Автор: Валькова Елена Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение элементам грамоты детей с ОНР через игру"
Статья
«Обучение элементам грамоты детей с ОНР через игру»
Валькова Елена Николаевна учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 70» города Нижнего
Новгорода, Нижегородская область
«Чтобы иметь будущее,
нужно быть готовым
сделать что-то новое»
Питер Джукер
В настоящее время постоянно увеличивается число детей с речевой патологией,
в
частности,
с
общим
недоразвитием
речи
(ОНР),
что
во
многом
связано
с
изменением соматического и психического статуса современных детей. Дети с ОНР
своевременно
не
овладевают
самостоятельной
речью,
и
с
возрастом
эти
расхождения
становятся
все
более
заметным.
Ученые
подтверждают,
что
у
дошкольников с ОНР не развиты в полной мере критерии готовности к обучению
грамоте,
они
показывают
более
низкие
результаты
по
сравнению
с
нормально
говорящими детьми, в дальнейшем учащиеся с ОНР более подвержены развитию
дислексии и дисграфии. Поэтому возросли требования к подготовке таких детей к
школе и улучшения качества обучения.
Готовность
к
овладению
грамотой
включает
в
себя
овладение
ребенком
звукобуквенным, звуко- слоговым и лексико- синтаксическим анализом и синтезом
до поступления в школу. Проблема подготовки детей с ОНР особенно актуальна,
поскольку нарушения лексико-грамматической и звуковой стороны речи влекут за
собой не только нарушения чтения и письма, но и снижают общую готовность к
благополучному школьному обучению. Таким образом, необходимость развития
предпосылок к овладению грамотой в дошкольном возрасте очевидна.
Непосредственно образовательный процесс по Н.В. Нищевой начинается в средней
группе.
Для
детей
с
ОНР
проводится
специально
организационная
работа,
которая способствует развитию нарушенных предпосылок к успешному овладению
грамотой. На занятиях и в индивидуальной работе первостепенная роль отводится
развитию
фонематического
восприятия
(в
основе
которого
-
фонематический
слух).Дети учатся выделять заданный звук, определять его место в слове, видеть
последовательность
звуков
в
слове,
дифференцировать
звуки,
слоги
и
слова.
Логопед использует такие игровые задания: «Поезд» (дети останавливаются, если
слышат заданный звук), «Назови звуки по порядку в слове», «Придумай слово с
заданным звуком». Игры с мячом: «Назови первый (последний) звук в слове»,
«Подставь
звук»,
«Договори
звук»,
«Договори
слог»,
«Замени
первый
звук»,
«Живые
звуки»
и
т.д.
Применение
игровых
заданий
и
занимательных
игр
способствует
повышению
результативности
в
работе
с
детьми
с
ОНР.
Таким
образом,
основной
задачей
в
процессе
обучения
элементам
грамоты
является
2
формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их
звуковому
анализу
слова,
установлению
различительной
роли
звука,
основных
качественных характеристик.
Организация целенаправленного комплексного воздействия на детей направлена на
развитие слухового и зрительного восприятия, мыслительных операций анализа,
синтеза
и
обобщения,
зрительно-пространственной
ориентации,
чувства
ритма,
общей и мелкой моторики.
В процессе обучения постепенно осуществляется переход от звука к букве. На
занятиях изучается один и тот же звук и буква. Ознакомление с буквой проходит
путем анализа ее элементов. В основу логопедической работы по обучению грамоте
положен
особый
порядок
изучения
звуков
и
букв,
который
определяется
артикуляционной сложностью произнесения звуков. При знакомстве с буквами дети
с ОНР испытывают значительные трудности при запоминании и различении букв.
Это обусловлено тем, что каждая буква состоит из визуально похожих элементов. И
нужно
обладать
достаточно
хорошим
пространственными
представлениями
и
тонким
зрительным
анализом,
и
синтезом,
чтобы
устойчиво
дифференцировать
буквы. К тому же у детей с ОНР отмечается снижение памяти, низкая концентрация
внимания, поэтому дети с ОНР плохо запоминают информацию, что также мешает
усвоению зрительного образа букв. Педагогу необходимо приложить немало
усилий, чтобы дети качественно запоминали буквы и учились не путать их.
Для заучивания пройденных букв, для обучения чтению слогов и простых слов
используются дидактические игры, где в интересной, подвижной форме ребенок
многократно тренируется в узнавании графического образа букв, в умении
дифференцировать буквы на гласные и согласные, в умении соединять их в слоги и
слова. Используются игры: «Буквенные дорожки», «Слоговые дорожки» - ребенок
осуществляет движение по игровому полю пальцами обеих рук, «Твистер с
буквами» - задейственны движения рук и ног, пазлы, танграммы, «Вертушки», игры
«Ходилки» (с магнитным полем и со сменными буквами)
Д/И «Нарисуй букву»,
«Украшаем букву» (с магнитами).
Д/И
«Буквенные дорожки»
Д/И «Букво-цветик»
Д/И «Твистер с буквами»
3
Д/И «Танграм»
Д/И «Вертушка»
Д/И «Вертушка»
Материал для игр
Д/И «Нарисуй букву»,
«Украшаем букву»
4
И так, дети с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми без речевых
нарушений
по
ряду
причин
испытывают
большие
трудности
при
подготовке
к
обучению
грамоте.
Только
специально
организованная
комплексная
работа
на
занятиях и в свободной деятельности, создание необходимых условий, включая
игровые
задания
и
занимательные
игры,
будет
способствовать
развитию
нарушенных предпосылок к успешному овладению грамотой.