Напоминание

"Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ"

Автор: Екатерина Николаевна Смирнова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Теремок"
Населённый пункт: г. Урень
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Психологическая безопасность

образовательной среды»

Потребность в безопасности и защите считается первичной

по шкале Абрахама Маслоу, известного американского психолога,

основателя гуманистической психологии. В ее составе:

потребность в организации, в предсказуемости событий, в законе

и порядке, в стабильности, а также в свободе от таких угроз, как

болезнь, хаос и страх.

По А. Маслоу, определенные типы взрослых невротических

людей мотивированы именно поиском безопасности. Для каждого

здорового члена общества безопасность родных и близких — одна

из ключевых ценностей.

Американский психоаналитик и психолог Карен Хорни

в социокультурной теории личности выделяет две потребности

детства: потребность в безопасности и потребность

в удовлетворении основных нужд ребенка.

Главной в развитии оказывается безопасность (быть

желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего

мира). При неудовлетворении этой потребности у ребенка может

развиться базальная враждебность, которая проявляется

в ощущении беспомощности, страха, чувстве вины. Это ведет

к трудностям во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Обеспечению физической безопасности всегда придавалось

огромное значение. В настоящий момент уже приняты важные

законы, регламентирующие разнообразные аспекты данной

деятельности. Например, есть рекомендации по пожарной

безопасности в ДОО, правила для проведения занятий, прогулок,

комплекс антитеррористических мероприятий. Установлены

«тревожные кнопки» и введен пропускной режим в здании ДОО.

А как обстоит дело с психологической безопасностью?

Психологическая безопасность — это состояние

психологической защищенности, а также способность человека

и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние

воздействия. Психологическая безопасность личности и среды

неотделимы друг от друга и представляют собой модель

устойчивого развития и нормального функционирования.

В соответствии с концепцией доктора психологических наук

Ирины Баевой, безопасная образовательная среда характеризуется

тремя компонентами:

1) свобода от проявления психологического насилия;

2) удовлетворение основных потребностей в межличностном

взаимодействии;

3) референтная значимость среды для всех участников

образовательного процесса.

Субъектами образовательной среды выступают дети, педагоги

и родители. Поэтому ее необходимо оценивать с позиций каждого.

Факторами риска в образовательной среде могут быть:

недостаточное обеспечение педагогическими кадрами,

материально-технической базы;

низкая активность детей и педагогов;

несформированность социальных и практических навыков,

умений и опыта;

низкий уровень воспитания и культуры.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу

образовательной среде и развитию личности ее субъектов.

По данным социологических исследований, до 75% родителей

озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной

среде. Их волнуют конфликтные отношения детей друг с другом

и с воспитателями. Беспокоит, что педагоги не уделяют должное

внимание правам и достоинствам ребенка. Они хотят быть

уверенными в том, что ребенка в детском саду понимают,

принимают и любят вне зависимости от успехов.

Еще острее встает проблема деструктивного влияния

на психику дошкольника со стороны сверстников

и манипулятивных воздействий со стороны педагогов.

Даже самые близкие люди порой становятся друг для друга

источником страданий и слез. Так и в детском саду — самый

озабоченный развитием и обучением ребенка человек, воспитатель,

становится иногда причиной детского энуреза, невроза, ненависти

к учению, неверию в себя.

Что может разрушительно действовать на психику ребенка

в детском саду? Это так называемый педагогический крик. Крик

педагога — своеобразный способ установить контакт с ребенком.

Несмотря на общеизвестную истину «убедительность педагога

не пропорциональна громкости его голоса», отдельные

воспитатели применяют крик в педагогическом общении. Горечью

и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога

Василия Сухомлинского, которые посвящены учительскому крику:

«Будьте осторожны, чтобы слово не стало кнутом, который,

дотрагиваясь до нежного тела, обжигает, оставляя на всю жизнь

шероховатые шрамы».

Причины крика педагогов на детей:

1. Педагогические. Главная из них — это недостаток

педагогического мастерства и общей культуры воспитателя,

неумение организовать продуктивное общение на основе

увлеченности совместной деятельностью.

2. Социально-психологические. Для многих педагогов

возможность покричать на своих подопечных — проверенный

и надежный способ нормализации психического состояния.

Австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд

выявил, что агрессия часто перемещается на безобидные объекты,

которые не могут ответить ее носителю.

Как педагогу преодолеть такой стиль общения с детьми? Ведь

он может стать пагубной привычкой и нанести урон обеим

сторонам.

1. Распознавание эмоций: осознание своих эмоций и понимание их

источников является первым шагом к их управлению. Важно

выявить, что вызывает у вас гнев и стресс и постараться найти

способы справиться с этими эмоциями.

2. Правильное дыхание: глубокие дыхательные упражнения могут

помочь снять напряжение и успокоить нервную систему. Вы

можете использовать замедленное и глубокое дыхание в момент,

когда чувствует растущую ярость или стресс.

3. Регулярный отдых: важно заботиться о своем физическом и

эмоциональном здоровье. Регулярное упражнение, здоровое

питание и достаточный отдых помогут увеличить

стрессоустойчивость и снизить возможность негативных эмоций.

4. Поддержка коллег и коммуникация: общение с коллегами может

быть полезным, особенно если они сталкиваются с похожими

эмоциональными вызовами. Корректное обсуждение проблем и

совместный поиск решений - может помочь вам найти новые

подходы к ситуации и управлять своими эмоциями более

эффективно.