Автор: Ягафарова Елена Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 65 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка по речевому развитию в первой младшей группе "Ай да ложки"
Методическая разработка по речевому развитию в первой младшей
группе "Ай да ложки"
Автор: Ягафарова Елена Сергеевна, старший воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 65 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Цель: расширение и активизация словарного запаса детей на основе
обогащения представлений о ближайшем окружении.
Задачи:
- обогатить представления детей о видовом многообразии однородных
предметов (ложки разные по размеру, материалу, функциям);
- развивать умение различать и называть виды ложек (маленькая – чайная,
побольше – столовая, большая – раздаточная);
- развивать у детей навыки опытно-экспериментальной работы с предметами.
- формировать умение группировать предметы;
- формировать умение вести диалог с педагогом, отвечать на вопросы;
Оборудование: три красивые коробки; ложки - разные по размеру, форме,
материалу (деревянные, пластмассовые, металлические, внешнему облику,
функциям, пластмассовый тазик с водой; аудиозапись «Антошка» Ю. Энтин,
магнитофон.
Предварительная работа:
- сбор (совместно с родителями) разных по размеру, материалу, функциям
ложек;
- чтение стихотворений про ложки: В. Берестова, И. Храмовой, Т. Разумовой,
Т. Цыбульской;
- рассматривание картинок с ложками;
- просмотр мультфильма «Антошка».
Методические приемы: сюрпризный момент, игровая ситуация, беседа-
диалог, вопросы, физкультминутка, эксперимент.
Ход занятия
Организационный момент. Дети сидят вокруг столов, в общем кругу (столы
поставлены вместе). Звучит музыка из мультфильма «Антошка».
В группу заходит Антошка: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в гости и
принес красивые коробочки. А вот что в коробочках, вы узнаете, отгадав
загадку:
Утром, вечером и днём,
Соберёмся за столом!
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет, есть их (ложка)
Дети вместе с Антошкой открывают первую коробочку с ложками.
Игра «Назови, из какого материала сделаны ложки».
Антошка: Дети, возьмите в руки по ложечке. Давайте их рассмотрим.
Красивые ложечки? (да). Как вы думаете, из какого материала они сделаны?
(из дерева). Значит, они какие? (деревянные). А деревянные ложки
одинаковые по размеру? (нет). Какие вы видите ложки? (есть маленькие,
побольше и самые большие).
Антошка: Давайте откроем вторую коробочку (дети открывают).
Возьмите в руки вот эти ложечки. Как вы думаете, из какого материала
сделаны эти ложечки? (из железа). Значит они какие? (железные). А эти
ложки одинаковые по размеру? (тоже нет). Какие вы видите ложки? (здесь
тоже есть маленькие, побольше и самые большие).
Антошка: А сейчас ,откроем третью коробочку (дети открывают).
Возьмите в руки вот эти ложечки. Как вы думаете, из какого материала
сделаны эти ложечки? (из пластмассы). Значит они какие? (пластмассовые).
А эти ложки одинаковые по размеру? (тоже нет). Какие вы видите ложки?
(здесь тоже есть маленькие, побольше и самые большие).
Игра «Как называются и для чего нужны разные ложки?».
Антошка: Маленькие ложки называются чайными. Возьмите в руки чайные
ложечки. Как вы думаете, для чего они нужны? (чтобы кушать кашу,
размешивать сахар в чашке, кушать пирожные).
Побольше ложки называются столовыми. Возьмите в руки столовые ложки.
Как вы думаете, что можно есть столовыми ложками? (можно есть суп).
А самые большие ложки называются раздаточными. Возьмите в руки
раздаточные ложки. Как вы думаете, для чего они нужны? ( чтобы раздавать
еду: разливать суп, компот, раскладывать пюре, макароны).
Антошка: А сейчас, ребятки, давайте немножко потанцуем!
Физминутка «Антошка».
Дети выполняют имитирующие и танцевальные движения под песню
«Антошка», Ю. Энтина.
Игра «Плавает – не плавает».
Антошка: Давайте поиграем с ложками. Принесите мне, пожалуйста, три
разные ложки: деревянную, пластмассовую и железную. У меня есть тазик с
водой. Проверим, умеют ли ложки плавать.
Антошка приглашает одного ребенка и предлагает опустить в воду
деревянную ложку.
Антошка: Что случилось с ложкой? (она плавает). Это значит, что деревянная
ложка легче воды.
Антошка приглашает другого ребенка и предлагает опустить в воду
пластмассовую ложку.
Антошка: Что случилось с ложкой? (она тоже плавает). Это значит, что
пластмассовая ложка тоже легче воды.
Антошка приглашает третьего ребенка и предлагает опустить в воду
железную ложку.
Антошка: Что случилось с ложкой? (она не плавает, утонула). А это значит,
что железная ложка тяжелее воды.
Игра «Помоги Антошке рассортировать ложки».
Антошка: Ой, все ложки перемешались.
Антошка: Дети, помогите мне, пожалуйста, рассортировать, разложить все
ложки по своим коробкам : деревянные – в первую коробочку,
пластмассовые – во вторую, и железные – в третью (дети помогают Антошке
справиться с заданием).
Антошка: Вот спасибо! Как мне хорошо помогли! И как интересно было с
вами играть! А сейчас мне пора уходить. А хотите, ложечки я вам подарю?
(да). До свидания!
После окончания занятия дать возможность детям еще раз полюбоваться
ложками, поиграть с ними.