"Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога"
Авторы: Кудрявцева Надежда Геннадьевна, Гонтарь Ирина Петровна Должности: педагог-психолог, педагог-психолог
Учебное заведение: СПб ГБУЗ ДПНС "Пионер"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога"
Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога
(из опыта работы)
Кудрявцева Н.Г. педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Гонтарь И.П. педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Метафорические ассоциативные карты плотно вошли в арсенал
психологических техник и активно используются психологами-практиками
для решения психологических задач при работе с детьми и запросами
родителей
(законных
представителей).
Метафорические
ассоциативные
карты
в
самом
общем
понимании
—
это
определенная
концепция
функционирования человека в социуме, которая личностно воспринята
автором и предложена для понимания определенной сферы отношений,
технологически
воплощенная
создателем
посредством
рисунков,
репродукций, фотографий, графических изображений и слов. В основе
техники лежат механизмы ассоциации и проекции, описанный еще в трудах
З. Фрейда.
Метафорические карты выступают проводником между сознанием
и эмоциями ребёнка и психологом. По средствам трактовки метафорических
раскладов ребёнок раскрывает свой внутренний мир. Одно из несомненных
достоинств этого метода, как и других проективных методов в работе
психолога-это невозможность искажения результата.
В процессе работы с картами актуализируются психологические
защиты и в первую очередь это проекция, идентификация и вытеснение.
Проекция побуждает ребёнка рассмотреть в карте то, что он, не желает
видеть и в себе, но проецирует на социальное окружение (мотивы,
комплексы, эмоции, чувства, ценности, потребности, конфликты пр.).
Данный вопрос очень актуален, так как детство – это то время, когда
происходит активное формирование личности ребенка, его ценностей,
убеждений и паттернов поведения. И важно на этапе детства делать
корректировки, чтобы ребенок вырос психологическим здоровым человеком.
В
последнее
время
значительно
увеличилось
число
детей
дошкольного возраста, у которых отмечаются те или иные отклонения в
развитии.
Именно
эмоциональное
выпадение
ребенка
из
коллектива
ровесников является одним из первых признаков «социального вывиха» (Л.
С. Выготский) и может привести к отклонениям в формировании личности
(Г. М. Бреслав) даже при наличии не резко выраженных нарушений в
развитии.
У большинства современных детей проявляются признаки
наличия минимальных мозговых дисфункций (ММД).
Таким образом, перед нами стояла задача правильно организовать
коррекционно-развивающую помощь, позволяющую создать оптимальные
условия для адаптации и адекватного самоутверждения «проблемного»
ребенка в семье и в группе санатория.
На индивидуальных консультациях с родителями
увеличивается
запрос на проблемы, связанные с эмоциональным развитием детей:
психологическая травма ребенка в период сложных семейных отношений,
повышенная опека и последствия в развитии ребенка, утомляемость ребенка,
отказ от любого вида деятельности, заниженная самооценка, повышенная
тревожность, непринятие родителей, тесное взаимодействие с бабушками,
отказ от еды, невроз навязчивых состояний, невротические страхи.
В
нашей
работе
с
детьми
над
рациональными
методами
преобладали методы арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии, методики
развивающего движения, музыкальной терапии. В работе с детьми важно
использовать гибкие формы диагностической, коррекционно-развивающей
работы. Для выполнения этого требования мы искали новые, интересные,
удобные и эффективные методы работы –МАК – один из таких методов.
Детям очень часто не хватает слов, чтобы выразить то, что они
чувствуют и переживают. Ребёнку сложно сформулировать, описать и
передать другому человеку то, что его беспокоит. И вот тогда на помощь
приходят метафорические карты, которые вызывают у детей интерес,
любопытство. Дети с удовольствием рассказывают о том, что видят на
картинке, отвечали на вопросы, делились чувствами. Метафорические
карты позволяют ребёнку создавать такое игровое пространство, где он
почувствует себя и героем, и волшебником, и создателем.
Есть некоторые особенности использования МАК с детьми. И ихстоит учитывать:
Использовать метафорические карты можно тогда, когда ребёнок
способен рассказать о том, что видит на карте. Это, примерно, с 4,5 – 5 лет.
Конечно, все дети разные. Учитываем этот момент.
Не стоит предлагать карты, если у ребёнка дефект речи, и вы не
совсем хорошо понимаете то, что он говорит. Ваши переспросы будут
раздражать и злить ребёнка. Работа просто не получится, результат вы не
увидите.
Абстрактные
колоды
в
работе
с
дошкольниками
не
используются. Но их можно использовать, как стимульный материал.
Правильно задаём вопросы и очень внимательно слушаем.
Уточняем, повторяем, не перебиваем, не навязываем своё желаемое.
Включаем собственные искренность и интерес к рассказу
ребенка. Дети очень чувствительны, формальность в работе психолога
неприемлема.
В зависимости от возраста ребёнка, а также времени, которое
отпущено на встречу с ним, количество карт должно быть ограничено. Вы
можете отобрать те карты, которые по вашему усмотрению, соответствуют
поставленной задаче. С детьми младшего школьного возраста используем
всю колоду. С детьми дошкольного возраста достаточно 15 карт.
Если вы предлагаете ребёнку выбрать одну карту, а он выбирает
2 или 3, позвольте ему это сделать, но обязательно спросите, почему ему так
трудно выбрать из них одну. А если бы пришлось взять с собой только одну,
то какая из этих трёх осталась бы с тобой?
Незаменимым
и
очень
эффективным
инструментом
метафорические карты являются в коррекционной работе с детьми.
Неоценимая польза работы с МАК:
Снимают эмоциональное и психологическое напряжение. В
качестве знакомства с ребенком, можно использовать игру «Моя семья». Это
очень весело, но при этом, позволяет психологу собрать максимум
информации о жизни ребёнка, о его симпатиях и антипатиях, о его скрытых
переживаниях.
В атмосфере доверия и безопасности ребёнок может проговорить
о том, что его беспокоит, тревожит. А это уже несет в себе эффект
коррекции. Главное – создать эту атмосферу.
Работа с МАК стимулирует интуицию и творчество. Мы создаём
игры и упражнения специально под каждого ребёнка, тем самым, формируя
важные и нужные навыки: умение задавать вопросы, развернуто отвечать на
вопросы,
строить
предложения,
удерживать
последовательность
повествования, следовать правилам и создавать их самому.
Развитие когнитивных процессов у детей. Опять же, под каждого
ребёнка предлагаем упражнения и игры на развитие внимания, памяти,
воображения.
С помощью МАК мы позволяем ребёнку моделировать ситуации
и прожить их в разных временных рамках: прошлое, настоящее, будущее. А
это формирует ещё один очень важный навык – умение видеть последствия
сегодняшних действий/поступков.
МАК можно использовать как стимульный материал и в качестве
диагностического
инструмента.
Опыт
и
желание
позволят
создать
собственные диагностические материалы.
Включение МАК в работу с ребёнком, позволяет увидеть и
оценить картину его межличностных отношений.
При помощи МАК мы можем найти выход из проблемной
ситуации.
В своей работе с детьми мы используем несколько комплектовМАК:
1 «Тропинка к своему Я». Автор Л.И. Кононова.
2 «Роботы». Автор Т. Ушакова.
3 «Метафорические животные» Автор Л.И. Кононова.
4 «Мой ребёнок». Авторы: команда разработчиков Лас Играс.
МАК включали в работу с детьми старше 5 лет, у которых развит
определенный уровень мышления. Если использовали карты с выбором, то
дошкольникам предлагаю не больше 20 карт, для гиперактивных и
тревожных детей 10 – 15.
Ну
и
конечно
же,
важным
умением
психолога
остаётся
задавание правильных вопросов и умение слушать и слышать ребёнка. Вот
некоторые из них:
Что ты видишь на этой карте?
Кто или что в ней является главным?
Ты есть на этой картинке?
Что чувству(ет)ют геро(й)и, изображенные на ней? Как ты
это понял?
Знакомы ли тебе такие чувства? В каких ситуациях тебе
приходилось их испытывать?
Как бы ты поступил в ситуации, в которой оказался
главный герой?
Почему с ним это произошло? Что ты об этом думаешь?
А что может произойти дальше? Почему?
Если бы ты был советчиком/другом/волшебником/мудрой
совой что бы ты ему посоветовал/порекомендовал?
Чего не хватает на этой карте? Что хотелось бы добавить?
А может быть, наоборот, что-то хочется убрать? Почему?
Конечно, вопросов может быть гораздо больше. Это всего лишь
пример, главное, чтобы они были заданы на существующую тему и были
понятны ребенку.
А в конце предлагаем упражнение «Сыщик».
Упражнение «Сыщик» :
В одном очень уютном и мирном городке, где все жители знали
друг друга, завёлся воришка. Каждую ночь он похищал какую-то вещь,
принадлежащую горожанам. Все понимали, что вор что-то украл, но вот что
именно – никто не мог вспомнить. И тогда жители города пригласили очень
внимательного и опытного сыщика (имя ребёнка).
Итак, (ребёнок) закрывает глаза, а я (воришка) убираю одну карту и
прячу её в общей колоде. Задача сыщика, после того, как он откроет глаза,
отыскать её в колоде.
Думаете это легко и просто? А вот попробуйте! И если у вас
получится – вы настоящий сыщик!
Видов метафорических карт большое разнообразие. Есть более
узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные.
Хотим отметить, что дети очень любят работать с МАК, с
удовольствием их рассматривают, выбирают. Самое главное при работе с
метафорическими картами нужно уметь слушать и понимать.