Авторы: Куклина Мария Геннадьевна, Мария Геннадьевна Куклина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад№ 16 "Рябинка"
Населённый пункт: Свердловская область, Невьянский район,с. Быньги
Наименование материала: Консультация -практикум
Тема: "Волшебная шкатулка для самомассажа"
Консультация –практикум «Волшебная шкатулка для самомассажа»
1.Теоретическая часть
Цель: знакомство педагогов с приемами самомассажа пальцев рук в игровой
форме с использованием нетрадиционных предметов.
Задачи:-раскрыть значение игрового самомассажа пальцев рук для детей
раннего возраста;
-
продемонстрировать
участникам
практикума
приемы
использования
игрового самомассажа с нетрадиционными предметами;
-поделиться
личным
опытом
проведения
упражнений
по
игровому
самомассажу пальцев рук;
Предметы: зубные щетки, игольчатые и рельефные
шарики, бельевые
прищепки, листы бумаги, , кисточки для рисования, сухой бассейн, еловые и
сосновые шишки.
Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря
которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов,
расположенных на коже, а также от рецепторов мышц и суставов. Детский
самомассаж со своей простотой и доступностью, возможностью органично
включать его в разные виды деятельности,
способствует укреплению
физического и психического здоровья детей.
Он
развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие
способности , фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не
только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
Ведь одной из задач ФГОС является - охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
У самых разных народов игровой самомассаж был распространен издавна. В
Китае распространены упражнения с каменными или металлическими
шарами. В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев с
грецкими орехами.
Методические рекомендации по проведению игрового самомассажа:
-Самомассаж рекомендуется выполнять на занятиях, в режимных моментах,
после сна. Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать
массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным.
-Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять
болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и
последовательность их выполнения должны легко запоминаться.
-Перед игрой можно обсудить с ребенком ее содержание.
-Перед
началом
упражнений
нужно
разогреть
ладони
легкими
поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
-Все упражнения выполняются в медленном темпе и повторяются несколько
раз.
-Необходимо следить, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко,
при необходимости оказывать помощь.
-Выучив несколько упражнений постепенно заменяйте их новыми, но иногда
возвращайтесь к ним по желанию малыша.
-Не ставьте перед ребенком сложных задач и никогда не принуждайте, лучше
просто поменяйте игру.
- Очень важно, чтобы все упражнения сопровождались стихами, они
привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Проводить самомассаж можно индивидуально, всей группой и подгруппами.
Сидя за столом, стоя, лежа в кровати.
2.Демонстрация приемов игрового самомассажа.
Хотелось бы, продемонстрировать некоторые приемы игрового самомассажа
рук, с использованием нетрадиционных предметов. Для этого откроем
волшебную шкатулку. Первый предмет – это кисточка для рисования.
Весна на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Зеленеет ива, зеленеют клены.
Зеленеет травка, даже дуб зеленый!
(в ходе чтения стихотворения выполняются поглаживание ладоней и пальцев
кистью для рисования.)
Самомассаж приемом приищипывания поочередно пальцев рук
бельевыми прищепками.
Мы приходим в огород,
Что это у нас растет?
Ухватив за хвостик ловко
Тянем спелую морковку.
Самомассаж карандашом.
Взяли палочку в ладонь,
Будем добывать огонь,
Сильно палочку покрутим –
И огонь себе добудем
Самомассаж губкой для мытья посуды (берем губку для мытья посуды по
размеру руки ребенка).
Губка я друзья простая
С грязью справлюсь я в два счета
Закипит у нас работа
Ты сжимай меня сильней
Будет речь твоя верней!
Самомассаж шишками
Раз, два, три, четыре, пять
Будем шишку мы катать.
Шишку будем мы катать
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка колет ладошку,
Мы покатаем шишку немножко.
Самомассаж грецким орехом
В пальцы мы орех возьмем и немного повернем
Крепко пальцами держи и еще раз поверни.
В другую руку мы возьмем и немного повернем.
Крепко пальцами держи и немного поверни.
Самомассаж игольчатыми шариками «Колобок»
Мы слепили Колобок, левый бок
(дети катают шарик по часовой стрелке)
И правый бок
(катают против часовой стрелки)
Колобок катается, детям улыбается.
(Перекладывают мяч с ладошки на ладошку)
Стало скучно Колобку в маленьких ладошках
(Сжимают мячик двумя ладошками).
Захотелось Колобку погулять немножко.
(подбрасывают мячик невысоко и ловят его).
Покатился по тропинке мимо деревца рябинки
(катят мячи от ладошки до локтя и назад по правой руке).
Покатился по дорожке, но устали быстро ножки.
(катят мячи от ладошки до локтя и назад по левой руке).
Возвращайся наш дружок, наш румяный Колобок.
(Катают мячик в ладошках вперед - назад).
Самомассаж в сухом бассейне.
Дождик лей-лей-лей
На меня и на людей,
На меня немножко,
На людей – по ложке.
А на Бабу-ягу
Лей по целому ведру( набираем в руки в кулачок и выпускаем их из рук)
Самомассаж с воздушными шариками
Шары шалуны – это гибкие, эластичные игрушки. Такой шар принимает
любую форму под воздействием пальцев рук, может заменять детям
пластилин, но в отличии от пластилина не пачкает руки у детей. На
поверхности шарика можно нарисовать фломастером, и легко можно смыть
при помощи воды. Наполнитель может быть любой – мука, манка, крупа.
Общаясь с этой игрушкой, дети приобретают сенсорный опыт, знакомятся с
основными цветами. Можно развивать знания о геометрических формах, об
окружающем мире. Шары шалуны можно превращать в различные предметы.
Крепко шарики сжимаем
Наши пальцы напрягаем
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда
Эти шарики берем
Ими ручки разомнем
Каждый шарик не простой
Этот с солью, тот с мукой
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
1,2,3,4,5.
Нам пора и отдыхать!
3 Изготовление шарика для самомассажа своими руками.
(педагогам предлагается самим изготовить шарик для самомассажа из
пластилина и кофейных зерен).
4 Заключительная часть. Рефлексия.
Считаете ли вы, что продемонстрированная мною приемы самомассажа с
использованием нетрадиционного оборудования будут интересны детям
дошкольного возраста? Почему?
Вывод:
Таким образом, если уделять несколько минут в день массажу рук и
стимуляции биологически активных точек, можно добиться более быстрого
эффекта в развитии не только речи ребенка, но и укрепить здоровье всего
организма в целом. Большое значение имеет и тот факт, что детям очень
нравятся такие минутки отдыха, они с удовольствием включаются в игру.
Уважаемые коллеги, спасибо за участие.