе.
Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:
- использование игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста в
образовательной, в совместной, а также в самостоятельной деятельности детей;
- реализация личностно-ориентированного подхода как важного условия эффективности процесса
обучения;
- повышение качества проведения ООД на основе внедрения игровых технологий;
- интегрирование разных видов игр в педагогическом процессе;
- повышение речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с посредством игровой
деятельности.
Одним из эффективных средств развития интереса к образовательному процессу, наряду с другими
методами и приемами, являются дидактические игры и упражнения. Дидактическая игра для детей
наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Дидактические игры
стимулируют мыслительные процессы, а, следовательно, и речь ребенка. Именно поэтому значительное
место по развитию речи дошкольников педагоги уделяют дидактическим играм и упражнениям.
Дидактические игры, которые проводятся во время ООД, применяются и в совместной деятельности с
детьми с целью закрепления и систематизации знаний.
В группах созданы необходимые условия для речевой практики детей: организован центр «Книга –
наш друг», который оснащен необходимыми печатными пособиями, демонстрационным материалом,
наглядно-дидактическими пособиями и т.д. Центр активности пополнен картотеками по образовательной
области «Речевое развитие».
Созданные в групповых комнатах речевые центры, предусматривают возможность создания
содержательной и разнообразной игровой деятельности, учитывает личностно-ориентированный подход.
Во время свободной деятельности дети могут также найти для себя увлекательное занятие, используя
имеющийся игровой материал: организовать знакомые словесные, хороводные, развивающие игры,
выполнить игровые упражнения на развитие мелкой и общей моторики, игровые упражнения на развитие
графо-моторных функций, рассмотреть тематические альбомы, наборы предметных, сюжетных
картинок, иллюстраций в соответствии с тематикой образовательной деятельности.
В этом учебном году в нашем детском саду открылась дополнительная платная образовательная
услуга «Логопедия». Педагог-логопед активно использует дидактический материал, решая основные
задачи по формированию звуковой культуры речи: развитие артикуляционного аппарата, четкой
артикуляции звуков, фонематического слуха, правильного произношения всех звуков в словах и
фразовой речи. Детям оказывается помощь в овладении правильным речевым дыханием, умением
пользоваться голосом в соответствии с условиями общения, в формировании спокойного темпа и
интонационной выразительности речи.
Также педагоги в своей деятельности используют пальчиковые игры. Известно, что уровень развития
речи зависит от степени сформированности мелкой моторики рук: если она соответствует возрасту, то и
речевое развитие детей находится в пределах нормы. Поэтому важно включать упражнения по развитию
мелкой моторики пальцев рук не только в образовательную деятельность, но и в свободную деятельность
детей, в каждую свободную минутку режимных моментов. Пальчиковые упражнения разнообразны по
содержанию, их можно разделить на группы и определить назначение:
Игры – манипуляции. Эти упражнения ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью
взрослого. (« Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока»)
Сюжетные пальчиковые упражнения - к этой группе относятся такие упражнения, которые позволяют
детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, растения при
помощи пальцев.
Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой - ребёнок может поочерёдно соединять пальцы
каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и
разжимать и в это время произносить звуки.
Развитие речи также напрямую связано с движениями. Поэтому ФГОС ДО включают в себя
организацию двигательной активности на занятиях. Эффективнее всего включать в занятия подвижные
игры. Подвижная игра направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения.
Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей, снять
напряжение, способствуют переключению с одной деятельности на другую. Используемые в подвижных
играх
зазывалки,
«выручалочки»
формируют
четкость,
ритмичность
произношения,
вызывает
эмоциональный отклик у детей;
Игры – драматизации, сюжетно-ролевые игры. Важно научить детей не только говорить текст от
лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями.
Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования
грамматического строя речи. В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента
распределения ролей, выполнения ролевых действий, игры в корреспондентов - телерепортёров
помогают раскрепостить детей, приобрести навыки публичных выступлений, научить говорить
выразительно, четко и правильно.
Игры-драматизации, разные виды театральных игр способствуют развитию речевой активности,
которые развивают вкус и интерес к художественному слову, выразительности речи, художественно-
речевой деятельности.
Вся работа по речевому развитию проводится в тесном сотрудничестве с родителями, их
педагогическое просвещение в речевом развитии осуществляется в определенной системе. Используются
средства обратной связи: опросы, анкетирование родителей («Развитие связной речи»). Организуются
групповые
родительские
собрания,
проводятся
консультирования:
индивидуальные
беседы,
рекомендации, консультации. Пользуются популярностью у родителей наглядная информация в виде
буклетов, информация на стенде «Для Вас, родители».
Результаты диагностики в этом учебном году показали, что положительные результаты достигнуты
благодаря ежедневной развивающей деятельности, использованию игровых технологий в речевом
развитии детей старшего дошкольного возраста. Наблюдается развитие всех компонентов устной речи
детей, связной речи – (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности. Так же в ходе наблюдений было отмечено, что дети стали более общительными, не боятся
высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни.
Новые формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют,
модернизируют, дополняют. Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься
сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый
результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
Таким образом, в результате систематического использования игровых технологий у детей повысился
интерес к ООД, дети готовы к школе, отзывы родителей и учителей положительные.