Напоминание

"Обучение элементам грамоты детей с ОНР через игру"

Автор: Валькова Елена Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение элементам грамоты детей с ОНР через игру"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья

«Обучение элементам грамоты детей с ОНР через игру»

Валькова Елена Николаевна учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 70» города Нижнего

Новгорода, Нижегородская область

«Чтобы иметь будущее,

нужно быть готовым

сделать что-то новое»

Питер Джукер

В настоящее время постоянно увеличивается число детей с речевой патологией,

в

частности,

с

общим

недоразвитием

речи

(ОНР),

что

во

многом

связано

с

изменением соматического и психического статуса современных детей. Дети с ОНР

своевременно

не

овладевают

самостоятельной

речью,

и

с

возрастом

эти

расхождения

становятся

все

более

заметным.

Ученые

подтверждают,

что

у

дошкольников с ОНР не развиты в полной мере критерии готовности к обучению

грамоте,

они

показывают

более

низкие

результаты

по

сравнению

с

нормально

говорящими детьми, в дальнейшем учащиеся с ОНР более подвержены развитию

дислексии и дисграфии. Поэтому возросли требования к подготовке таких детей к

школе и улучшения качества обучения.

Готовность

к

овладению

грамотой

включает

в

себя

овладение

ребенком

звукобуквенным, звуко- слоговым и лексико- синтаксическим анализом и синтезом

до поступления в школу. Проблема подготовки детей с ОНР особенно актуальна,

поскольку нарушения лексико-грамматической и звуковой стороны речи влекут за

собой не только нарушения чтения и письма, но и снижают общую готовность к

благополучному школьному обучению. Таким образом, необходимость развития

предпосылок к овладению грамотой в дошкольном возрасте очевидна.

Непосредственно образовательный процесс по Н.В. Нищевой начинается в средней

группе.

Для

детей

с

ОНР

проводится

специально

организационная

работа,

которая способствует развитию нарушенных предпосылок к успешному овладению

грамотой. На занятиях и в индивидуальной работе первостепенная роль отводится

развитию

фонематического

восприятия

основе

которого

-

фонематический

слух).Дети учатся выделять заданный звук, определять его место в слове, видеть

последовательность

звуков

в

слове,

дифференцировать

звуки,

слоги

и

слова.

Логопед использует такие игровые задания: «Поезд» (дети останавливаются, если

слышат заданный звук), «Назови звуки по порядку в слове», «Придумай слово с

заданным звуком». Игры с мячом: «Назови первый (последний) звук в слове»,

«Подставь

звук»,

«Договори

звук»,

«Договори

слог»,

«Замени

первый

звук»,

«Живые

звуки»

и

т.д.

Применение

игровых

заданий

и

занимательных

игр

способствует

повышению

результативности

в

работе

с

детьми

с

ОНР.

Таким

образом,

основной

задачей

в

процессе

обучения

элементам

грамоты

является

2

формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их

звуковому

анализу

слова,

установлению

различительной

роли

звука,

основных

качественных характеристик.

Организация целенаправленного комплексного воздействия на детей направлена на

развитие слухового и зрительного восприятия, мыслительных операций анализа,

синтеза

и

обобщения,

зрительно-пространственной

ориентации,

чувства

ритма,

общей и мелкой моторики.

В процессе обучения постепенно осуществляется переход от звука к букве. На

занятиях изучается один и тот же звук и буква. Ознакомление с буквой проходит

путем анализа ее элементов. В основу логопедической работы по обучению грамоте

положен

особый

порядок

изучения

звуков

и

букв,

который

определяется

артикуляционной сложностью произнесения звуков. При знакомстве с буквами дети

с ОНР испытывают значительные трудности при запоминании и различении букв.

Это обусловлено тем, что каждая буква состоит из визуально похожих элементов. И

нужно

обладать

достаточно

хорошим

пространственными

представлениями

и

тонким

зрительным

анализом,

и

синтезом,

чтобы

устойчиво

дифференцировать

буквы. К тому же у детей с ОНР отмечается снижение памяти, низкая концентрация

внимания, поэтому дети с ОНР плохо запоминают информацию, что также мешает

усвоению зрительного образа букв. Педагогу необходимо приложить немало

усилий, чтобы дети качественно запоминали буквы и учились не путать их.

Для заучивания пройденных букв, для обучения чтению слогов и простых слов

используются дидактические игры, где в интересной, подвижной форме ребенок

многократно тренируется в узнавании графического образа букв, в умении

дифференцировать буквы на гласные и согласные, в умении соединять их в слоги и

слова. Используются игры: «Буквенные дорожки», «Слоговые дорожки» - ребенок

осуществляет движение по игровому полю пальцами обеих рук, «Твистер с

буквами» - задейственны движения рук и ног, пазлы, танграммы, «Вертушки», игры

«Ходилки» (с магнитным полем и со сменными буквами)

Д/И «Нарисуй букву»,

«Украшаем букву» (с магнитами).

Д/И

«Буквенные дорожки»

Д/И «Букво-цветик»

Д/И «Твистер с буквами»

3

Д/И «Танграм»

Д/И «Вертушка»

Д/И «Вертушка»

Материал для игр

Д/И «Нарисуй букву»,

«Украшаем букву»

4

И так, дети с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми без речевых

нарушений

по

ряду

причин

испытывают

большие

трудности

при

подготовке

к

обучению

грамоте.

Только

специально

организованная

комплексная

работа

на

занятиях и в свободной деятельности, создание необходимых условий, включая

игровые

задания

и

занимательные

игры,

будет

способствовать

развитию

нарушенных предпосылок к успешному овладению грамотой.