Напоминание

Логические блоки Дьенеша: учимся играя

Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ 2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский р-н, д. Пристань 2-я
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Логические блоки Дьенеша: учимся играя







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация для педагогов.

«Логические блоки Дьенеша: учимся играя»

Что такое блоки Дьенеша? Еще одна популярная «развивалка»?

Простой конструктор или популярная игра для юных математиков? Пожалуй,

всего понемножку. Логические блоки придумал венгерский математик и

психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной

основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с

математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.

Купить блоки Дьенеша стоит тем родителям, которые хотят развить у своих

детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение,

классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие,

память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок

выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку,

выкладывает ряды по заданному алгоритму).

Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Блоки

Дьенеша, которые можно купить практически в любом магазине,

специализирующемся на развивающих материалах для детей, представляют

собой набор из 48 геометрических фигур:

четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

двух размеров (большие и маленькие фигуры);

двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры.

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:

формой, цветом, размером, толщиной.

Игры с логическими блоками позволяют:

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

Развивать пространственные представления.

Развивать логическое мышление, представление о множестве,

операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация,

абстрагирование, кодирование и декодирование информации).

Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать

объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов,

обосновывать свои рассуждения.

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в

достижении цели

Развивать творческие способности, воображение, фантазию,

способности к моделированию и конструированию.

Развивать речь.

Успешно овладеть основами математики и информатики.

Знакомство с логическими блоками Дьенеша.

Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать

фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка

с блоками.

Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить

фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними.

Чуть позже можно предложить следующие задания:

Найти все фигуры такого же цвета, как выложенный блок (покажите,

например желтый).

Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной

формы (или все блоки и т.д.).

Попросите малыша дать мишке все синие блоки, зайчику - желтые, а

мышке – красные; затем подобным образом группируем блоки по

размеру, форме, толщине.

Попросите определить какой-нибудь блок по цвету, форме, размеру,

толщине.

В общении с ребенком лучше пользоваться словом «фигура», чем слово

«блок».

Как играть с Логическими Блоками Дьенеша?

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с

постепенным усложнением:

для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

для развития действий классификации и обобщения;

для развития способности к логическим действиям и операциям.

Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не

адресуются конкретному возрасту.

Для помощи взрослым в работе с блоками разработаны методические

указания по их использованию, которые входят набор, а также разработаны

специальные альбомы для разных возрастных категорий детей.