Автор: Зайцева Валентина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 218
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Рада всех приветствовать, меня зовут Зайцева Валентина Анатольевна, я
работаю воспитателем детского сада и являюсь педагогом дополнительного
образования в разделе Художественное Творчество, мой кружок называется
Волшебный Комочек, работаем мы преимущественно с пластилином, в
основном используя технику пластилинографии, так как именно она
помогает развивать у детей мелкую моторику рук.
Мелкая моторика представляет собой способность выполнять точные
движения пальцами и руками благодаря слаженной работе нервной,
мышечной и костной систем. Она начинает формироваться с младенчества
естественным образом.
Сначала малыш учится хватать предметы, затем осваивает перекладывание
их из одной руки в другую, а позже, по мере взросления, учится держать
ложку и карандаш.
С
возрастом
моторные
навыки
становятся
более
разнообразными
и
сложными, увеличивается количество действий, требующих координации
обеих рук.
Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей
интеллектуальной готовности к обучению в школе. Ребенок с хорошо
развитой мелкой моторикой способен логически мыслить, у него хорошая
память и внимание, связная речь, и он готов к освоению навыков письма.
Способность выполнять точные движения с предметами развивается в
старшем дошкольном возрасте, и к 6-7 годам в основном завершается
созревание соответствующих зон мозга и развитие мелких мышц.
Дети
с
недостаточно
развитой
моторикой
испытывают
трудности
с
удержанием ложки или карандаша, не могут самостоятельно застегивать
пуговицы или завязывать шнурки.
Их возможности познания мира ограничены, и они часто чувствуют себя
неуверенно в действиях, которые легко даются сверстникам. Это сказывается
на эмоциональном состоянии ребенка и его самооценке. Со временем
недостаточный уровень развития сложных координированных движений рук
может затруднить освоение письма.
Пластилинография представляет собой замечательный метод для развития
мелкой моторики, так как это универсальный способ формирования
эстетического вкуса, улучшения моторики пальцев и развития творческих
навыков у детей дошкольного возраста.
Этот вид деятельности помогает снять мышечное напряжение и способствует
расслаблению, развивает воображение, художественное и пространственное
мышление
у
детей,
стимулирует
их
фантазию
и
побуждает
к
самостоятельности.
Пластилин — это мягкий и гибкий материал, который идеально подходит для
детского творчества. Он способен принимать и сохранять заданную форму, а
основным инструментом в работе с ним служат обе руки. Таким образом,
уровень мастерства зависит от умения управлять своими руками.
Эта техника полезна тем, что в процессе работы с пластилином у ребенка
развивается ловкость рук, укрепляется их сила, движения становятся более
скоординированными, а пальцы приобретают большую подвижность. Это
помогает подготовить руку к освоению сложного навыка письма.
Важную роль в этом играет хорошая мышечная нагрузка на пальцы. Лепка из
пластилина способствует тренировке и развитию моторики пальцев, что
быстро развивает творческие способности ребенка и улучшает мелкую
моторику рук.
Пластилин, благодаря своей пластичности и ярким цветам, отлично подходит
для создания аппликаций. Его легко обрабатывать и придавать нужную
форму, а готовая аппликация долго сохраняет свою форму.
Для
создания
пластилиновой
аппликации
понадобятся
разноцветный
пластилин и картон (цветной или белый). Также аппликацию можно
выполнить на стеклянной поверхности, затем накрыть ее таким же стеклом и
вставить в рамку.
Термин «пластилинография» происходит от двух слов: «пластилин»,
обозначающего пластичный материал, и «графо», что означает писать или
изображать.
Пластилинография
представляет
собой
нетрадиционную
технику лепки, где рисунки создаются пластилином на плотной основе. В
результате объекты и предметы могут быть более или менее рельефными.
Занятия
пластилинографией
способствуют
всестороннему
развитию
личности ребёнка, его творческих способностей и воображения. Дети
приобретают знания, умения и навыки, учатся познавать мир, осознавать
своё место в нём и расширять возможности своей изобразительной
деятельности.
Знакомство с пластилинографией можно начинать уже в раннем возрасте,
начиная с ясельной группы. Дети в возрасте 2–3 лет способны осваивать
простейшие приёмы, такие как скатывание шариков, раскатывание жгутиков
и сплющивание их в лепёшки.
Поскольку детские пальчики ещё не очень ловкие, я, как воспитатель, должна
предлагать картинки с небольшим количеством крупных деталей.
Для начальных занятий подойдут темы вроде «Огурчик», «Ромашка» или
«Зайчик». Я рисую карандашом силуэт предмета, а ребёнок дополняет его
пластилиновыми точками, например, добавляя красные или жёлтые яблочки
на дерево. Другой вариант — ваза, в которой ребёнок создаёт букет цветов.
В средней группе дети становятся более ловкими, и я могу переходить к
более сложной технике пластилинографии. Дошкольники в возрасте 4–5 лет
могут создавать картины из тонких жгутиков, скрученных в виде улитки.
Я изображаю волшебную птицу, а ребёнок раскрасит её перья пластилином
разных цветов. В этом возрасте дети учатся не выходить за контур
изображения и использовать в работе дополнительные материалы, такие как
крупа или бусины, что делает картинку более интересной.
В старшей дошкольной группе дети уже способны создавать сложные
композиции, такие как пейзажи разных времён года, изображения животных
и людей, а также фантазийные работы.
Я могу предложить детям 5–7 лет использовать размягчённый пластилин,
который накладывается на основу с помощью шприца тонкими полосками.
Такой приём, без сомнения, вызовет у детей восторг. Отличным решением
для старшей и подготовительной группы станут коллективные композиции.
Рассмотрим некоторые ключевые цели Федерального Государственного
Образовательного Стандарта для дошкольного образования, которые можно
развивать
через
занятия
пластилинографией
на
этапе
завершения
дошкольного обучения:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах
деятельности,
таких
как
познавательно-исследовательская
и
конструирование;
- ребенок умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам окружающих, адекватно
выражает свои эмоции, включая уверенность в себе, и стремится разрешать
конфликты;
- у ребенка развито воображение, которое он применяет в различных видах
деятельности;
- ребенок обладает хорошо развитой крупной и мелкой моторикой, он
активен,
вынослив,
владеет
основными
движениями
и
способен
контролировать и управлять ими;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, стремится
самостоятельно находить объяснения природным явлениям и поступкам
людей;
- ребенок склонен к наблюдению и экспериментированию.
В
заключение
можно
отметить,
что
занятия
пластилинографией
способствуют развитию мелкой моторики у детей как с нормальным
развитием, так и с ограниченными возможностями здоровья. Они помогают
укрепить силу рук, делают движения обеих рук более скоординированными,
а движения пальцев — более дифференцированными. Это подготавливает
детей к освоению сложного навыка письма.
Список литературы:
Давыдов Г. Н. Пластилинография для малышей / Г. Н. Давыдов. – М.:
Издательство «Скрипторий», 2008. – 80с.
Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста / И. А. Лыкова. – М.: ОЛМА
Медиа Групп, 2009. – 239 с.
Новиковская О. А. Ум на кончиках пальчиков / О. А. Новиковская. – М.:
АСТ, Спб.: «Сова», 2006. – 235с.