Напоминание

"Берегите птиц зимой"

Автор: Исламова Ирина Мунавировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №31 "Красная шапочка"
Населённый пункт: Город Набережные Челны, республика Татарстан
Наименование материала: воспитательное мероприятие
Тема: "Берегите птиц зимой"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Воспитательное мероприятие на тему:

«Берегите птиц зимой»

Исламова Ирина Мунавировна, воспитатель

МБДОУ детский сад №31 «Красная шапочка», город Набережные Челны

Цель: Закрепить представления воспитанников о зимующих птицах.

Задачи:

Расширять знания детей о птицах, их образе жизни, роли человека в

жизни пернатых;

Развивать в детях ответственность за «братьев наших меньших;

память, мышление, речь;

Воспитывать любовь, сострадание и милосердие к пернатым, желание

помочь им.

Оборудование: фонограмма с голосами птиц, картинки зимующих и

перелётных птиц, два мольберта, картинка с изображением птиц на

кормушке, кормушки разных видов, корм.

Ход мероприятия

- Здравствуйте, ребята. Обратите внимание на картину, которую я

прикрепила на доску (картина с изображением зимующих птиц на

кормушке).

- Я хочу начать наше мероприятие со стихотворения.

Стали дни короче, ночи холодней,

Не поёт уж больше, песен соловей

В сером небе снова журавлиный клин

Улетает наше лето вместе с ним.

- Ушли тёплые солнечные денёчки, стало холодно, пасмурно и на смену

осени придёт холодная зима. Мы, люди, можем укрыться от холода дома, у

нас есть запасы еды и можем купить продукты в магазине. А вот нашим

пернатым друзьям становится очень тяжело. Как вы думаете, почему птицам

становится тяжело с приходом холодов?

- Исчезают насекомые. Снег зимой покрывает землю и им тяжело найти еду.

- Вы знаете, что многие птицы улетают в тёплые края. Но есть птицы,

которые остаются зимовать. Назовите, как называют птиц, которые улетают в

тёплые края и которые остаются зимовать.

-Зимующие и перелётные.

- Верно. А сейчас мы поиграем в игру.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

На мольбертах прикреплены два дерева. Одно дерево изображено в

холодную пору, а другое в тёплую. На столе разложены вырезанные

картинки птиц. Отгадав загадку, ребёнок прикрепляет птицу на

соответствующее дерево.

Загадки:

Хоть я не молоток,

По дереву стучу,

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной,

И акробат прекрасный.

(Дятел)

Дети домик смастерили

И на дерево прибили.

Поселился в нём певец..

Как зовут его?..

(Скворец)

Спинкой зеленовата.

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два ряда.

(Ласточка)

Не ворона, не синица,

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку-

Раздалось в лесу: «ку-ку».

(Кукушка)

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом

Тут, как тут!

(Снегирь)

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок.

(Воробей)

Стали братья на ходули,

Ищут корма на пути,

На ходу ли, на бегу ли

Им с ходулей не сойти.

(Журавли)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Карр! Карр! Карр!

(Ворона)

Не боясь пурги, метелей

Прилетели, засвистели,

Хохолками завертели,

Узнаёте?

(Свиристели)

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут её?

(Сорока)

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт.

(Жаворонок)

- Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили задание.

Детям предлагается закрыть глаза. Звучит запись голосов птиц.

- А зимой мы можем услышать такое чудесное пение?

- Нет.

- Птички не могут так хорошо зимой петь, потому что им голодно и холодно.

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

- Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас

зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела

кормятся в африканских степях, а в далеком Египте, на большой реке Нил,

кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию

и Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму

(зимующие птицы). Некоторые птицы прилетают зимовать с севера (снегири,

свиристели).

-Для зимующих птиц наступают тяжёлые времена и долг человека –

позаботиться о том, чтобы наши пернатые друзья смогли благополучно

пережить зиму.

- Дети, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или

голод? Почему?

-Зимой птицам не так страшен холод, как голод. В холодные дни птицы ищут

себе корм в течение всего дня. За короткий зимний день птицы едва

успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы

легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти

мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо

помочь.

-Мы с вами много говорили, читали о птицах. Сейчас я проведу небольшую

викторину о птицах.

Викторина про птиц

Какие известные вам птицы остаются на зимовку? (Галки, вороны,

сороки, воробьи, голуби).

Как они обустраивают своё «жильё»? (Вблизи человеческого жилья,

устраиваются под крышами жилищ, в гнёздах.)

Что необходимо делать для того, чтобы облегчить зимовку птиц?

(Смастерить и обустроить кормушки, организовать птичьи столовые.)

Какие птицы прилетают к нам зимой? (Снегирь, свиристель, клёст.)

Какая птица растит своё потомство не летом, а зимой? (Клёст.)

Как называется домик для птиц? (Скворечник.)

В какое время года пернатые заселяют скворечник? ( Весной.)

Чем можно накормить птиц зимой? ( Зёрнами, семечками, салом,

мясом, сушёной рябиной, калиной, лесными орешками, шишками,

жёлудями.)

Почему птиц называют санитарами леса? ( Они охраняют наши поля,

сады и огороды от вредителей.)

- Молодцы, ребята. На вопросы ответили верно. Да, вы все знаете, чем

можно покормить птиц, но надо ещё знать, что подкармливать желательно

птиц тогда, когда очень холодно на улице, образовалась наледь после

перепада температур или наоборот появился постоянно снежный покров.

Оказывается, птицы должны сами находить или добывать еду. Когда на

улице хорошая зимняя погода, птицы справятся с добычей корма, но если

наступили морозы или другие изменения, тут уже мы должны помочь.

Скажите пожалуйста, а из чего можно сделать кормушки?

- Из дерева, плотного картона, пластиковой бутылки.

- Верно. Я принесла несколько кормушек. Мы их сейчас рассмотрим.

Воспитатель рассматривает вместе с детьми разные кормушки.

Далее воспитатель предлагает провести пальчиковую гимнастику

«Зимующие птицы»

Прилетайте птички! («зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке. (4раза – «режущие» движения одной ладони по

другой).

Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб» , тереть

Хлебушка немножко. подушечки пальцев друг о друга).

Эти крошки - голубям, (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой

ладонью).

Эти крошки – воробьям. (то же левой рукой).

Галки да вороны, (тереть ладонь о ладонь).

Ешьте макароны! («катая из хлеба макароны»)

- А сейчас мы с вами споём песенку.

Воспитатель включает магнитофон, звучит мелодия без слов. (Дети заранее

слова выучили).

Песня «Снегири», слова и музыка Т.А.Эльпора

На снегу, как яблоки,

Снегири рассыпались.

И рябинки ягодки

Носиком клюют.

Снегири румяные,

Шарики пушистые,

Песенку про Зимушку

Весело поют.

Припев

Чив, чив-чив,чив, чив-чив, -

Что за чудо песенка!

Красногрудым снегирям

Подпоем мы весело.

- Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет

висеть своя кормушка.

- Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в

ней. Конечно, птицы не умеют разговаривать, но обязательно вас

отблагодарят красивой песней и богатым урожаем.

Воспитатель читает стихотворение.

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть! Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз – к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!

-На этом наше мероприятие заканчивается. Вы сегодня много узнали о

птицах, а сейчас пора идти на улицу, у нас на территории сада тоже есть

«птичья столовая». Наша задача – покормить птиц. Корм я приготовила

заранее.

-Вместе с папами смастерите кормушку и повесьте у себя во дворе. В

холодную морозную погоду вы можете их покормить и тем самым спасёте

жизнь птицам.

Помните, что птицы – наши друзья. Берегите птиц!

Список литературы:

Пинчук Т.И. Проект «Зимующие птицы». Журнал «Начальная школа»,

№11.2009.

Бейко В.Б., Березина М.В, «Большая энциклопедия животного мира». –

Москва: РОСМЭН 2010.

Кобзева Т.Г., Холодова И.А, «Организация деятельности детей на

прогулке» Средняя группа, Волгоград 2013.

Каркачёва Н.А. «Школьный праздник «Наши пернатые друзья»».

Газета «Досуг в школе2. №3, 2002.