Напоминание

" Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника"

Автор: Килимчук Лариса Владимировна
Должность: воспитаталь
Учебное заведение: МБОУ " Эффективная школа" Д/О " Жар - птица"
Населённый пункт: г. Серпухов
Наименование материала: статья
Тема: " Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника».

«От того, как прошло детство, кто

вёл ребёнка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А. Сухомлинский/

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью

которого и является. Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья. Именно она

играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения,

чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Именно в семье воспитание

детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и

близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда

окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах

играет семья.

Поэтому основной проблемой сохранения семейных ценностей является возрождение

семейных традиций, которые играет семья и семейные традиции в развитии и формировании

социально-нравственной культуры ребёнка.

Формирование ценностей – это, процесс воспитательного воздействия на личность, на

результат этого воспитательного воздействия. Процесс формирования ценностей начинается

с раннего детства и длится на протяжении всей жизни человека в ходе его социализации.

Многие ученые, такие как: А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Н.И. Непомнящая и др.,

рассматривают старший дошкольный возраст как сензитивный для формирования ценностей,

т.к. это период формирования эмоциональной сферы ребенка, развития эмпатии,

произвольного поведения, саморегуляции, усвоения морально-нравственных норм и

эталонов, правил поведения и т.д.

Дошкольное учреждение и семья – два социальных института, от которых зависит

эффективность процесса воспитания ребёнка. Безусловно, что влияние семьи на ребёнка

сильнее, чем влияние дошкольного учреждения или школы. Однако семья не может

обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности.

Поэтому необходимо сотрудничество семьи и детского сада. Ни детский сад, школа без

семьи, ни семья без детского сада, школы не способны справиться с тончайшими и

сложнейшими задачами становления человека. Ведь не зря старый афоризм гласит: «Самое

сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Основная задача педагога в

организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную

деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

Именно взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, способствуют

становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение

с семьей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику дошкольного

учреждения, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями.

Семья и детский сад характеризуются специфическими возможностями в формировании у

дошкольника содержательного «образа семьи», что является основой для

дифференциации приоритетных сфер их влияния в этом процессе.

Задача педагога состоит в том, чтобы помочь дошкольникам в осознании и формировании

направленности на мир семьи, ее ценностей. Для этого необходимо организовать свою

воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении.

Семья является уникальным первичным социум, который дает ребенку ощущение

психологической защищенности, поддержку, безусловного безоценочного принятия.

Именно об этом говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А.

Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). По их мнению

семейный институт – это институт эмоциональных отношений, которые ребенок получает от

близких ему людей.

Воспитание детей необходимо строить на любви, опыте, традициях, личном примере из

детства родных и близких. Поэтому главную роль в становлении его личности на разных

возрастных этапах играет семья. В последнее время наиболее актуальной становится

проблема сохранения семейных ценностей и традиций. Принцип, на котором основывается

вся наша жизнь – это и есть семейные ценности. По этим принципам мы судим, что

правильно, а что нет.