и самоконтроля своей деятельности, формирование положительной мотивации к
обучению.
Оборудование: таблица «Хрящевые рыбы», электронное приложение к учебнику.
Планируемые результаты:
учащиеся должны знать
особенности внешнего и внутреннего строения хрящевых рыб;
приспособленность хрящевых рыб к условиям среды;
роль хрящевых рыб в природе и их значение.
узнавать представителей отрядов Акулы, Скаты, Химерообразные.
причины разнообразия рыб.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Проверка знаний.
Каковы особенности внешнего и внутреннего строения рыб?( у доски по опорным
рисункам, несколько учеников).
Чем рыбы отличаются от земноводных?
3.Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя. Мы продолжаем изучать класс рыб. Рыбы
удивительно разнообразны по своему строению
Учащиеся (сообщения) или учитель приводят примеры удивительного
разнообразия рыб.
Рыба меч может плыть со скоростью 100 км. и рассекать на этой скорости
металлический борт судна.
В Красном море живет рыба, которая не плавает – трубчатый угорь.
Лососевые способны перепрыгивать пороги высотой 4 м.
Летающие рыбки обычно за 20 секунд пролетают(планированием) 100-150 метров.
В пресных водах Южной Америки есть рыбки, которые могут выпрыгивать из
воды и с шумом пролетать до 3–5 метров при помощи взмахов довольно длинных
плавников.
Рыбы отличаются по своим размерам. Китовая акула–20 метров. Самая маленькая
рыбка – 8 мм.
Есть рыбы, которые могут ползать по корням мангровых деревьев.
Некоторые способны менять окраску, как хамелеон.
Рыбка - брызгун стреляет струей воды по насекомым, которые близко подлетели к
поверхности воды. Если выстрел удачен, брызгун бросается к упавшей в воду
добыче и проглатывает ее.
В горячих источниках Калифорнии живут рыбки, которые могут выдерживать
температуру выше 52 градусов. Некоторые ученые предполагают, что в организме
этих рыб имеется жаропонижающий аппарат.
Рыбы обнаружены также в пещерных водах. Многие из них утратили зрение.
Лабиринтовая рыбка анабас может в поисках наполненного водой водоема 6 дней
путешествовать, если почва достаточно влажная. В воде может захлебнуться.
В реке Амазонка обнаружена рыба, у которой по бокам есть железы,
напоминающие молочные. Молодь кормится этой жидкостью – своеобразным
молоком.
В чем причина этого разнообразия? Обобщить ответы учащихся:
а) Вода занимает две трети поверхности земного шара. Глубина мирового океана
около 11000 м. Условия жизни в воде разнообразны.
б) Рыбы появились очень давно и их эволюция идет уже 400 мл. лет.
Назовите тему нашего урока.
Обобщить ответы: Мы сегодня начинаем изучать многообразие рыб. Мир рыб
удивительно разнообразен, но по строению скелета и некоторым другим
признакам рыб можно разделить на два класса: Хрящевые и Костные.
Записать тему урока в тетрадь–класс Хрящевые рыбы(наиболее древние).
Задание : после просмотра электронного приложения записать признаки хрящевых
рыб.
Проверить запись.
Скелет хрящевой(часто минерализован)
Рот - на нижней стороне
Парные плавники расположены горизонтально
Морда вытянута – рострум
Жаберные крышки отсутствуют
Обычно 5-7 пар жаберных щелей
Плавательного пузыря нет
У большинства–клоака
Хорда сохраняется в течение всей жизни.
Задание: после просмотра электронного приложения заполнить таблицу: отряды
класса Хрящевых рыб.
Работа в группах.
1группа дает характеристику отряду Акул.
2группа – отряд Скаты.
3группа – отряд Химерообразные.
Заполнение таблицы.
4.Закрепление.
Выберете верные утверждения.
1) у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками;
2) самая крупная акула — китовая;
3) большинство скатов ведут придонный образ жизни;
4)
у хордовых рыб хорда сохраняется в течение всей жизни.