Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ 2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский р-н, д. Пристань 2-я
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Значение мелкой моторики в развитии речи ребенка дошкольного возраста
Значение мелкой моторики в развитии речи ребенка дошкольного
возраста
«Источники способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками
посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Мелкая
моторика
начинает
развиваться
с
младенческого
возраста
естественным
образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания
из
руки
в
руку,
в
дальнейшем
ребенок,
подрастая,
учится
держать
ложку,
карандаш.
С
возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается
доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
К
области
мелкой
моторики
относится
большое
разнообразие
движений:
от
примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых,
например, зависит почерк человека.
С
развитием
мелкой
моторики
тесно
связано
развитие
речи.
Речевая
область
расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади
двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой
зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие
активной речи ребенка. Известный физиолог Марианилла Кольцова разработала для детей
первых лет жизни интересный тест.
Малыша просят: «Сделай вот так» и показывают один пальчик, потом два, три. Если
же ребенку больше 3 лет, ему предлагают по примеру взрослого соединить большой и
указательный
пальцы
в
кольцо,
изобразить
гуся
(сложить
все
пальцы
в
щепоть,
что
напоминает голову гуся), козу (все пальцы сжаты в кулак, вперед выставлены указательный
и
мизинец)
или
ножницы
(указательный
и
средний
пальцы
выполняют
«стригущие»
движения).
Дети,
которые
уже
говорят
–
как
правило
выполняют
все
задания
теста,
а
изолированные
движения
пальцев
не
вызывают
затруднений.
Если
же
детские
пальчики
напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, наоборот, «ватные», то это – не
говорящие или плохо говорящие дети.
Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических
процессов. Учёными доказано положительное влияние манипуляций рук на функции высшей
нервной
деятельности,
развитие
речи,
мышления,
памяти,
внимания,
восприятия.
Развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети.
Ребёнок в 1-2 года
Малыш сначала обследует предметы, узнаёт, какие они на ощупь, что с ними нужно
делать, и только потом запоминает, как эти предметы называются. Здесь прослеживается связь
пальчиковых движений с развитием речи, накоплением словарного запаса.
Обследуйте
предметы
вместе
с
детьми
(смотрите,
трогайте,
слушайте,
нюхайте,
пробуйте на вкус), рассказывайте и спрашивайте обо всем, чем интересовались, и речевое
развитие ребенка пойдет быстрее.
Ребёнок в 2-5 лет
При
выполнении
упражнений
для
мелкой
моторики
дети
учатся
делать
четкие,
координированные
движения
пальчиками,
вырабатывается
умение
ими
управлять,
произвольно изменять их положение. Научившись управлять своими пальчиками, ребёнку
проще владеть языком, ставить его в нужное положение при произнесении звуков.
Ребёнок 5-7 лет.
Развитие мелкой моторики подготавливает руку ребёнка к письму. Человек должен
писать красиво, аккуратно. Хорошо писать помогают точные, правильные движения кисти,
пальцев рук. Ребёнка надо учить их выполнять. Если есть нарушения мелкой моторики (малыш
не может застегивать пуговицы, не умеет завязывать шнурки, не получаются аппликации,
силуэты в рисунках угловатые, корявые), то и буквы будут выглядеть неаккуратно. Пальчиковые
упражнения – главная предпосылка красивого письма.
Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста
выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. А если руки развиты
недостаточно (ребенок неправильно
держит
ложку, с
трудом управляется с
карандашом,
кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и
крупные гайки конструктора), это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии
ребенка.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики
Массаж рук
Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж.
Массаж рук по методике О. Приходько:
Поглаживание
внутренней
и
наружной
поверхностей
рук
до
локтя
по
направлению
"от
периферии к центру" - 6-8 раз, отдельно на каждой руке.
Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением
большого пальца) - от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.
Спиралевидные
движения
пальцем
по
раскрытой
ладони
ребенка
от
ее
середины
до
основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца - 2-4
раза по каждой ладони ("рисуем", "мотаем клубочек").
Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого
пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-
ладонной и межпальцевой - все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза ("мы вот так
шагаем - топ-топ-топ").
Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок -
в сторону, по кругу.
Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению "от периферии к
центру" - 5-6 раз.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
1. Левой рукой поглаживать правую, затем правой – левую.
2. Руки – на краю стола, ладонями водить по краю стола, массируя их.
3. Руки сжать в кулаки; кулаком левой руки постукивать по кулаку правой руки, и наоборот
(«Молоток»).
4. Прокатывать карандаш между ладонями, затем между пальцами.
5. Надавливать крепко прижатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого
пальца. середину ладони, основание пальцев другой руки.
6. Тереть ладони друг о друга движениями вверх – вниз.
7. Сцепить пальцы обеих рук и тереть их друг о друга.
8. Разминать, затем растирать каждый палец сначала вдоль, потом поперёк.
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные
движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые
движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто
закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5.
Держа
мяч
подушечками
пальцев,
делайте
вращательные
движения
назад
(как
будто
открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в “замок”, локти направлены в стороны.
Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Пальчиковая гимнастика
Предметная деятельность
Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые
разнообразные
предметы,
а
также
специальные
игрушки,
принцип
действия
которых
подразумевает движения кистями и пальцами рук, - бусы и шнуровки, кукольная одежда на
липучках, пуговицах, молниях и кнопках и др. Полезно использовать и различные материалы,
развивающие моторику рук, - пластичные (тесто, пластилин, глину), сыпучие (крупы и бобовые,
песок) и др.
Нанизывать кольца (шарики, кубики и т.п.) на стержень
Сортировать мелкие предметы
Пересыпать сыпучие материалы
Мять бумагу
Использовать инструменты
Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком
Использовать разнообразные конструкторы
Собирать пазлы
Изготавливать поделки из различных материалов
Надевать на кисти рук и пальцы предметы и снимать их
Использовать мозаику
Нанизывать бусины на шнурок
Шнуровать
Завязывать и развязывать узелки, бантики, косички
Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии
Отстегивать и пристегивать прищепки
Играть на детском пианино
Открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок
Выкладывать фигуры из палочек
Запускать пальцами волчки
Показывать театр на пальчиках
Графические упражнения
Точно координировать движение пальцев, кисти, всей руки нам помогут рисование,
штриховка, раскрашивание, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам,
продолжение ряда, работа с трафаретами.
При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а
точность выполнения - даже самых простых упражнений.
Внимание!
Правильная
поза,
правильное
положение
ручки
и
правильная
координация
движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический
почерк.
Желаем Вам успеха!
Консультацию подготовила
воспитатель
МАДОУ «ЦРР – ДС № 68 г. Благовещенска»
Теличенко Ю.Е.