Автор: Коновалова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Дюймовочка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Анималотерапия-средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста"
«Анималотерапия – средство социально-личностного развития детей
дошкольного возраста»
Подготовила: Коновалова Оксана Николаевна
Дети очень любят животных. Имеются интересные результаты
психологических исследований о том, что дети, у которых есть домашние
питомцы, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления,
внимания, речи. У них выше познавательная мотивация, лучше развиты
пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на
установление причинно-следственных связей. Коррекционную работу с
детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении,
имеющими неадекватную самооценку, нарушения в поведении, можно
проводить с помощью метода анималотерапии.
Анималотерапи
я
– это метод оказания психологической помощи через
взаимодействие с животными и их символами в виде (образов, рисунков,
игрушек). Помогает преодолеть страхи и тревожность, раскрыть
дополнительные возможности в личности и поведении детей, снять
психоэмоциональное напряжение, развивать способность сочувствовать,
сопереживать, понимать состояние окружающих, т.е. качества, которые
необходимы для успешного общения и социализации ребенка в обществе.
В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами
психокоррекции :
Сказкотерапия - Метод, использующий сказочную форму для интеграции
личности детей, речевого развития, развития творческих способностей,
расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим
миром.
Куклотерапия – метод комплексного воздействия на детей,
предполагающий использование кукол и театральных приемов для
профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка.
Игротерапия –игры с мягкими игрушками животных и птиц вызывают у
детей положительные эмоции, способствуют коммуникативных навыков,
произвольной регуляции, а также погрузится в мир эмоций через образы
животных.
Арттерапия - (прорисовывание образов животных, их настроение на песке,)
Анималотерапевтический метод расширяет сенсорный опыт ребенка,
развивает целостность восприятия, дает импульс фантазии и воображению.
Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий –
это настоящие социализированные животные и их символы: образы, рисунки,
сказочные персонажи, игрушки. Например, просмотр
фильмов о животных или с участием животных-прекрасный способ
расслобления, и отключения от ситуации. В психотерапии используются как
лечебное средство и звуки животных. Этот метод не нов. Так, еще в Древней
Индии «прописывали» в качестве лекарства прослушивание птичьего пения.
Работа с образами животных включена во многие виды психотерапии.
Используются образы в сказкатерапии. В русских народных сказках,
использующие образы животных, представлен ценнейший опыт общения и
взаимодействия, опыт разрешения труднейших загадок, который порой
ставит перед человеком жизнь.
Выделяют следующие виды анималотерапии:
- Ненаправленная анималотерапия –взаимодействие с животными в
домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их
терапевтического значения.
- Направленная анималотерапия – целенаправленное использование
животных и их символов по специально разработанным терапевтическим
программам. Этот вид анималотерапии используют специально обученных
животных. Направленная анималотерапия, в свою очередь, подразделяется
на виды в зависимости от того, какие именно животные используются –это
Иппотерапия – лечение с помощью лошодей, общаясь с лошодью,
ухаживая за ней, ребенок получает яркий положительный эмоциональный
заряд, ребенок получает возможность преодолеть свой страх, достичь успеха,
одержать пусть небольшую, но победу, испытать гордость, почувствовать
себя способным преодолеть трудности.
Дельфинотерапия – лечение при помощи дельфинов. Дельфины
считаются самыми умными млекопитающими, обладающими высоким
интеллектом, добрым и веселым нравом. Ультразвуковой сигнал, с помощью
которого эти животные общаются между собой, положительно влияет на
мозговую деятельность малышей и способствует развитию центральной
нервной системы.
Канистерапия – лечение при помощи собак
.
Канистерапия является одним
из самых востребованных видов зоотерапии из-за своей доступности и
социального поведения животных. Терапия применяется как
вспомогательная психотерапевтическая методика при работе с пациентами,
которые тяжело идут на контакт. Помагает развитию эмоциональных.
Умственных способностей, а также развитию двигательных функций.
Канистерапию применяют для улучшения состояния детей больных с
аутизмом, синдрома Дауна, церебральным
параличом.
Фелинотерапия – лечение при помощи кошек. Дети с ментальными
нарушениями положительно относятся к присутствию кошки рядом, она
ластится к больному, лижет ему руки, лицо. Ее тепло и умиротворяющие
мурчание позваляет ребенку приобрести эмоциональную устойчивость и
сформировать коммуникативные навыки. Также большой положительный
эффект фелинотерапии установлен при воздействии кошек на детей с
отставанием умственного развития, а также при невротических и
психических заболеваниях детей.
Доказано, что взаимодействие с животными способствует успешному
слиянию ребенка с социумом, формирует его компетентность; нормализует
нервную систему; избавляет от страхов и агрессии; снимает тревожность и
стресс; стимулирует межличностные отношения. Благодаря проявлению
заботы о более слабом существе, ребенок чувствует, что становится
значимым, что благополучно отражается на его самооценке. А доверие,
которым награждает его животное делает малыша ответственным.