Напоминание

"Глупа та птица, которой гнездо свое не мило"

Автор: Поторочина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детство" СП "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Заречный, Свердловская область
Наименование материала: Краткосрочный проект
Тема: "Глупа та птица, которой гнездо свое не мило"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ГО Заречный

«Детский сад комбинированного вида «Детство»

структурное подразделение

«Детский сад компенсирующего вида «Дюймовочка»

Проект

«Глупа та птица, которой гнездо свое не мило»

Подготовил:

Поторочина Светлана Владимировна,

Воспитатель

Введение

Тема проекта:

«Глупа та птица, которой гнездо свое не мило»

Тип проекта:

Информационно-практико-ориентированный

Участники, возраст:

Воспитатели, дети подготовительной к школе группы, учитель-логопед,

психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому

воспитанию, родители

Сроки по продолжительности:

Краткосрочный (июнь, июль, август, сентябрь)

Актуальность проекта

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои

потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств,

к которым относится чувство патриотизма.

Базовой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и

привязанности к своей земле, которую мы называем малой родиной.

Любовь маленького человека ребенка-дошкольника к родине начинается с

любви к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, к своему

дому, к улице, к детскому саду, к городу. Это тот мир, который, по

определению основоположника русской педагогики К. Ушинского, «…

Важен для ребенка в плане становления базисных основ личности».

Для формирования чувства патриотизма важно давать детям начальные

знания о родине, но при этом важно не забывать, что сами по себе знания

являются пищей для ума, а патриотизм от ума не бывает, он бывает только от

сердца. Ум только раскручивает духовно-нравственную работу души,

любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

Работа в данном проекте спланирована таким образом, чтобы разбудить у

ребенка глубинные чувства любви ко всему, что именуется малой родиной. И

помогает в этом прекрасный песенный фольклор.

Цели проекта:

Педагоги:

Формировать у детей простейшие географические представления о

своей стране.

Воспитывать патриотические начала, развивая чувство привязанности

к своей родной земле.

Дети:

Формировать начальные навыки работы с информацией.

Формировать чувство осознанности, что наш родной город-частица

большой страны.

Родители:

Помочь детям в сборе информации о местах, где были в отпуске.

Научить представлять собранный материал слушателям и зрителям.

Задачи проекта:

Стимулировать развитие детской любознательности, вызвать желание

собрать информацию о местах, где тети были в отпуске.

Воспитывать патриотические начала, чувство привязанности к своей

малой родине.

Оценить свои чувства, вызванные долгой разлукой со своим родным

городом.

Выражать свои эмоциональные переживания, глубину и обостренность

своих чувств.

Понимать смысловое значение пословиц:

«Глупа та птица, которой свое гнездо не мило»

«Где родился, там и пригодился»

«Хоть та земля теплее, а Родина милее».

Формируемые компетенции:

Открытость окружающему миру.

Проявление начальных навыков его социальных аспектов.

Подготовительный этап

Выявление потребностей и возможностей детей и родителей, в

осуществлении проекта.

Информированность педагогического коллектива, детей и родителей о

целях и задачах проекта.

Появление модели взаимодействия между всеми участниками проекта.

Основной этап

Педагоги и дети:

Экскурсия по родному городу, составление рассказов о самых

любимых местах нашего города.

Рассматривание карт города Заречный, рисование карты «Мой путь из

дома в детский сад».

Фотовыставка «Заречный-моя малая Родина».

Выставка детских рисунков «Наш любимый АТОМГРАД».

Просмотр фильма о Заречном.

Заучивание стихотворения о Заречном.

Дети и родители

Семейное сотворчество-рисование и фотографирование самых

любимых мест в родном городе. Обсуждение дома, почему город

называем родным, малой родиной.

Нацелить родителей собрать вместе с детьми, во время совместной

поездке по разным городам России, фотографии, значки, сувениры.

Помочь детям их оформить.

Перспективное планирование

Интерактивное занятие «Россия-Родина моя».

Интерактивное занятие «Глупа та птица, которой гнездо свое не мило».

Коллективная работа аппликация «Флаг России».

Заучивание стихотворения «К нам прилетела птица проститься».

Заключительный этап

Заполнение странички в рабочей тетради «Обретение слова Родина»

Выставка рисунков «Мой любимый АТОМГРАД»

Ожидаемый результат

Дети

Сформировались первоначальные навыки работы с информацией.

Сформировалось чувства осознанности, что наш родной город-частица

большой страны.

Педагоги

Сформировали у детей простейшие географические представления о

своей стране.

Воспитали патриотические начала, развили чувства привязанности к

родной земле.

Родители

Помогли детям в сборе информации о местах, где были в отпуске.

Научились представлять собранный материал слушателям и зрителям.

Материально-техническое обеспечение проекта

Фотоальбом «Заречный-моя малая Родина»

Мультимедийный фильм о Заречном

Мультимедийный фильм по содержанию песни Э. Колмановского на

слова И. Шаферана «Журавленок»

Физическая карта России.

Учебно-методическое обеспечение проекта

«Национально-региональный компонент Государственного

образовательного стандарта»

«Концепция модернизации российского образования» 2010 год

Князева О. Л. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000 год

Новицкая М. Ю. «Управление образовательным процессом в ДОУ с

этнокультурным (русским образованием) Айрис дидактика» Москва

2006 год

«С чего начинается Родина» (под редакцией Кондрыкинской) Москва

2005 год

Приложение 1

Интегрированное занятие «Россия-Родина моя»

Программное содержание: Формирование патриотических чувств;

закрепление знаний государственных символов страны; Формирование

простейших географических представлений о стране; Уточнение понятий

«богатая», «большая», «родная страна».

Оборудование: географическая карта России, изображение символов

государства, гимн страны, песня «Родина» (стихи Ф. Савинова музыка

народная).

Активный словарь: малая родина, большая Родина, Россия, родители.

Пассивный словарь: карта России, гимн, герб, предки, полезные

ископаемые.

Ход занятия

1 часть

Воспитатель

Сегодня мы поведем разговор о нашей стране. Вот это карта нашей

страны-ее уменьшенная фотография.

Вопросы к детям

- Как называется наша страна? (показ России на карте)

- Какая Россия по величине? (сравнить с величиной другой страны: большая,

огромная).

Рассказ воспитателя

На поезде проехать через всю страну можно за несколько дней. На

самолете долететь с одного края до другого за один день. Когда на западе

утро-на востоке вечер. Вот какая большая страна.

Вопрос детям

- Как вы понимаете словосочетание «родная страна»?

Выслушать ответы детей.

Пояснить, что здесь родились и жили наши предки: прабабушки,

прадедушки, Наши родители.

Рассказ воспитателя

У каждой страны есть свои символы: герб, флаг, гимн-главная музыка

страны. (рассматриваем)

Вопросы детям

- Где можно видеть флаг, герб?

- Где можно услышать гимн?

Выслушать ответы детей.

Слушаем гимн России.

- Какие слова из гимна России вы запомнили?

Объяснить значение слова «Отечество» (Слово «Отечество» произошло от

слова «отец», что означает, что наши папы, дедушки, прадедушки многие

века трудились над процветанием и благополучием нашего государства и

народа).

Рассказ воспитателя

Посмотрите на карту. Леса на карте изображаются зеленым цветом,

реки и моря-синим, горы-коричневым. Фиксирую на карте значки-магниты

полезных ископаемых: золото, нефть, каменный уголь. В нашей стране есть

все, значит она богата.

2 часть

Пальчиковая гимнастика

Посмотрю на карту я (вытянуть вперед прямые ладони)

Вот российская земля (поочередно соединить одноименные пальцы рук)

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия, (крепко сжать пальцы в «замок»)

Ты же Родина моя! (приложить руки к груди).

Аппликация

Изготовление детьми российского флага. Звучит песня о Родине. Особое

внимание уделяю словам: «Вижу горы-исполины, вижу реки и моря. Это

русская картина, это Родина моя!».

3 часть

Физкультминутка

Дети стоят по кругу, передавая российский флажок, называют

родственные слова к слову Родина (родился, родители, родственники,

родной город, родная природа…). Последний, назвавший слово-победитель. В

честь победителя звучит гимн России.

Деловая игра

Приезжают гости-иностранная делегация с переводчиком.

Дети надевают элементы русского костюма. Встречают гостей хлебом-

солью со словами: «Милости просим, добрые гости, в наш дом, со своим

добром!», «Садитесь рядком. Да поговорим ладком!».

Усаживаются за стол, выставляют свои флаги. Дети читают гостям

стихи о России, рассказывают о своей стране. Дарят гостям русские

сувениры, рисунки. Гости оставляют в подарок карту мира и приглашение

нанести ответный визит.

Воспитатель подводит итог

Сегодня вы узнали много о своей стране, а сможете узнать еще много

нового и интересного, когда будете учиться в школе, путешествовать по

родной стране. Очень надеюсь, что вы станете патриотами свой страны.

Патриот-это человек, который любит свою страну, бережет ее природу,

заботится о своих родных и близких людях.

Приложение 2

Интегрированное занятие «Глупа та птица, которой гнездо свое не

мило»

Программное содержание: Формирование представлений о географическом

пространстве, которое занимает Россия; Уточнение понятия: малая

Родина город Заречный-частица большой Родины-России; Воспитания

патриотического начала, развивая чувство привязанности к родной земле;

Учить выражать свои чувства словами, как дорог им родной город в период

разлуки. Сравнить эти чувства с чувствами журавлей, улетающих на

чужбину; Учить устанавливать смысловые связи в цепочке родственных

слов: родился, родной город, родная улица, родной дом, родные люди; Дать

оценку поисковой деятельности детей, на целеную на сбор информации о

России, вызвать заинтересованность к дальнейшему поиску.

Оборудование: фотовыставка «Мой город Заречный», карта со схемой

путешествий, проигрыватель для просмотра мультимедийных альбомов.

Активный словарь: малая Родина, большая Родина, родные просторы…

Пассивный словарь: чужбина.

Предварительная работа

Дети по заданию воспитателя, при участии родителей, собирают

материал о городах, где они были в отпуске и прокладывают свой маршрут

на карте.

После возвращения всех детей из отпуска, в группе оформляется выставка

«Города, где мы бывали…».

На карте выстраивается схема передвижения детей от общей точки на

карте-город Заречный.

Повторение пословиц: «Человек без Родины, как птица без крыльев»,

«Глупа та птица, которой гнездо свое не мило».

Ход занятия

1 часть

Дети сидят полукругом, перед ними карта России и фотовыставка.

Воспитатель

Дети, закончилось лето, вы хорошо отдохнули, набрались сил и здоровья.

Вернулись в родной город из отпусков. А вот перелетные птицы готовятся

улететь в теплые страны. Они с грустью и тоской прощаются с родными

местами, где у них появились и выросли птенцы, где милы и дороги каждое

деревце, каждый пригорок. Они улетают в чужие края, которые называют

чужбина. Давайте послушаем об этом песню. Просмотр мультимедийного

альбома и слушание песни Э. Колмановского «Журавленок».

Вопросы детям

- Почему журавленок спешил быстрее улететь на юг? Какие слова вы об

этом запомнили?

- Как вы понимаете слова вожака: «Хоть та земля теплей, но Родина

милей»?

- Что вожак предлагал запомнить навсегда журавленку? («шум берез, и

тот крутой откос, где мать тебя увидела летящим»)

- Кого нельзя назвать настоящим журавлем? (кто не любит свою родину и

не помнит о ней)

- У птицы родное гнездо, а у человека? (родной дом)

- У птицы родной лес, а у человека? (родной город)

- Пословица «Глупа та птица, которой гнездо свое не мило», как сказать

этими словами про человека?

Физкульт минутка.

Игра в слово (с движениями)

Я найду слова везде

И на море, и в воде

На полу, на потолке

На носу, и на руке.

Вы не слышали такого?

Вы не слышали такого?

Ищем родственное слово (к слову Родина).

Дети по кругу передают мяч, называя слова, в которых есть частица слова

РОД. (Родина, родители, родной дом, родная природа, родная улица, родной

город).

2 часть

Воспитатель

Мы проводили журавлей в теплые края. А теперь вспомни, как отдохнули

этим летом.

Рассказы детей с использованием домашних заготовок по предложенному

плану

1.

Как называется город (место), где отдыхали.

2.

Показать его на карте.

3.

На каком транспорте добирались.

4.

Чем поездка была интересна.

5.

Скучали ли о родных местах, о ком-то родном или о чем-то родном.

Воспитатель отмечает наиболее удачные средства языковой

выразительности, передающие тоску по родине.

Дети повторяют самые важные слова из песни: «Хоть та земля теплей, а

Родина милей», «Глупа та птица, которой гнездо свое не мило».

Воспитатель подводит итог

Все города вместе, где вы побывали-наша большая Родина-Россия!

Маленький город Заречный-наша маленькая Родина! Вы много узнали и

сегодня рассказали о своей стране. Когда вы станете взрослыми, будете

много путешествовать по родной стране, по другим странам. Вы сможете

не только понять, но и почувствовать, что «Человек без Родины, как птица

без крыльев», но «Глупа та птица, которой гнездо свое не мило».

Приложение 3

Песня «Журавленок»

Слова Шаферана И. Музыка Колмановского Э.

Ушло тепло с полей и стаю журавлей

Ведет вожак в заморский край зеленый.

Летит печально клин и весел лишь один,

Один какой-то журавленок несмышленый.

Он рвется в облака, торопит вожака,

Но говорит ему вожак сурово:

Хоть та земля теплей, а Родина милей,

Милей запомни журавленок это слово.

Запомни шум берез и тот крутой откос,

Где мать тебя увидела летящим.

Запомни навсегда иначе никогда

Дружок, не станешь журавлем ты настоящим.

У нас лежат снега, у нас гудит пурга

И голосов совсем не слышно птичьих,

А где-то там в дали курлычут журавли,

Они о Родине заснеженной курлычут.