Автор: Ананьева Алёна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №135 "Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Развитие связной речи дошкольников средствами мультипликации"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №135
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
Консультация для педагогов
«
Развитие связной речи дошкольников средствами
мультипликации
»
Выполнила воспитатель
высшей категории:
Ананьева
Алёна Валерьевна
Кемерово 2024
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно
пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить
немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
В.А. Сухомлинский
Проблема формирования речевого развития очень актуальна, особенно в
старшем дошкольном возрасте «на пороге поступления в школу».
Но как организовать деятельность так, чтобы ребёнок был активным и с
интересом был в нее погружен?
Современные дети отличаются от предыдущих поколений. Они с легкостью
осваивают сложную игрушку, но придумать свою сказочную историю для них
бывает трудно, дети затрудняются сформулировать ответ на вопрос, составить
рассказ.
Известно, что современные дети любят компьютерные игры, любят смотреть
мультфильмы, исходя из этого, мы решили использовать на своих занятиях
мультипликацию как один из способов мотивации обучения и развития связной
речи дошкольников.
Почему
именно
мультфильмы?
Мультфильмы
–
один
из
первых
аудиовизуальных образов, через которые ребенок начинает свой путь познания
мира. Мультипликация объединяет в себе живопись, литературу, графику,
музыку, элементы театра и танца, что очень благотворно влияет на воображения
ребенка, его памяти, мыслительной и речевой активности, а также на раскрытие
творческого
потенциала.
Понятный
детскому
восприятию
и
русскому
менталитету сюжет, выразительность образов, красивая и правильная речь героев,
высокохудожественное
сопровождение
заставляют
маленького
зрителя
сопереживать героям и вызывают сильную эмоциональную реакцию, что в свою
очередь благоприятно влияет на познавательную и речевую активность детей,
обогащает их чувственную основу и нравственный потенциал.
Качественные и умные мультфильмы способны донести до ребенка высшие
нравственные ценности, привить интерес к получению новых знаний, к чтению
художественной
литературы.
Обсуждение
просмотренных
мультфильмов
активизирует словарь ребенка, разговорную речь, формирует социально активную
личность, способную понимать общечеловеческие ценности.
Существует большое количество добрых мультфильмов, которые можно и
нужно
показывать
детям.
Но
сегодня
лучшие
образцы
отечественной
мультипликации зачастую остаются за чертой внимания детей и родителей.
Заполнившая экраны телевизоров западная мультипликация в большинстве своем
некачественная. Не учитывает возможностей и потребностей ребенка. К
сожалению, не всегда учитывают особенности детского восприятия и многие
современные российские мультипликаторы. В результате этого с экранов
телевизоров льется огромный поток разрушающих мультфильмов, наполненных
жестокостью и дурным вкусом. В них часто можно увидеть проявление агрессии:
драки, погони, истерики, убийства, месть и др. Речь героев этих мультфильмов
отличается изобилием грубых, бранных, вульгарных слов. Ребенок ассоциирует
себя с главными героями таких мультфильмов, восхищаясь их всемогуществом и
порождая тем самым всплеск агрессии и эмоциональное опустошение.
Большую ценность на наш взгляд, представляют собой отечественные
мультфильмы прошлых лет. Сюжеты их просты и понятны, проблемы, поднятые в
них знакомы детям. Они по своим развивающим и воспитательным возможностям
очень близки сказке.
С
одной
стороны,
они
обладают
образностью,
эмоциональностью,
зрелищностью, а с другой стороны доступны, просты и понятны. Они
ненавязчиво и виртуозно преподносят детям эталоны хорошего и плохого
поведения, формируя тем самым первые представления о смысловых и
нравственных ценностях.
Особое внимание следует уделить речевому сопровождению мультфильмов. К
сожалению,
в
настоящее
время
с
экранов
телевизоров
даже
от
мультипликационных героев можем услышать большое количество грубых,
жаргонных слов, совершенно недопустимых для слуха ребенка . Дети могут
считать такую лексику правильной, живой и будут употреблять в своей речи. А
старые отечественные мультфильмы отличает красивая, правильная речь. В
диалогах
персонажей
мы
слышим
правильно
построенные
предложения,
содержащие большое количество эпитетов и образных выражений. Часто
используются и ласковые слова обращения (например, «лисонька», «голубушка»,
«матушка» и др.). Речь мультипликационных героев таких мультфильмов богата и
эмоциональна. Она выразительна и артистична. И это не случайно, ведь тогда
озвучиванием
мультфильмов
занимались
лучшие
актеры,
мастера
художественного
слова:
В.Ливанов,
Е.Леонов,
О.Анофриев,
Ю.Никулин,
А.Папанов и многие другие. Невозмсоджно представить себе Френкен Бок иначе,
чем с голосом Фаины Раневской, а попугая Кешу без голоса Геннадия Хазанова,
так же невозможно представить наших Аленушку и Настеньку злобными и
грубыми.
В старых добрых мультфильмах отражается нормальная для ребенка картина
мира.
Существующий
отрицательный
персонаж,
как
правило,
легко
перевоспитывается под воздействием дружбы, любви и сочувствия. Очень важно
еще и то, что в таких мультфильмах злой и отрицательный персонаж подается в
юмористической форме, что уравновешивает его негативную сущность.
Качественные мультфильмы позволяют развивать речь в различных аспектах –
воспитание
звуковой
культуры
речи,
расширение
словаря,
формирование
грамматического строя и связанной речи. Так же мультфильм служит прекрасным
средством развития мышления, внимания, воображения, памяти; значительно
расширяет кругозор и совершенствует коммуникативные навыки; учит выражать
свои чувства и настроение.
При работе с мультфильмами можно использовать следующие приемы:
«Назови мультфильм» - придумывание названия мультфильму;
«Стоп-кадр» -
остановка
мультфильма
в
кульминационный
момент
и
стимулирование
мотивационных
компонентов
речевой
деятельности
на
прогнозирование ситуации или выполнение каких-либо упражнений;
«Путаница» - восстановление последовательности событий и составление
рассказов по серии фрагментов мультфильма, как вариант – с последующим
проигрыванием;
«Калейдоскоп кадров» - составление новой истории на основе фрагментов
разных мультфильмов;
«Режиссеры» -
а) изменение деталей, эпизодов мультфильмов;
б) придумывание продолжения мультфильма по его началу или начальному и
конечному фрагменту;
«Убери лишнее» - поиск лишних картинок или кадров;
«Я герой» - составление рассказа от лица героев мультфильма;
«Оживление мультфильма» - озвучивание мультфильма, снятого без речевого
сопровождения, запись и наложение своей озвучки на кадры;
«Актеры» - озвучивание мультфильма.
Таким образом, можно считать, что отечественные мультфильмы можно и
нужно использовать в работе с детьми, в том числе и на занятиях по развитию
речи, одновременно решая задачи речевого и духовно-нравственного воспитания.