Автор: Екатерина Николаевна Смирнова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Теремок"
Населённый пункт: г. Урень
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ"
«Психологическая безопасность
образовательной среды»
Потребность в безопасности и защите считается первичной
по шкале Абрахама Маслоу, известного американского психолога,
основателя гуманистической психологии. В ее составе:
потребность в организации, в предсказуемости событий, в законе
и порядке, в стабильности, а также в свободе от таких угроз, как
болезнь, хаос и страх.
По А. Маслоу, определенные типы взрослых невротических
людей мотивированы именно поиском безопасности. Для каждого
здорового члена общества безопасность родных и близких — одна
из ключевых ценностей.
Американский психоаналитик и психолог Карен Хорни
в социокультурной теории личности выделяет две потребности
детства: потребность в безопасности и потребность
в удовлетворении основных нужд ребенка.
Главной в развитии оказывается безопасность (быть
желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего
мира). При неудовлетворении этой потребности у ребенка может
развиться базальная враждебность, которая проявляется
в ощущении беспомощности, страха, чувстве вины. Это ведет
к трудностям во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Обеспечению физической безопасности всегда придавалось
огромное значение. В настоящий момент уже приняты важные
законы, регламентирующие разнообразные аспекты данной
деятельности. Например, есть рекомендации по пожарной
безопасности в ДОО, правила для проведения занятий, прогулок,
комплекс антитеррористических мероприятий. Установлены
«тревожные кнопки» и введен пропускной режим в здании ДОО.
А как обстоит дело с психологической безопасностью?
Психологическая безопасность — это состояние
психологической защищенности, а также способность человека
и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние
воздействия. Психологическая безопасность личности и среды
неотделимы друг от друга и представляют собой модель
устойчивого развития и нормального функционирования.
В соответствии с концепцией доктора психологических наук
Ирины Баевой, безопасная образовательная среда характеризуется
тремя компонентами:
1) свобода от проявления психологического насилия;
2) удовлетворение основных потребностей в межличностном
взаимодействии;
3) референтная значимость среды для всех участников
образовательного процесса.
Субъектами образовательной среды выступают дети, педагоги
и родители. Поэтому ее необходимо оценивать с позиций каждого.
Факторами риска в образовательной среде могут быть:
недостаточное обеспечение педагогическими кадрами,
материально-технической базы;
низкая активность детей и педагогов;
несформированность социальных и практических навыков,
умений и опыта;
низкий уровень воспитания и культуры.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу
образовательной среде и развитию личности ее субъектов.
По данным социологических исследований, до 75% родителей
озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной
среде. Их волнуют конфликтные отношения детей друг с другом
и с воспитателями. Беспокоит, что педагоги не уделяют должное
внимание правам и достоинствам ребенка. Они хотят быть
уверенными в том, что ребенка в детском саду понимают,
принимают и любят вне зависимости от успехов.
Еще острее встает проблема деструктивного влияния
на психику дошкольника со стороны сверстников
и манипулятивных воздействий со стороны педагогов.
Даже самые близкие люди порой становятся друг для друга
источником страданий и слез. Так и в детском саду — самый
озабоченный развитием и обучением ребенка человек, воспитатель,
становится иногда причиной детского энуреза, невроза, ненависти
к учению, неверию в себя.
Что может разрушительно действовать на психику ребенка
в детском саду? Это так называемый педагогический крик. Крик
педагога — своеобразный способ установить контакт с ребенком.
Несмотря на общеизвестную истину «убедительность педагога
не пропорциональна громкости его голоса», отдельные
воспитатели применяют крик в педагогическом общении. Горечью
и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога
Василия Сухомлинского, которые посвящены учительскому крику:
«Будьте осторожны, чтобы слово не стало кнутом, который,
дотрагиваясь до нежного тела, обжигает, оставляя на всю жизнь
шероховатые шрамы».
Причины крика педагогов на детей:
1. Педагогические. Главная из них — это недостаток
педагогического мастерства и общей культуры воспитателя,
неумение организовать продуктивное общение на основе
увлеченности совместной деятельностью.
2. Социально-психологические. Для многих педагогов
возможность покричать на своих подопечных — проверенный
и надежный способ нормализации психического состояния.
Австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд
выявил, что агрессия часто перемещается на безобидные объекты,
которые не могут ответить ее носителю.
Как педагогу преодолеть такой стиль общения с детьми? Ведь
он может стать пагубной привычкой и нанести урон обеим
сторонам.
1. Распознавание эмоций: осознание своих эмоций и понимание их
источников является первым шагом к их управлению. Важно
выявить, что вызывает у вас гнев и стресс и постараться найти
способы справиться с этими эмоциями.
2. Правильное дыхание: глубокие дыхательные упражнения могут
помочь снять напряжение и успокоить нервную систему. Вы
можете использовать замедленное и глубокое дыхание в момент,
когда чувствует растущую ярость или стресс.
3. Регулярный отдых: важно заботиться о своем физическом и
эмоциональном здоровье. Регулярное упражнение, здоровое
питание и достаточный отдых помогут увеличить
стрессоустойчивость и снизить возможность негативных эмоций.
4. Поддержка коллег и коммуникация: общение с коллегами может
быть полезным, особенно если они сталкиваются с похожими
эмоциональными вызовами. Корректное обсуждение проблем и
совместный поиск решений - может помочь вам найти новые
подходы к ситуации и управлять своими эмоциями более
эффективно.