Напоминание

Использование дидактической системы Ф. Фрёбеля с детьми с ОВЗ

Авторы: Гурьева Марина Владимировна, Царева Алина Сергеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №128"
Населённый пункт: Чебоксары
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование дидактической системы Ф. Фрёбеля с детьми с ОВЗ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Использование дидактической системы Ф. Фрёбеля с детьми с ОВЗ»

Фридрих Вильгельм Август Фребель – это немецкий педагог, теоретик дошкольного

воспитания. По его мнению, дети - это цветы и воспитывать их должны "добрые

садовницы".

Ф. Фребель не только придумал термин «детский сад», но и привлек внимание

общественности к ценности знаний через игру с детьми дошкольного возраста. Он

изобрел систему раннего развития, основанную на «Дарах Фребеля».

В состав «Даров Фребеля» входит 14 модулей, изготовленных из экологически чистого

материала – дерева, упакованных в деревянные ящики и комплект методических пособий

по работе с игровым набором.

Наборы «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным

средством,

благодаря

которому

можно

разнообразить

не только

непосредственно

образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Их вполне можно

использовать как в совместной деятельности с детьми, так и в индивидуальной работе.

Данные наборы соответствуют ФОП и охватывают все образовательные области:

познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое,

речевое.

Особое значение данный игровой набор «Дары Фрёбеля» имеет для работы с детьми

ограниченными возможностями здоровья.

Одной из эффективных развивающих технологий, используемых в последнее время в

работе с детьми с проблемами развития, является систематическое и целенаправленное

использование игрового набора «Дары Фребеля». Данный конструктор – это средство,

позволяющее улучшить процесс обучения и воспитания детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Данный игровой набор стал нам настоящим помощником в разнообразных формах

работы с детьми.

Играя с модулями набора «Дары Фрёбеля», дети знакомятся с различными понятиями,

уходят от игровой деятельности в учебную и осваивают, играя, те сложные понятия,

которые давались бы тяжело в учебной деятельности.

В работе с данным пособием мы уделяем большое внимание проявлению активности

самих детей, организации разных видов детской деятельности, потому что все дети

дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, в

особенности дети с проблемами развития. И еще одно важное условие эффективности

работы - все действия детей во время деятельности мы соединяем со словом, а ведь

именно слово позволяет ребенку осознать и закрепить опыт.

1 БЛОК

Игры на формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении

развернутого высказывания.

Важно отметить, что при усвоении грамматического строя речи на первый план

выходит освоение способов словообразования разных частей речи, формирование

языковых

обобщений,

а также

построение

синтаксических

конструкций

(простых

и сложных предложений).

Связность

высказывания в процессе

игровой

деятельности

может

помочь

формированию представлений о структуре разных типов текста. Также эту особенность

необходимо учитывать при чтении детям различных художественных произведений.

Игра «Волшебный мешочек» (1 модуль):

Ребенку предлагается достать мячик

из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный

помидор, желтое солнышко, синее море

Игра «А сколько у тебя?»

в начале игры дети берут определенное количество

палочек (модуль 8), а ведущий показывает картинку с предметом, дети должны ответить,

сколько кого. Например: 5 лисят, 2 лисенка, 1 лисенок, и т.д.

· 2 БЛОК

Игры на формирование словаря (обогащение, закрепление и активизация).

В играх, связанных с развитием словарного запаса, необходимо обратить внимание

на смысловую сторону слов.

«Подбери слово-действие» (модуль № 10)

Сорока (что делает?) — садится, стрекочет, летает, улетает, клюёт, перелетает, и т. д.

Дети, называя прилагательные — выкладывают фишки.

«Подбери признаки к словам» (модуль № 10)

День весной (какой?) — ясный, солнечный, дождливый, пасмурный. Дети, называя

прилагательные — выкладывают фишки.

· 3 БЛОК

Игры на формирование звуковой культуры речи.

В играх, основным содержанием которых является воспитание звуковой культуры

речи, необходимо

больше

уделять

внимания

работе

над

интонационной

выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания.

«Выложи звуковую схему слова» (модуль 7, 10) — звуковой анализ слова. Цель:

учить выполнять звуковой анализ слов.

«Бусы для мамы» (модуль 11) — проговаривай за мной слова со звуком, например звук

«С»,

если

правильно

произнесла

слово —

нанизывай

бусину

на шнурок. Цель:

автоматизация звука «С».

· 4 БЛОК

Игры на формирование фонематического восприятия.

«Хлопни столько раз, сколько палочек» (модуль 8).

Цель: Развитие слухового восприятия. Усложнение: Хлопни столько раз, сколько

красных палочек, или сколько коротких палочек, или хлопни столько раз, сколько синих

палочек, топни столько раз, сколько зеленых палочек и т.д.

«Дорожки» посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество

палочек. Усложнение: Какое слово самое длинное? Короткое? Цель: отработка навыка

деления слов на слоги.

· 5 БЛОК

Игры на формирование навыков чтения и письма.

Игра «Выложи

букву» (модули

8,

12) Цель: развивать

пространственные

представления, воображение, зрительную память и внимание, совершенствовать мелкую

моторику.

· 6 БЛОК

Игры на развитие мелкой моторики.

«Танец кубиков» (модуль 3) Перед детьми располагается лист — схема, по которой

нужно выложить узор.

· 7 БЛОК

Игры на развитие пространственных отношений.

У детей с общим недоразвитием речи часто не сформированы пространственные

представления, что в свою очередь отражается и на речевой деятельности. 3,4,5,6 Дары

помогают детям не только познать геометрические основы, научить конструированию,

но также развить пространственные представления

Игры на пространственную ориентацию: Дети выполняют задание по инструкции,

например,

В правую руку свой мячик возьми,

И перед грудью его подержи.

За спину спрячь и затылка коснись,

Руку смени и другим улыбнись!

Используя «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ, мы учитываем индивидуальные

особенности, а также возможности каждого ребенка, в частности, их желания и интересы.

Мы считаем, что «Дары Фрёбеля» – это мобильный методический комплекс, который

позволяет корректировать ход игры по желанию и возможностям ребенка.