Авторы: Цыплакова Мария Сергеевна, Кузнецова Оксана Владимировна
Должность: учитель- логопед, педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ Володарская СОШ
Населённый пункт: п. Володарского
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическое экологическое пособие для детей дошкольного возраста "Чудо-поезд"
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛОДАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
Выступление на экологическом слете 2024:
Дидактическое экологическое пособие для детей дошкольного
возраста
«Чудо-поезд"
Подготовили:
учитель логопед первой квалификационной категории
Цыплакова М.С.
Педагог-психолог
Кузнецова О.В.
П.Володарского
2024 г.
Дидактическое экологическое пособие для детей дошкольного
возраста
«Чудо-поезд"
Дидактическое экологическое пособие представляет собой оригинальную систему
развития познавательной сферы и сенсомоторных эталонов детей дошкольного возраста.
Оно
является
неотъемлемым
помощником
в
планировании
индивидуальной
и
подгрупповой работы с детьми.
Игра представляет собой поезд – паровоз и несколько вагончиков, которые можно
соединить в единый состав, а также применять их каждый по отдельности.
Изготовлено пособие из бросового материала (ящики из - под овощей, старый дуршлаг,
бутылка, сантехническая труба, гофрированная труба, подставка под горячее, губки для
мытья посуды, крышки от бутылок и банок, пробки, коробки, коврики, мех, замки, ручки
от дверей, молния, застежка, резинки, щетка, детали от конструктора.
Вагоны также состоят из ящиков из-под овощей, которые ставятся друг на друга. В
каждом ящике лежат определенные игры из бросового материала. При необходимости
можно достать любой ящик с игрой и это никак не повлияет на мобильность самого
поезда. Количество ящиков может быть различное. Это зависит от того, сколько
интересных заданий появится в копилке педагогов.
Задачи:
1. Формировать умения воспринимать предметы и их свойства, узнавать и различать;
уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет);
ориентироваться не только по внешнему виду, но и по словесному описанию; обобщать,
группировать по общему свойству.
2. Развивать мелкую моторику, память, воображение, внимание.
3. Воспитывать интерес к игровой деятельности.
1. Игра «Паровозик»
Цель: развивать мелкую моторику рук (различные текстуры); обогащать словарь детей;
уметь называть части паровоза – кабина, колеса, труба, окно; знать для чего служит та
или иная часть поезда.
Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть части паровоза, назвать их, потрогать и
определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.).
Предложить найти одинаковые по ощущениям, по форме, цвету. Выяснить для чего
нужна та или иная часть поезда.
2. Игра «Умелые ручки»
Цель: развивать мелкую моторику рук и координацию кистей посредством различных
застежек (пристегивание при помощи пуговиц (дверных ручек), застежка-молния,
застежка-ремень), подбор ключей к нужным замкам;
обогащать сенсорный опыт (мех мягкий, молния длинная, желтая пуговица маленькая,
черная пуговица большая и т. д.);
формировать исследовательские способности.
Ход игры: Педагог предлагает подобрать нужные ключи к замкам, застегнуть пуговицы,
закрутить гайки, расстегнуть/ застегнуть молнию и замочек.
3. Игра «Попади в цель»
Цель
:
развивать у участников меткость и глазомер; ловкость движения руки в целом
и кистей рук.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку взять определенного цвета резиновый мячик,
бросить его в трубу паровоза (поочередно меняя руки), а затем поймать мячик, который
выкатится из рта.
4. Игра «Дым у паровоза»
Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку сделать вдох через нос и сильно подуть в
трубочку. У паровоза из трубы должен пойти пар (вылететь салфетки).
5. Игра «Эмоции»
Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Материалы: крышечки от бутылочек, распечатанные эмоции, трубочки, распечатанные
карточки.
Ход игры: Ребёнку предлагается сложить человечка из трубочек и крышечки по образцу
(образец может создавать взрослый человек, если у вас нет карточек).
Дополнительно можно:
- рассказывать сочиненную историю человечка
- показывать телом позу человечка
- "угадывать" эмоцию и рассказывать, как и когда ребенок испытывал эту эмоцию и
многое другое, что вы сами можете придумать.
6. Игра «Найди сокровища»
Цель: развивает логическое мышление, зрительную память, усидчивость, мелкую
моторику.
Материалы: игрушки от яиц Киндер или любые другие мелкие игрушки, коробка, фасоль
для фона, карточки.
Ход игры: 1- й вариант: предъявляем карточку ребенку, просим найти игрушки,
изображенные на карточке.
2- й вариант: предъявляем карточку, просим запомнить игрушки, убираем карточку.
Ребенок выкладывает игрушки по памяти в т ой последовательности, в которой они
располагались на карточке.
7. Игра «Аромалото».
Цель: развивает обонятельные навыки и память, учит анализировать и логически
мыслить.
Материалы: мыльная основа, аромамасла, жестяные коробочки от леденцов, картинки.
Ход игры: ребёнку необходимо понюхать и соотнести запах с картинкой на карточке.
8. Игра «Звуки – слоги - слова».
Цель: развитие речевых навыков ребенка.
Материалы: основа с дырочками, ленточки, фигурки животных, картинки с животными и
предметами.
Ход игры:1 – й вариант ребенок тянет за животное и произносит звук или слог,
например, «га-га-га» .
2- ой вариант: ребенок тянет за картинку с ленточкой и произносит по слогам слово,
например, «ли-са».
Далее на слайдах представлены игры, которые размещены в дидактическом поезде.
Игры на сортировку: «Огород с морковками», «Умные Совы», «Чудо - труба».
Игры на развитие памяти и мышления: «Мемолото», «Код».
Игры на развитие тактильных ощущений : «Сухой бассейн с крышечками»,
«Тактильное лото».
Игры на развитие слухового восприятия: «Чумовые яйца», «Набор музыкальных
инструментов».
Спасибо за внимание.