Автор: Килимчук Лариса Владимировна
Должность: воспитаталь
Учебное заведение: МБОУ " Эффективная школа" Д/О " Жар - птица"
Населённый пункт: г. Серпухов
Наименование материала: статья
Тема: " Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника"
«Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника».
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А. Сухомлинский/
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью
которого и является. Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья. Именно она
играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения,
чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Именно в семье воспитание
детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и
близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда
окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах
играет семья.
Поэтому основной проблемой сохранения семейных ценностей является возрождение
семейных традиций, которые играет семья и семейные традиции в развитии и формировании
социально-нравственной культуры ребёнка.
Формирование ценностей – это, процесс воспитательного воздействия на личность, на
результат этого воспитательного воздействия. Процесс формирования ценностей начинается
с раннего детства и длится на протяжении всей жизни человека в ходе его социализации.
Многие ученые, такие как: А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Н.И. Непомнящая и др.,
рассматривают старший дошкольный возраст как сензитивный для формирования ценностей,
т.к. это период формирования эмоциональной сферы ребенка, развития эмпатии,
произвольного поведения, саморегуляции, усвоения морально-нравственных норм и
эталонов, правил поведения и т.д.
Дошкольное учреждение и семья – два социальных института, от которых зависит
эффективность процесса воспитания ребёнка. Безусловно, что влияние семьи на ребёнка
сильнее, чем влияние дошкольного учреждения или школы. Однако семья не может
обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности.
Поэтому необходимо сотрудничество семьи и детского сада. Ни детский сад, школа без
семьи, ни семья без детского сада, школы не способны справиться с тончайшими и
сложнейшими задачами становления человека. Ведь не зря старый афоризм гласит: «Самое
сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Основная задача педагога в
организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную
деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
Именно взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, способствуют
становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение
с семьей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику дошкольного
учреждения, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями.
Семья и детский сад характеризуются специфическими возможностями в формировании у
дошкольника содержательного «образа семьи», что является основой для
дифференциации приоритетных сфер их влияния в этом процессе.
Задача педагога состоит в том, чтобы помочь дошкольникам в осознании и формировании
направленности на мир семьи, ее ценностей. Для этого необходимо организовать свою
воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении.
Семья является уникальным первичным социум, который дает ребенку ощущение
психологической защищенности, поддержку, безусловного безоценочного принятия.
Именно об этом говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А.
Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). По их мнению
семейный институт – это институт эмоциональных отношений, которые ребенок получает от
близких ему людей.
Воспитание детей необходимо строить на любви, опыте, традициях, личном примере из
детства родных и близких. Поэтому главную роль в становлении его личности на разных
возрастных этапах играет семья. В последнее время наиболее актуальной становится
проблема сохранения семейных ценностей и традиций. Принцип, на котором основывается
вся наша жизнь – это и есть семейные ценности. По этим принципам мы судим, что
правильно, а что нет.